Маркетинг

По следу дамы с собачкой

В петербургской сети из 26 зоомагазинов «Золотая рыбка» изучение поведения покупателей выявило вещи, ставшие неожиданностью для менеджмента. Анализ потока посетителей, типажей покупателей, стиля шопинга показал, что все магазины сети можно разделить на три вида: бутики, универсамы и клубы, рассказывает Нина Гогунц, владелица и гендиректор «Золотой рыбки».

В петербургской сети из 26 зоомагазинов«Золотая рыбка» изучение поведения покупателей выявило вещи, ставшие неожиданностью для менеджмента. Анализ потока посетителей, типажей покупателей, стиля шопинга показал, что все магазины сети можно разделить на три вида: бутики, универсамы и клубы, рассказывает Нина Гогунц, владелица и гендиректор«Золотой рыбки».

До исследования магазины независимо от района выглядели и были оборудованы одинаково. И управлялись по одному стандарту.«Раньше мы знали, что магазины разные, но четко сформулировать, в чем разница, не могли», — говорит Гогунц. Сделать это удалось с помощью консалтинговой компании Watcom, которая и проводила исследование покупательской аудитории методом shop mechanics. Эксперты и видеокамеры в торговом зале наблюдали за посетителями, оставаясь незамеченными. Отслеживали, сколько человек зашло, что за люди, по какому маршруту прошли, где остановились, куда посмотрели, что потрогали, объясняет Дмитрий Неткач, управляющий партнер Watcom Shop Mechanics.

Три в одном

Консультанты порекомендовали«Золотой рыбке» переделать магазины с учетом новых концепций. Два магазина стали напоминать бутики, 12 — универсамы и еще 12 — клубы. В итоге выручка в первый же месяц выросла на 10%. Магазины возле метро и в других местах с хорошим трафиком стали универсамами.«Люди проводят там меньше 6 минут, а в часы пик, с 14.00 до 20.00, образуются очереди, — говорит Гогунц. 

— Поэтому мы переоборудовали их по типу универсама: разделили вход и выход, увеличили количество касс, переставили оборудование так, чтобы повысить скорость совершения покупки». Два магазина по аудитории и месторасположению вписывались в концепцию бутика. Там попытались создать соответствующую атмосферу. Убрали рекламные плакаты, повесили шторы. Туда в основном приходит обеспеченная публика, часто — пары.«Когда женщина восхищается ботиночками для собак, мужчине надо это переждать — мы выделили для них зону: поставили скамейки с подушками, положили мужские журналы», — объясняет Гогунц. Клубами стали магазины, в которых был большой процент посетителей с детьми.

По выходным туда просто приходили погулять, посмотреть рыбок в аквариумах, животных, улыбается Гогунц: теперь там проходят конкурсы детских рисунков и фотографий — например, самого толстого кота или самого говорливого попугая.

В меру увлекающиеся

Стратегии шопинга, особенно после кризиса, заметно изменились и самые дальновидные ритейлеры стали больше уделять внимания изучению потребительской аудитории в конкретных торговых точках, замечает Неткач. Нередко выясняется, что она сильно отличается от аудитории, которую компании закрепляют в маркетинговых концепциях.«Например, считают, что их покупательница —целеустремленная молодая женщина-карьеристка”, а фото 500 человек, сделанных во время оплаты на кассе, показывает, что это в основном домохозяйки средних лет», — уточняет консультант.

По покупательскому поведению россияне больше всего похожи на французов, показало исследование агентства Arc Russia(входит в группу Leo Burnett). Наиболее популярные типажи у нас — так называемые«приверженцы качества» — лояльные потребители одной марки, знатоки качества(их 27%) и«в меру увлекающиеся покупатели» — экспериментаторы, не жалеющие денег на покупки, получающие удовольствие от шопинга(37%).

Универмаг по-европейски

Девелоперская компания RGI International, которая управляет новым универмагом«Цветной», создавала концепцию универмага, проанализировав предпочтения покупателей. Изучение модных форумов и блогов показало, что москвичам остро не хватает брендов одежды, которые они привозят из Западной Европы. Набор марок во многих столичных моллах уже давно не устраивает публику. После многомесячных переговоров менеджерам RGI удалось заманить в универмаг марки, которые раньше не решались прийти в Россию: All Saints, Reiss, Jerome Dreyfuss, рассказала Елена Кузинец, исполнительный директор проекта«Цветной». Универмаг работает не совсем по обычному принципу: магазины брендов не платят за аренду, а отчисляют владельцам универмага часть прибыли в конце года. Всего в«Цветном» представлено 20 новых для Москвы марок одежды. Их продажи стартовали лучше, чем продажи, чем ходовых брендов, к примеру, Mango.

Весь персонал универмага — штатные сотрудники RGI.«Они выполняют функции и продавцов, и консультантов. Общаясь с посетителями, собирают информацию из первых уст, что позволит в дальнейшем совершенствовать работу универмага», — замечает Кузинец.

По данным Leo Burnett, у нас наиболее распространен типаж покупателя-экспериментатора, который хочет получать удовольствие от шопинга. Это учли при планировании«Цветного»: на каждом этаже там звучит своя музыка(для нескольких этажей музыку специально заказали музыканту Мишелю Губеру, который работает с Chanel и Gucci), размещены инсталляции современных художников. На верхнем этаже работает супермаркет, который использует ценовую политику рынка, располагавшегося на этом месте, возле метро«Цветной бульвар»: например, хлеб и выпечку вечером можно купить со скидкой.

Гитарный акцент

В сети магазинов музыкальных инструментов«Музторг»(25 точек) постоянно изучают своих покупателей. Сеть работает на рынке более 10 лет и за это время аудитория сильно изменилась, рассказал Дмитрий Кузнецов, гендиректор сети. Раньше это были в основном профессиональные музыканты, а теперь — люди, которые играют на музыкальных инструментах скорее для удовольствия. Появилось много молодых людей, которых заниматься музыкой стимулируют родители: сейчас эта традиция возродилась, объяснят он. В расчете на них в«Музторге» сделали зону для начинающих, где предлагаются инструменты, рекомендуемые как«Моя первая гитара»,«Мой первый синтезатор».

Новичкам и любителям с ограниченным бюджетом предлагают готовый комплект, в который входят гитара, усилитель, ремень и чехол. Но поскольку среди покупателей«Музторга» много«приверженцев качества» и известных марок, в прошлом году там проводили дни брендов — Yamaha и Fender: приглашали представителей компаний, устраивали автограф-сессии с участием известных музыкантов, предлагали скидки на эти марки в размере 10-15%.

Комментарии

1
  • enma

    Мне статья понравилась. Хочу, чтобы у нас тоже провели маркетинговые исследования и привлекли новые марки!

УСН в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера

Сделали большой обзор разъяснений Минфина и ФНС по упрощенке. Все кратко, четко, по делу. Забирайте в закладки

УСН в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера
НДС

Минфин: при выплате дивидендов недвижимостью есть НДС без права на вычет

Если дочерняя компания №2 на ОСНО выплачивает материнской компании №1 на ОСНО дивиденды в виде недвижимости, то компания №2 должна начислить с этой сделки НДС.

МИР

«Русский Стандарт» начал оформлять иностранцам карты «Мир» до их приезда в РФ

Иностранные туристы смогут оплачивать покупки в РФ картой «Мир». В отеле «Метрополь» гостям будут предлагать бесплатную банковскую карту. Ее можно пополнить со счета, которым турист пользуется в своей стране.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
ПСН

Эксперт по налогам делится инструкцией для ИП и бухгалтеров по ПСН

Многим предпринимателям кажется, что патент – это панацея от всего. ПСН не требует особых трудозатрат, отчетности и учета. Но это далеко не так. Развеем эти мифы.

Инвестиции

Святой рандом июля. TATNP — дивидендные привилегированные акции Татнефти

Продолжаю третий сезон святого рандома с покупкой российских акций. Каждый месяц я выбираю одну рандомную акцию из индекса Мосбиржи. Ну как я, делает это святой рандом, он же генератор случайных чисел. Я её потом просто покупаю. Почему? Да потому что какой смысл ручками выбирать акции, если рынок ведет себя непредсказуемо ¯\_(ツ)_/¯

Святой рандом июля. TATNP — дивидендные привилегированные акции Татнефти

Утренний бухгалтер № 5681. Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур + комментарии эксперта

Если до конца года не внесут новые уточнения на поправки в НК, с 2025 года абсолютно все упрощенцы, даже ИП с мизерным доходом, будут составлять счета-фактуры.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Майнинг

ФАС и Минцифры защитили майнеров от Минэнерго

Увеличение тарифов на электроэнергию может затронуть центры обработки данных и подорвать работу важной информационной инфраструктуры.

QIWI станет страусом

QIWI объявляет о проведении ежегодного общего собрания акционеров в 2024 году

Банки

ВТБ отчитался об успехах и сложностях импортозамещения иностранного ПО

Выбрали главное из интервью, которое дал Вадим Кулик.

Упрощенцам, даже свободным от уплаты НДС в 2025 году, придется формировать счета-фактуры. «Ночной бухгалтер» № 1725

Появляется все больше сопутствующих поправкам по налоговой реформе 2025 проблем. Упрощенцев с доходами до 60 млн рублей освободили от НДС автоматически, но при этом не убрали обязанность выставлять счета-фактуры. Бухгалтеры уже всерьез начинают называть УСН усложненной системе налогообложения.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Обзоры новостей

Обзор: проблемы Ивлеевой и Бейонсе, бесплатные продукты пенсионерам, налогоплательщики Z

События в налоговом мире. Налоговый дайджест за 16.07.2024 г.

Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

❗️ 15 июля стартовало обучение в летней школе бухгалтера. Скорее присоединяйтесь!

Вчера, 15 июля, в летней школе бухгалтера прошли первые занятия. Сегодня последний день, когда вы можете приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению!

Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Счета-фактуры

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

15

Интересные материалы

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.