Управление персоналом

Молчание водителей и секретарш

Болтливость сотрудников не рассматривается как проблема номер один лишь до тех пор, пока она не станет проблемой номер один. Нет, они не шпионы из плохого романа в мягкой обложке. И не мучимы классовой ненавистью. Ни в коем случае. Просто порой их распирает от ощущения собственной информированности. И болтовню они воспринимают не как нарушение корпоративной этики, а напротив, как ее проявление.

Молчание водителей и секретарш

Болтливость сотрудников не рассматривается как проблема номер один лишь до тех пор, пока она не станет проблемой номер один

КАРЕН ГАЗАРЯН

Нет, они не шпионы из плохого романа в мягкой обложке. И не мучимы классовой ненавистью. Ни в коем случае. Просто порой их распирает от ощущения собственной информированности. И болтовню они воспринимают не как нарушение корпоративной этики, а напротив, как ее проявление.

Однажды мы с приятельницей, прекрасной половиной крупного банкира, собирались на важное мероприятие. Представительность нашей делегации обеспечивалась ее чересчур внушительным для хрупкой женщины джипом. И не только им. «Ты не бойся,- сказала она мне.- У меня в машине двое мужиков здоровых». Водитель с телохранителем сидели на двух передних сидениях. Ни единого звука не издали они за все время пути. Когда мы вышли из машины, приятельница поглядела на меня внимательно, а потом и говорит: «А они всегда молчат. Очень удобно».

И в самом деле, удобно, подумал я. Ведь молчаливый водитель - это уходящая натура, редкий и исчезающий вид. Потому что большинство личных водителей предпочитает не молчать, а говорить. Спорить о политике. Интересоваться семейной жизнью работодателя. Жаловаться на жизнь. Требовать денег на ремонт машины. Но самое неприятное, что они обожают потом выбалтывать на сторону всевозможную информацию.

Оказавшись однажды за рулем корпоративного автомобиля, они лишаются своего «я» и превращаются в «мы». И это «мы» обозначает единство вовсе не с машиной, а с начальником. «Мы едем на переговоры», «мы возвращаемся из аэропорта», «мы дали кредит», «мы взяли кредит», «у нас плохое настроение», «год мы заканчиваем с убытками» и т. д. А если личный водитель хотя бы однажды попал вместе с руководителем в ресторан, если его сердце дрогнуло, вспомнив, что водитель сидит там за рулем с затекшими членами, голодный и несчастный, пиши пропало. Вся полученная и не переваренная информация будет ретранслирована широковещательным методом. Чтобы до этого не дошло, необходимо что-то предпринимать с самого начала.

Самое начало - это даже не собеседование. К собеседованию должны быть допущены обладатели самых лучших резюме. По каким же критериям их выбирать? Может быть, молчаливый, исполнительный водитель - это бравый отставной майор милиции, бывший афганец или, того лучше, - птенец Лубянки?

Татьяна Мойса, региональный директор по Центральной России Kelly Services говорит, что их компания не отдает предпочтение выходцам из спецслужб: «При подборе персонала на различные позиции консультанты Kelly Services огромное внимание уделяют уровню культуры кандидата и оценке основных навыков, способности не выдавать лишней информации, начиная с личного телефона и электронной почты руководителя и заканчивая корпоративной информацией. Оценка личностных качеств и навыков человека оценивается на интервью, при личной беседе рекрутера. Но не следует забывать, что существует также и возможность дополнительно обезопасить работодателя от недобросовестности будущих сотрудников на этапе проверки рекомендаций. Как правило, бывшие коллеги или работодатели в ходе беседы уделяют внимание недостаткам специалиста, будь то непунктуальность или излишняя коммуникабельность». Вместе с тем, Татьяна Мойса отметила, что критерий молчаливости не предъявляется рекрутинговому агентству как ориентир для поиска.

Болтливость сотрудников не рассматривается как проблема номер один лишь до тех пор, пока она не станет проблемой номер один. Руководители предприятий полагаются на свой менеджерский талант, проницательность, чутье, знание человеческой природы. Мол, если что, все равно уволю. Как бы не было поздно пить боржоми.

Впрочем, если у вас создалось впечатление, что личный водитель, невоздержанный на язык,— это наибольшее зло, то это впечатление ошибочно. Наибольшее зло - это болтливая секретарша. Ее ослепительная улыбка в момент подношения утреннего кофе не должна вводить вас в заблуждение. Перед вами не друг. Ибо лишь одна женщина в компании может быть другом, и это главный бухгалтер, свирепый монстр со стеклянным глазом, затянутый в фисташковый полушерстяной костюм с блестящими пуговицами. А секретарша, как ее ни своди, не сводится к функции. Секретарша - это больше, чем кофе-машина, больше, чем телефонный автоответчик и коммутатор, больше, чем блокнот, больше, чем оперативная память портативного компьютера, чем дверная пружина, чем мелодичный голос из селектора. Секретарша, по ее собственному мнению, второй по важности человек в компании. Эта мысль отлично расположилась в ее прелестной головке, оттеснив глянцевые журналы на периферию горизонтального сознания. Она должна все знать. Если ей удается узнать хоть что-нибудь, ее распирает от гордости и сознания собственной значимости. Она звонит вечером подруге и томно произносит: «А мы заключили выгодный контракт», «А мы переводим активы за рубеж», «А мы лоббируем поправки к закону», «А мы собираемся вас поглотить. Ам!». И победительно смеется.

Обойтись без нее невозможно. Заставить ее перекладывать бумажки с завязанными глазами трудно. Врать нехорошо. Общаться с партнерами на иностранном языке - себе дороже. Язык жестов она понимает лучше вашего. Что же делать?

Зифа Димитриева, генеральный директор группы компаний «Международный институт менеджмента», говорит: «Это вопрос корпоративной лояльности. Люди бывают лояльны и нелояльны от природы. Если человек во всех своих проблемах винит внешние факторы, он нелоялен и безответствен. И конечно может разболтать все, что угодно, а потом не чувствовать собственной вины, сказав, что у него дома неприятности, настроение плохое и прочее. Чтобы понять это, нужно проводить с кандидатом глубинное интервью по специальной методике. И лояльность надо воспитывать и поддерживать все время. Поощрять человека. Но обходиться без сантиментов. Никогда секретарю или водителю нельзя давать почувствовать, что он является доверенным лицом руководителя. В конце концов, это можно прописать в дополнительном соглашении к трудовому договору».

Специалисты Kelly Services также считают, что интервью при приеме на работу должно способствовать максимальному раскрытию личности кандидата. С ними согласна PR-директор консалтинговой группы СЭТ Ольга Гаврилова: «Необходимо прежде всего внимательно отнестись к рекомендациям с предыдущего места работы,- говорит она.- Кроме того, при подборе персонала с такой спецификой необходимо провести тестирование на умение сотрудника держать язык за зубами (это можно сделать, например, в виде деловых игр и стрессового интервью)».

Конечно, лояльность нельзя привить насильно. Но можно при найме с сотрудником заключить контракт, в частности, заявить о том, что без лояльности невозможно существование в корпорации. Мне известен случай, когда, принимая на работу секретаршу, владелец фирмы заявил ей: «В этой компании у тебя не должно быть друзей»,- имея в виду то, что разговоры с подружками по работе во время чая или в курилке абсолютно исключены.

Таким образом, возможен вариант, при котором придется навсегда отказаться от секретарши длинноногой, напомаженной, со сливочным загаром из солярия. И нанять себе бывшую школьную учительницу, скромную, несгибаемую, дисциплинированную. К посетителям она будет обращаться не терпящим возражения тоном, обескураживая их постмодернистской лексикой: «А вы, товарищи, погуляйте в коридорчике!». А все секреты фирмы будет оставлять за замком, запирая дверь последней и уходя в вечерний сумрак, домой - жарить котлеты повзрослевшим детям.

Но этой страшной перспективы можно избежать. По словам Татьяны Мойса из Kelly Services, многие компании разрабатывают уложения и правила работы с конфиденциальной информацией. «По моему мнению, острой проблемы в обществе пока нет, нет повсеместных случаев разглашения корпоративных тайн. Но, как и прежде, любая компания может столкнуться с недобросовестным поведением сотрудника».

Начать дискуссию

УСН в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера

Сделали большой обзор разъяснений Минфина и ФНС по упрощенке. Все кратко, четко, по делу. Забирайте в закладки

УСН в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера
НДС

Минфин: при выплате дивидендов недвижимостью есть НДС без права на вычет

Если дочерняя компания №2 на ОСНО выплачивает материнской компании №1 на ОСНО дивиденды в виде недвижимости, то компания №2 должна начислить с этой сделки НДС.

МИР

«Русский Стандарт» начал оформлять иностранцам карты «Мир» до их приезда в РФ

Иностранные туристы смогут оплачивать покупки в РФ картой «Мир». В отеле «Метрополь» гостям будут предлагать бесплатную банковскую карту. Ее можно пополнить со счета, которым турист пользуется в своей стране.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
ПСН

Эксперт по налогам делится инструкцией для ИП и бухгалтеров по ПСН

Многим предпринимателям кажется, что патент – это панацея от всего. ПСН не требует особых трудозатрат, отчетности и учета. Но это далеко не так. Развеем эти мифы.

НДС

У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Доставка НДС на дом

Действительно, первый раз получил спам-звонок. В том смысле, что к кредитам, клиникам и старшим следователям по особо важным звонкам я уже привык. Но чтобы с предложением НДС? Такого еще не было. Этот звонок напомнил мне, что я забыл включить в план на этот месяц «ежеквартальный пост налоговой боли». Исправляюсь.

У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Доставка НДС на дом
Инвестиции

Святой рандом июля. TATNP — дивидендные привилегированные акции Татнефти

Продолжаю третий сезон святого рандома с покупкой российских акций. Каждый месяц я выбираю одну рандомную акцию из индекса Мосбиржи. Ну как я, делает это святой рандом, он же генератор случайных чисел. Я её потом просто покупаю. Почему? Да потому что какой смысл ручками выбирать акции, если рынок ведет себя непредсказуемо ¯\_(ツ)_/¯

Святой рандом июля. TATNP — дивидендные привилегированные акции Татнефти
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Утренний бухгалтер № 5681. Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур + комментарии эксперта

Если до конца года не внесут новые уточнения на поправки в НК, с 2025 года абсолютно все упрощенцы, даже ИП с мизерным доходом, будут составлять счета-фактуры.

Майнинг

ФАС и Минцифры защитили майнеров от Минэнерго

Увеличение тарифов на электроэнергию может затронуть центры обработки данных и подорвать работу важной информационной инфраструктуры.

Маркетинг

QIWI станет страусом

Компания QIWI объявила о проведении ежегодного общего собрания акционеров в 2024 году.

Банки

ВТБ отчитался об успехах и сложностях импортозамещения иностранного ПО

Выбрали главное из интервью, которое дал Вадим Кулик.

Упрощенцам, даже свободным от уплаты НДС в 2025 году, придется формировать счета-фактуры. «Ночной бухгалтер» № 1725

Появляется все больше сопутствующих поправкам по налоговой реформе 2025 проблем. Упрощенцев с доходами до 60 млн рублей освободили от НДС автоматически, но при этом не убрали обязанность выставлять счета-фактуры. Бухгалтеры уже всерьез начинают называть УСН усложненной системе налогообложения.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Обзоры новостей

Обзор: проблемы Ивлеевой и Бейонсе, бесплатные продукты пенсионерам, налогоплательщики Z

События в налоговом мире. Налоговый дайджест за 16.07.2024 г.

Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

❗️ 15 июля стартовало обучение в летней школе бухгалтера. Скорее присоединяйтесь!

Вчера, 15 июля, в летней школе бухгалтера прошли первые занятия. Сегодня последний день, когда вы можете приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению!

Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Интересные материалы

Счета-фактуры

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

15