41% владельцев небольшого бизнеса в России параллельно работают по найму. Однако мало кому из них удается эффективно совмещать две карьеры, и каждый третий готов закрыть собственное дело, если ему предложат достойную зарплату.
Владелица компании «Хлеботека» Юлия Вебер-Чубайс через год после запуска собственного дела решила строить параллельную карьеру. Наняв управляющего для своего пекарного производства, она начала работать директором по корпоративным связям в компании Kraft Foods. Трехлетний опыт жизни на два фронта показал: оставаться успешным и там и там нереально. Либо ты обманываешь работодателя, потому что не выкладываешься полностью, либо себя, считает Вебер-Чубайс. У нее все сложилось по второму сценарию. «Работа “на дядю” вышла на первый план, а собственный бизнес отодвинулся на втрое-третье и даже десятое место», — уточняет она. Когда же ее собственный бизнес стал страдать от недостатка внимания и контроля, Вебер-Чубайс пришлось уволиться: «Результаты работы оказались настолько плохи, что мне пришлось вернуться, чтобы реанимировать компанию». С тех пор дела пошли в гору: через три месяца после того, как она вернулась к оперативному управлению «Хлеботекой», месячный оборот вырос более чем в 1,5 раза.
Перегрузки для сильных
Совмещать предпринимательство и работу по найму удастся, если у предпринимателя есть партнер, который возьмет на себя решение части вопросов, считает Ольга Промптова, гендиректор компании — производителя одежды DD Shop. Или если получится найти суперуправляющего, которому сможешь полностью доверять, что практически нереально, добавляет она: «Тем более что на первом этапе хочется делать все своими руками, именно это доставляет главное удовольствие многим новичкам».
26-летний Александр Демихов, проджект-менеджер компании «Автоаудиоцентр», год назад открыл автосервис. Мотивов было несколько: кризис, желание быть хозяином своего дела и рождение ребенка. Став совладельцем компании «Опт-тюнинг», которая занялась тюнингом внедорожников, он продолжил работать наемным менеджером. О том, что стал предпринимателем, своим работодателям Демихов сообщил постфактум. У них, конечно, возникли вопросы: например, как он сможет везде успевать. Но Демихов смог убедить руководство, что справится. На деле все оказалось сложнее: «С девяти до шести я на работе, с семи вечера до трех ночи — в автосервисе». При таком графике довольно трудно вставать по утрам и приходить на работу вовремя. Иногда собственный бизнес требует отлучиться с работы, но это зачастую невозможно. Приходится брать отпуск за свой счет. И это при том, что у Демихова есть партнер, который многие оперативные вопросы — к примеру, с сервисом и производством — взял на себя и весь рабочий день проводит в автомастерской.
Променять на чужое
Каждый третий владелец малого бизнеса готов закрыть дело, когда появляется перспектива получить интересную работу с адекватной зарплатой, говорит Максим Яремко, гендиректор компании «Мое дело», которая исследовала настроения малых и средних бизнесменов совместно с Ассоциацией молодых предпринимателей России.
Дарья Кузнецова полтора года назад открыла ювелирный магазин в Москве. До этого она несколько лет занималась продажами и маркетингом в иркутской IT-компании «1С-форус». Переехав в Москву в 2009 г., Кузнецова решила запустить собственный бизнес. «Открывая по франшизе магазин испанского жемчуга Majorica, я рассчитывала на поддержку от официального дистрибутора марки в России, — рассказала она. — Однако франшиза оказалась липовой, поставки товара шли с большими перебоями, совершенно отсутствовала рекламная поддержка марки. Дистрибуторы вели себя скорее как конкуренты, чем как партнеры, поскольку сами владели ювелирными магазинами в Москве. Мне пришлось рассчитывать только на себя». Она признается, что без опыта и связей, даже при полной самоотдаче, оказалось очень трудно. Летом продажи упали настолько, что платить зарплату сотрудникам было нечем. Кузнецовой самой пришлось освоить бухгалтерию и вести учет, обслуживать клиентов в торговом зале. И когда предпринимательнице предложили занять должность руководителя отдела продаж в столичной компании, она согласилась. Поначалу Кузнецова планировала работать полный рабочий день и одновременно продолжать развивать свое дело: «Но знающие люди, у которых уже был неудачный опыт совмещения, посоветовали отказаться от этой идеи». Сейчас она собирается закрыть дело и продать магазин, чтобы полностью посвятить себя новой работе.
Конкурент или партнер
Рано или поздно человеку приходится определяться: свое дело или наемная работа, говорит Яремко. Тем более что большинство работодателей с трудом терпят предпринимателей в своих рядах.
«Я не готова в своей компании работать с сотрудниками — владельцами собственных небольших бизнесов, — говорит Наталья Яковлева, президент ГК “Авис”. — Управляя моими большими активами, наемный менеджер поставит их под угрозу из-за своего копеечного бизнеса: ему будут важнее его три копейки, чем мои миллионы». Она признается, что никогда бы не наняла такого человека в компанию. «Считаю, что сотрудники должны быть финансово мотивированы на успех работодателя. Другое дело — аутсорсинг, когда ты имеешь дело с состоявшимся бизнесменом: там взаимоотношения партнерские, задачи и зоны ответственности понятны», — считает она.
Если сотрудник начнет развивать бизнес в той же сфере, что и работодатель, то эта ситуация будет некомфортна для любого собственника, убежден Борис Аль-Диджаили, гендиректор издательской группы ЕЖЕ. «А вот со специалистом, у которого свой независимый бизнес, приятно общаться: он, как никто другой, понимает задачи, стоящие перед собственником, — уточняет он. — Мы сейчас ищем такого человека для развития одного из направлений продаж. Такой сотрудник может быть партнером, потому как сотрудничество полезно обоим сторонам».
На грани выживания
Хотя настроения российских предпринимателей и улучшаются, многие маленькие компании находятся на грани выживания, показало исследование, проведенное компанией «Мое дело» совместно с Ассоциацией молодых предпринимателей России. В опросе участвовало 1183 владельца малого бизнеса из 56 регионов России.
41% владельцев бизнеса совмещают работу по найму с владением собственным бизнесом. 29% участников опроса сказали, что их доходов хватает только на необходимый прожиточный минимум, 22% могут осилить крупные покупки, и только у 1,5% есть средства на покупку недвижимости. Поиск и удержание клиентов стали самой большой проблемой в 2010 г. – с ней столкнулось 35,7% предпринимателей. Для 16% столь же сложным оказался поиск инвестиций, а еще для 16% – поиск кадров.
Начать дискуссию