Управление персоналом

Поощряем сотрудников по результатам оценки

Оценка персонала компании - процесс многоцелевой. С его помощью можно, например, формировать кадровый резерв и улучшать коммуникационные связи. Оценка главным образом должна быть ориентирована на развитие профессионального и личностного потенциала сотрудников. Расскажем, как на основе оценки персонала поощрять достойных работников и, следовательно, повышать мотивацию коллектива.

Оценка персонала компании - процесс многоцелевой. С его помощью можно, например, формировать кадровый резерв и улучшать коммуникационные связи. Оценка главным образом должна быть ориентирована на развитие профессионального и личностного потенциала сотрудников. Расскажем, как на основе оценки персонала поощрять достойных работников и, следовательно, повышать мотивацию коллектива.

«Кадровое дело» № 03, 2005

Светлана ИВАНОВА,
тренер-консультант, старший партнер компании KPG

Большинство руководителей четко осознают важность периодической оценки своих сотрудников. Тем не менее распространено предвзятое отношение к этому процессу как к карательной мере. На самом деле оценка персонала должна быть ориентирована не на прошлое, а на будущее с его возможностями для совершенствования сотрудников с учетом прежних ошибок и достижений. А грамотно организованная система поощрений поможет укрепить корпоративный дух организации и эффективно мотивировать сотрудников.

Технология проведения оценки

Любое мероприятие по оценке персонала предполагает наличие как минимум двух участников - подчиненного и его непосредственного руководителя. Ведь никто так не заинтересован в выявлении потенциала сотрудника, определении оптимальных путей и методов управления им, как непосредственный руководитель. К тому же именно руководитель обладает наиболее полным представлением о специфике работы сотрудника, круге его полномочий. Еще лучше, если в планировании и проведении оценки участвует так называемый эксперт. Это может быть менеджер по персоналу, независимый консультант или просто опытный руководитель, не имеющий к сотруднику прямого отношения (руководитель более высокого, чем непосредственный начальник, уровня; руководитель смежного отдела и т. п.).

Оценка сотрудников проходит обычно в несколько этапов. На начальной стадии этого процесса основную работу выполняет служба персонала, которая разрабатывает принципы и методику оценки, готовит необходимую документацию и материалы (в частности, положение о проведении оценки персонала), а также инструктирует руководителей и сотрудников. На следующей стадии процесса основной объем работы приходится на руководителей подразделений, которые знакомятся с пакетом документов, правилами проведения оценки и оформления результатов и проводят это мероприятие. На завершающей стадии служба персонала и руководители подразделений анализируют собранную информацию, разрабатывают программы карьерного роста, обучения и принимают решение о поощрении успешных сотрудников.

Как часто необходимо оценивать свой персонал? Рекомендуем проводить это мероприятие раз в год или полгода. Если этого требует специфика работы организации, можно и чаще - раз в месяц или квартал. Можно приурочить оценку и поощрения к праздничным датам (в том числе к корпоративным праздникам). График проведения оценки разрабатывается руководством каждой компании в зависимости от условий труда, организационной культуры и других факторов.

Основные критерии оценки

Критерии оценки персонала можно разделить на две основные категории: оценка результативности и оценка компетенций.

Оценка результативности. Оценка результативности позволяет проверить показатели работы сотрудника и одновременно развивать его потенциал. При оценке результативности показатели работы по итогам отчетного периода сравниваются с запланированными показателями (как количественными, так и качественными). Для этого в начале отчетного периода (за год или полгода до оценки) перед сотрудником ставятся цели, отвечающие SMART-критериям. Их должно быть порядка семи-девяти - оптимальное число для того, чтобы не рассеялось внимание и не снизилась работоспособность.

Как минимум две из поставленных целей должны быть связаны с профессиональным ростом сотрудника (например, приобретение определенных навыков управления, повышение уровня владения иностранным языком, изучение нового направления маркетинга). Остальные - с результативностью его работы. Результативность работы выражается в определенных показателях объемов продаж, в количестве реализованных проектов, в непревышении установленного лимита ошибок и т. д.
Если же перед сотрудниками организации не ставилось никаких определенных целей, их принято поощрять за работу без сбоев и добросовестное выполнение своих обязанностей.

Оценка компетенций. При оценке компетенций проверяются знания, умения и навыки сотрудника, его личные качества и особенности поведения. Такая форма оценки рекомендуется, если планируется изменение должности сотрудника, например его продвижение. Оценка компетенций отчасти похожа на интервью, проводимое при приеме на работу. Один из самых эффективных способов оценки в данном случае - решение ситуационных задач (кейсов). Ситуации моделируются с учетом специфики той должности, которую, предполагается, займет сотрудник. Существует два основных методических подхода: «кейс-расскажи» и «кейс-сделай».

При проведении «кейс-расскажи» оцениваемому описывают некую ситуацию и предлагают оценить ее или предположить, как он поведет себя в ней. Например, умение сотрудника брать на себя ответственность и готовность помочь клиенту может быть проверена такой ситуационной задачей: представьте, что звонит клиент и высказывает вам претензии за те ошибки, которые допустили не вы, а ваш коллега, тем не менее клиент обращается именно к вам, так как с вами лучше знаком, как вы поступите в такой ситуации? Если человек постарается решить возникшие трудности самостоятельно и не отправит клиента к своему нерадивому коллеге, значит, он вполне готов занять новую ответственную должность.

«Кейс-сделай» - это уже не просто описание задачи и ее гипотетическое решение на словах, а моделирование действий - что-то вроде деловой или ролевой игры. Оцениваемому предлагается действовать в заданных условиях в режиме реального времени. Например, переубедить «клиента», который после презентации продукта по каким-то причинам отказывается от его приобретения. Сотрудник должен понять причины отказа и в диалоге с покупателем привести веские аргументы, которые заинтересуют его в продукте и заставят пересмотреть первоначальную точку зрения.
Ситуационных задач можно придумать множество, главное помнить, что они должны быть ориентированы на выявление навыков (продаж, переговоров, составления бюджета, проведения маркетинговых исследований и т. д.), а не теоретических знаний.

Принимаем решения о поощрениях

На основе оценки персонала руководство фирмы принимает решение о награждении (поощрении) лучших сотрудников по итогам работы за отчетный период.

По итогам оценки результативности. Если оценка результативности сотрудника прошла успешно, он продемонстрировал свои достижения и профессиональный рост, то в качестве поощрения рекомендуется его премировать или преподнести ценный подарок (например, памятный диплом).

Как именно наградить сотрудника, решает руководство компании, исходя из бюджета организации и уровня дохода работника. Необходимо, чтобы награда имела ценность для сотрудника, иначе она не принесет нужного эффекта. Например, некоторые компании награждают отличившихся «поездкой мечты»: сотруднику выдается сертификат на туристическую поездку в пределах установленной денежной суммы, а он сам выбирает, куда поехать.
Денежной премией можно поощрить сотрудников, которые качественно реализовали тот или иной проект, выполнили работу в сжатые сроки, проявили творческую инициативу, которая привела к увеличению прибыли компании. Обычно такое решение принимает непосредственный руководитель сотрудников и при необходимости согласовывает с вышестоящим руководством.

По результатам оценки компетенций. Если сотрудник показал хорошие результаты во время оценки компетенций, то в качестве поощрения рекомендуется присвоить ему очередной разряд, повысить заработную плату, перевести на более высокую или подходящую ему должность (то есть направить поощрение на карьерный рост). Для наиболее квалифицированных сотрудников, которые имеют большой опыт работы в компании, можно установить надбавку за выслугу лет.
Если необходимо поощрить сотрудников, зарплата которых уже достигла верхней границы должностного оклада, а повышение по служебной лестнице невозможно или нецелесообразно, можно выплачивать ежемесячные персональные надбавки к окладу.
В заключение отметим, что все рассмотренные способы поощрения сотрудников рекомендуется использовать только при отсутствии нарушений трудовой и финансовой дисциплины со стороны работников. К тому же они не распространяются на сотрудников, работающих в компании по договорам гражданско-правового характера.

А как у вас?

Мы обратились с вопросом к работодателям: как часто вы поощряете сотрудников вашей организации, каким образом?

Елена КУГАЙ, старший инспектор по кадрам,
ЗАО «Агро-Череповец» (г. Череповец)

У нас сотрудников поощряют в основном к знаменательным датам, таким как 23 февраля, 8 Марта, и на корпоративные праздники. Мы вручаем премии, грамоты или объявляем благодарность.

Анна НИКИТИНА, менеджер по персоналу,
ТК «Кондитерский мир» (г. Пермь)

Торговый персонал компании мы оцениваем каждый месяц, офисных сотрудников - каждые два месяца. Работников поощряем в основном в денежной форме в виде повышения зарплаты. Также существуют различные надбавки, например, за ненормированный рабочий день, за профессионализм. Каждый год мы проводим профессиональный конкурс среди сотрудников, по его результатам определяем троих победителей, которые отправляются в путешествия. В этом году призом за первое место стала поездка в Италию, за второе - в Финляндию, за третье - в Санкт-Петербург. Кроме того, мы стараемся мотивировать работников повышением по карьерной лестнице и предлагаем достойным занять более высокие должности.

Елена КОСМЫНИНА, менеджер по персоналу
ООО «АСК» (г. Находка)

Большая часть сотрудников в нашей компании работают на результат. При начислении зарплат в расчет принимается система повышающих и понижающих коэффициентов. А такие виды поощрения, как грамоты, благодарности, ценные подарки, отдельные работники получают, например, к Новому году по ходатайству своего непосредственного руководителя.

Начать дискуссию

Как успешно противостоять возрастным стереотипам в недалеком будущем? Что стоит делать уже сейчас, чтобы послезавтра не остаться без работы

Возрастные стереотипы в карьере — реальность, с которой сталкивается почти каждый. Чтобы их успешно обходить, стоит подготовиться заранее. Расскажем, что вы можете делать уже сейчас, чтобы чьи-то «представления о прекрасном» (сотруднике) не мешали вам воплощать профессиональные мечты и строить успешную карьеру.

Как успешно противостоять возрастным стереотипам в недалеком будущем? Что стоит делать уже сейчас, чтобы послезавтра не остаться без работы

Что такое туристический налог и кто должен его уплачивать

С 1 января 2025 года вместо курортного сбора ввели туристический налог. Разобрались в нюансах: кто его уплачивает и в каком размере.

Что такое туристический налог и кто должен его уплачивать

Как бизнесу платить меньше налогов в 2025: разбор от экспертов

С 2025 года селлеры на маркетплейсах и другие предприниматели будут платить НДС на УСН при доходе свыше 60 млн рублей в год. Также с 2025 селлерам доступна АУСН. Какую форму налогообложения выбрать, чтобы меньше платить, как избежать санкций от налоговой и получить амнистию — узнаете на вебинаре.

Как бизнесу платить меньше налогов в 2025: разбор от экспертов

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Дробление бизнеса

В Минэке исключили учащение дробления бизнеса из-за донастройки налоговой системы

Представителям сферы бизнеса будет невыгодно дробиться в результате донастройки налоговой системы. Об этом сообщила замглавы Минэка Татьяна Илюшникова.

В Минэке исключили учащение дробления бизнеса из-за донастройки налоговой системы

Дуров и Цукерберг переобувают свои «соцсети», а также алкогольный челлендж для нейросетей

Самые интересные новости финансов и технологий в России и мире за неделю: новые идеи Трампа по обвеличиванию Америки, нефтегазовые санкции, ковровые пожары в Калифорнии, крокодиловая кожанка главы Nvidia, планы по продаже конфискованных у Silk Road биткоинов, а также интервью про креативные способности современных AI.

10 лучших онлайн-школ по французскому языку

Французский язык остается одним из самых популярных в мире благодаря своей значимости в международной коммуникации, культуре и бизнесе. Это официальный язык ООН, ЕС и множества международных организаций. Изучить основы грамматики, получить разговорные навыки, подготовиться к международным экзаменам по французскому можно на курсах онлайн-школ.

10 лучших онлайн-школ по французскому языку
Анна

УСН и НДС

ООО вновь открытое в 2024 году в декабре, УСН доходы

В Марте 2025 пописали акт на 200 млн
В марте 2025 получили аванс на 60 млн
В апреле 2025 получили остаток на 140...

Читать полностью

Эксперт:

Надежда Камышева

Надежда Камышева
Эксперт

Добрый день.

Превышение 60 млн произошло в апреле, значит плательщиком НДС ООО становится с мая. Но реализация произошла в марте, значит НДС не...

Читать полностью
Налоговые изменения 2025

УСН. Конец эпохи

Когда в начале 2024 года объявили, что будет осуществляться переход к прогрессивной системе налогообложения, то разумно было ожидать, что будут изменения по налогообложению доходов (налог на прибыль и НДФЛ). И эти изменения состоялись. Но какая модернизация налоговой системы без НДС?!

💥Обзор новостей: зарплата женщин на 26 тыс. меньше, чем у мужчин, отказ от ЕГЭ уже начался, туалетная бумага опасна

Рассказываем о самых главных событиях, о которых писали и которые обсуждали в мире.

Инвестиции

​​Где же дивиденды Магнита?

До настоящего времени сохраняется неопределенность с дивидендами Магнита. Напомню, что 29.11.2024 совет директоров компании рекомендовал выплатить 560 руб на акцию. Закрыть реестр предполагалось 9 января.

Инвестиции

Где дивиденды, Алроса? История, доходность, дивидендная политика и перспективы Алросы

Не всё то золото, что блестит. Алмазы, например, тоже блестят, как и глаза инвесторов, когда они ждут дивиденды. Смотрим, что по дивидендам у крупнейшего алмазадобытчика России и мира.

Где дивиденды, Алроса? История, доходность, дивидендная политика и перспективы Алросы

Утренний бухгалтер № 5801. Самозанятые не будут сдавать отчеты в Росстат

С 2025 года плательщики НПД отнесены к числу респондентов, обязанных представлять статданные, но нагрузка на них не возрастет.

Маркетинг

X, Holiverse и другие судьбоносные ребрендинги: когда технологии перерастают старые имена

В мире бизнеса имя – это не просто набор букв. Это первое рукопожатие с клиентом, это история успеха, это миллионы долларов маркетинговых инвестиций. Почему же гигантские корпорации (Holiverse, McAfee...) принимают решение о смене названия, я рискуют потерять узнаваемость и защиту потребителей?

X, Holiverse и другие судьбоносные ребрендинги: когда технологии перерастают старые имена
Инвестиции

Разбор эмитента: Ренессанс страхование

Ренессанс страхование — одна из крупнейших универсальных страховых компаний России, входящая в число системообразующих игроков рынка. Ренессанс страхование выплачивает дивиденды дважды в год, направляя на них не менее 50% чистой прибыли по МСФО. Первые выплаты были произведены за 2023 год.

Разбор эмитента: Ренессанс страхование
Отчетность

Отчетность организаций на УСН и ЕСХН за 4 квартал (год) 2024 год

Сроки сдачи отчетности организаций, работающих на УСН и ЕСХН, за 4 квартал (год) 2024 года.

1
Отчетность

Отчетность ИП за 4 квартал (год) 2024 год по всем системам налогообложения

Что надо сдать ИП за 2024 год.

Отчетность

ОСНО организации: что сдаем за 2024 год

Сроки сдачи отчетности организаций, работающих на основной системе налогообложения (ОСНО), за 4 квартал (год) 2024 года.

2
НДФЛ

Удаленщики. Обложение НДФЛ выплат по ГПХ

С 2024 года вступили в силу правила, согласно которым заработная плата сотрудников — «удаленщиков», независимо от их статуса (резидент или нерезидент) и места работы (в РФ или за пределами страны) облагается российским НДФЛ, который должен быть удержан налоговым агентом.

Общество

🎦Сериал «Не сработало»

На новогодних каникулах решил посмотреть инвестиционное кино. Поскольку большинство известных фильмов и сериалов были пересмотрены ранее, выбор пал на относительно новый сериал под названием «Не сработало» (или другое название — «Мы прогорели»).

🎦Сериал «Не сработало»
1
Маркетинг

Как работает SEO в контент-маркетинге

Как вывести контент в топ поисковиков и получать стабильный трафик, делимся практическими советами по SEO.

2

Интересные материалы

ВНЖ Болгарии для пенсионеров

Полностью данный вид резиденции называется «для обеспеченных пенсионеров». Но это не означает, что нужно иметь пенсию как у депутата. Размер пенсии вообще не имеет никакого значения. Но некоторые накопления у вас все же должны быть. Но обо всём подпорядку.