«Царь был честный и искренний человек, строгий и взыскательный к себе… но по направлению своей деятельности он больше привык общаться с вещами, с рабочими орудиями, чем с людьми, а потому и с людьми обращался как с рабочими орудиями, умел пользоваться ими, быстро угадывал, кто на что годен, но не умел и не любил входить в их положение, беречь их силы, не отличался нравственной отзывчивостью». И при этом строил, строил и строил... Несколько примитивное толкование, но по большей части корабль под именем «Россия» двигался вперед. Как остаться на плаву маленькому царству под названием «собственный бизнес»? На кого опереться и чему научить «бояр», да и у кого?
Ответ на вызовы времени
Вызов первый. Переход к информационному обществу
Традиционная система образования с преобладанием непосредственной передачи знаний уступает место ориентации на способы их получения.
Вызов второй. Увеличение осознанного выбора
Доминирующая в нашей стране жесткая система иерархического управления, заложенная еще Петром I, предполагает харизматическое восприятие руководства. А это и психологические перегрузки, связанные с высокими ожиданиями персонала. Переход от системы жесткого нормирования к формированию системы ценностей, основанной на здравом смысле, установке на устойчивое развитие, уважении прав и свобод каждой личности — ответ на вызов осознанного выбора.
Вызов третий. Глобализация
Профессиональные менеджеры просто обязаны уметь работать в географически рассредоточенной команде. Овладение телекоммуникационными средствами, умение координировать свои действия с окружающими — основные качества для этих людей. Для подготовки конкурентоспособных специалистов необходимо формировать умения и навыки командной работы — таков ответ на вызов глобализации.
Вызов четвертый. Владение навыками самопрезентации
Умение выразительно говорить и внимательно слушать собеседника, логично и эмоционально выступать перед аудиторией, бегло анализировать практические ситуации — непременная составляющая успешного менеджера. Для реализации этих требований необходима позитивная мотивация, связанная с раскрепощением слушателей и снижением психологических барьеров.
Добавим формирование конструктивного компонента управленческой деятельности, таких умений самоорганизации, как планирование времени, сохранение психического и физического здоровья, овладение рациональными способами действий и самообразования и т. д.
Итак. На вызовы времени способно ответить:
— повышение информированности о способах получения знаний, формирование самообразовательных умений;
— ориентация на устойчивое развитие, готовность к конструктивному взаимодействию, позитивному самоопределению и раскрытию способностей персонала;
— усиление стимула к преобразованиям, осознанию изменений, происходящих в обществе, и возможности адаптироваться к ним.
Отметим как необходимое условие — построение новой методики подготовки специалистов посредством выбора адекватного содержания, методов и организационных форм. Тем самым особую значимость приобретают такие формы обучения, как семинары, конференции, тренинги, интернет-конференции, магистерские программы.
Обучение в школах бизнеса
Необходимые условия успеха:
— обучение в относительно небольших группах;
— обучение в группах, однородных по своему составу;
— обучение с учетом мирового опыта и национальной специфики ведения бизнеса.
Добавим к этому максимальную адаптацию достижений современной экономической мысли к практике хозяйственной деятельности; обобщение и систематизацию национальной специфики управления; распространение эффективных управленческих технологий; содействие формированию нового типа управленческой культуры, связанного с сокращением дистанции между менеджерами и подчиненными, ориентацией на чувства и возможности каждого сотрудника.
При профессиональной переподготовке специалистов на первый план выходит системный подход в обучении (связь теории с практикой, совместное обучение специалистов различных отраслей экономики, консультирование и т. д).
Индикаторы эффективности обучения
Специфика подготовки менеджеров по оргразвитию — в ее ориентации на реальный сектор экономики. А значит, организация обучения в школах бизнеса должна разрабатываться с учетом таких требований практики, как:
— подготовка универсальных менеджеров вместо узких специалистов;
— формирование профессионально значимых качеств менеджеров;
— стратегическое мышление — видение долгосрочной перспективы;
— навыки творческого подхода к решению проблем;
— реагирование на изменения в социально-экономической среде;
— эффективное управление финансами;
— навыки самопрезентации;
— самоорганизация;
— ориентация на будущее;
— умение работать с географически рассредоточенным персоналом, подготовка к деятельности на внешних рынках, взаимодействие с людьми различных типов культур;
— подготовка специалиста в системе целого предприятия;
— адаптация слушателей программы к использованию новых знаний и консультирование выпускников после окончания обучения.
Специфика предлагаемой методики состоит в том, чтобы адаптировать достижения в управлении к актуальным проблемам экономики; выявить и привлечь к преподаванию специалистов, имеющих за плечами реализацию успешных проектов в различных областях; отобрать менеджеров, провести обучение в соответствии с программой, корректировка которой должна исходить из интересов слушателей.
В течение всего периода обучения и после его завершения необходимо организовывать научно-практические конференции по проблемам управления и стажерскую практику под руководством специалистов, желательно в успешных организациях. После окончания занятий важна адаптация слушателей к использованию новых знаний.
Принципы методики организации обучения в бизнес-школах
- Приглашение для преподавания успешных ведущих специалистов в области управления.
- Подготовка специалистов в системе конкретного предприятия.
- Практика преподающих специалистов в компаниях.
- Бесплатное консультирование предприятия и специалистов после окончания обучения по проблемным вопросам практики.
Оценка результатов обучения
Она выходит за рамки критериев знаний и умений и подразумевает формирование личности во всех ее аспектах. Результаты обучения В. Толмачев предлагает оценивать по четырем уровням:
— репродуктивному — преподаватель должен уметь требовать от обучающихся то, что знает сам;
— адаптивному — умение приспособить собственные требования к особенностям слушателей;
— локально-моделирующему — преподаватель владеет стратегиями формирования системы знаний, умений, отношений по отдельным задачам;
— системно-моделирующему — владеет стратегиями побуждения к самообразованию, самоорганизации, самоконтролю, то есть к саморазвитию в новых условиях.
Этот уровень считается критерием достижения вершиы профессионализма, удержаться на которой преподаватель может, только неустанно самосовершенствуясь. Для оценки качества обучения в школах бизнеса предлагается использовать такие методы, как прямое и включенное наблюдение, тестирование, интервьюирование, а также анализ динамики предприятия слушателей.
Современный ответ на вызовы времени невозможен без детальной оценки перспектив развития предприятия, осознания человеческого фактора как главного рычага развития. Одного «боярского» догляда за порядком и сроками уже недостаточно. Требуется инициатива и проективное мышление.
Начать дискуссию