Источник: Rabota.ru
Считается, что текучка кадров в разумных пределах полезна для организации. Приток «свежей крови» в виде новых специалистов позволяет избежать застоя, а следовательно — дает компании возможность для динамичного развития. Но если слишком частая смена сотрудников становится привычным делом, тогда, вероятно, у компании есть некоторые проблемы с привлечением и удержанием персонала. Портал Rabota.ru выяснил, как работодатели борются с текучестью кадров и каковы причины этого явления.
«Переменчивые» отрасли
О том, что такое текучесть персонала, знают все (многие даже не понаслышке). Также все знают, что на рынке труда существует ряд профессиональных областей, которые подвержены чрезмерной текучке кадров больше остальных. Владимир Якуба, старший партнер компании Tom Hunt, выделяет прежде всего те отрасли, где в приоритет ставится найм сотрудников на все начальные позиции, без опыта работы (продажа товаров широкого потребления, ритейл).
«В рознице текучесть и ее высокие показатели касаются продавцов, кассиров и грузчиков, управленческого персонала. Велик процент текучести кадров и среди менеджеров по продажам, причем вне зависимости от отрасли. В IT-сфере также характерна проблема текучести кадров, так как развитие этой отрасли — одно из главных направлений развития общества, и именно в ней ведется охота на квалифицированных специалистов, в которых рынок испытывает острый дефицит», — добавляет эксперт.
Но если внимательно рассматривать данное явление, становится ясно, что отрасль все же не играет главной роли в вопросе чрезмерного движения рабочей силы: корни проблемы — во внутреннем устройстве организации.
«Текучесть кадров зависит скорее от самой компании, от ее структуры, отношений в коллективе, уровня заработной платы и прочего», — подтверждает Владимир Якуба.
Звук крутящихся дверей
Высокая текучесть кадров в подавляющем большинстве случаев, как известно, пагубно отражается на росте и развитии организации: ухудшаются финансовые, организационные и корпоративные показатели. Двери компании постоянно открыты, сотрудники приходят и уходят, не задерживаясь надолго. Почему так происходит?
Антон Геворкян, менеджер обучению и развитию персонала компании «БАТ Россия», причинами текучести кадров считает следующее: «В частности, это может быть недостаточная самореализация, стресс, неудовлетворенность стилем руководства, уровнем заработной платы и льгот, уровнем рабочей нагрузки, ограниченностью возможностей карьерного роста или удаленностью офиса от дома. Также нередки случаи, когда сотрудник в целом доволен своей работой, но ему поступает заманчивое предложение, от которого он просто не в силах отказаться».
«Стоит отметить, что деньги не занимают первое место среди причин увольнения сотрудников, а вот плохо развитая корпоративная культура, неблагоприятный климат в коллективе, интриги, конфликты (с коллегами, с непосредственным руководителем) вполне могут оказаться первыми в списке причин», — добавляет Владимир Якуба.
Но все-таки любимой мишенью текучки (даже с учетом всех причин недовольства сотрудников, имеющих место в любой профессиональной сфере) является ритейл. В этой отрасли, к сожалению, данного явления не избежать.
«В рознице всегда высокая текучесть персонала. В большинстве розничных компаний работает много молодых людей, которые сознательно выбирают такую работу как временную на период учебы, отпуска, каникул. Если в компании более половины сотрудников в возрасте до 25 лет (как и у нас), высокая текучесть неизбежна. Многие крупные розничные компании считают плановой текучесть 100–120% в год. Некоторые сетевые банки имеют текучесть 20% в месяц (соответственно, более 200% в год) среди персонала, который занимается активной продажей кредитных карт (в основном это молодежь)», — объясняет Анна Бурова, директор по обучению и развитию ГК «Связной».
Хорошо или плохо?
«Определенный процент текучки необходим для "здоровья" компании. Это позволяет ей динамично расти и развиваться. А чрезмерная "текучка" сокращается за счет правильной мотивации (в том числе материальной)», — считает Елена Караваева, HR-директор компании «Евросеть».
Так стоит ли бороться с текучкой? Ведь на искоренение этого «зла» уходит достаточное количество материальных и психологических ресурсов. Может, проще и дешевле постоянно менять персонал?
Антон Геворкян говорит, что «текучка» — это нормальный процесс: «Разумный "круговорот" кадров даже необходим для притока в компанию новых профессионалов и идей. Однако при этом нужно отслеживать так называемый "порог нормальной текучести". Если он значительно превышен, то компании следует принять соответствующие меры. Если же этот показатель значительно ниже среднего значения для индустрии, то это может свидетельствовать о стагнации компании».
Анна Бурова добавляет, что бороться с текучестью персонала необходимо только в том случае, если это экономически обосновано: «Мы не можем и не должны поддерживать низкую текучесть только ради нее самой. Главное — это довольный клиент и развивающийся бизнес. Поэтому мы не держимся за тех, кто не готов вместе с нами реализовывать данные задачи».
Как лечить текучку?
О том, какие средства против текучести кадров применят современные компании, рассказали наши эксперты.
Компания «Евросеть»
«Мы используем все известные на данный момент источники привлечения персонала и активно работаем над формированием позитивной внутренней среды для сотрудников — проводим мотивационные акции, победители которых регулярно выигрывают путешествия, автомобили, возможность принять участие в съемках в художественных фильмах и т. д. Также для общения и решения как вопросов, связанных с работой, так и личных проблем сотрудников мы используем внутрикорпоративный портал. Именно это позволяет нам всегда быть на связи друг с другом и откликнуться в нужный момент!» — рассказывает Елена Караваева.
«Бритиш Американ Тобакко (БАТ) Россия»
«У нас существует несколько способов удержания сотрудников. Уже на этапе отбора кандидатов мы стремимся привлекать действительно талантливых людей, имеющих высокую мотивацию работать в нашей компании. Также мы обучаем руководителей эффективной работе с людьми, предлагаем сотрудникам разнообразные инструменты планирования карьеры в нашей компании, определяем высокопотенциальных сотрудников и предоставляем им дополнительные возможности роста. Помимо этого, наша компания предлагает конкурентоспособную заработную плату и обширный социальный пакет», — делится методами сокращения «текучки» Антон Геворкян.
ГК «Связной»
«Наш Учебный центр позволяет сотрудникам постоянно повышать свою квалификацию, приобретать управленческие навыки. Если у сотрудника есть желание брать на себя ответственность за качество обслуживания и результаты продаж магазина, то вышестоящий руководитель рекомендует его к повышению. В "Связном" действует множество программ мотиваций, рассчитанных таким образом, чтобы в них могли участвовать все сотрудники вне зависимости от стажа или должности. В прошлом году особая программа мотивации позволила сотрудникам за достижение высоких квартальных показателей получить дополнительную денежную выплату в размере тройной премии, а лучшие сотрудники розничной сети по итогам года отправятся в путешествие на один из этапов "Формулы-1". В ноябре минувшего года при содействии одного из партнеров 25 сотрудников розничной сети провели неделю отдыха на Кубе, а в этом году 48 лучших продавцов съездили в путешествие по Центральной Америке. Кроме того, "Связной" регулярно проводит исследования удовлетворенности персонала при помощи систем дистанционного обучения и других ресурсов», — резюмирует Анна Бурова.
Опыт специалистов показывает, что существуют действенные методы по сокращению текучести персонала. Только применять их стоит, если данные мероприятия действительно рентабельны и целесообразны. А минимальный процент текучки даже полезен.
Начать дискуссию