Управление персоналом

Профессиональное обучение ИТ: уроки кризиса

Сегодня многие предприниматели воспринимают инновации в сфере ИТ-технологий как недопустимую роскошь. Однако, как и все новое, это палка о двух концах.

Сегодня многие предприниматели воспринимают инновации в сфере ИТ-технологий как недопустимую роскошь. Однако, как и все новое, это палка о двух концах.

Почему даже для российского бизнеса ИТ-технологии — это отнюдь не «дорогостоящие украшения», а средства «первой необходимости», пояснил А. Н. Бирюков, заместитель директора Высшей школы бизнес-информатики НИУ «Высшая школа экономики».

Вполне очевидно, что в последнее время поведение ИТ-бизнеса резко изменилось. Вряд ли стоит называть кризисом то, что продолжается уже почти два года и, скорее всего, продлится и дальше. Будем называть это новыми условиями: с таким же успехом можно было бы просто назвать это новой жизнью.

Одной из бросающихся в глаза черт «старой жизни» была явная, даже, пожалуй, вызывающая «перегретость» рынка труда в ИТ-сфере. Это признавалось всеми, никому не нравилось, но и не вызывало особого дискомфорта.

Как следствие, мобильность ИТ-персонала (по крайней мере, в столице) выросла почти до уровня нормального развитого рынка труда. Сложился устойчивый спрос на всевозможные сертификаты, дипломы и другие регалии, призванные продемонстрировать заработанную упорной учебой квалификацию ИТ-специалиста и обосновать его зарплатные ожидания. Дешевые корпоративные деньги с легкостью расходовались на посещение дорогостоящих авторизованных курсов вне зависимости от реальной потребности в предлагаемых ими знаниях и навыках. Желательный «джентльменский набор» сертификатов замелькал и в объявлениях о приеме на работу, причем зачастую из описания вакансии было видно, что содержание этого набора не вполне ясно даже самому автору объявления.

С наступлением нового периода все это благополучие довольно быстро полиняло и съежилось. Сертифицированные консультанты в объявлениях сменились менеджерами по продажам, а подтвержденный практический опыт опять стал перевешивать латинские аббревиатуры-заклинания в списке ожидаемых достоинств претендента.

Жизнь изменилась, и «маятник» качнулся в обратную сторону. Стремление любой ценой сэкономить при отборе и найме сотрудников, приглашение на позиции директоров по развитию людей без опыта работы(!), отказы по причине overqualified сертифицированным специалистам — все это лишь изнанка фальшивого благополучия старой жизни.

А между тем проблема с корпоративным обучением не исчезла. Ведь сертификат — лишь внешняя сторона. Но есть и содержательный компонент. Чему и как учить? Зачем учить?

Как обеспечить высокое качество знаний при сохранении практической направленности обучения? В наших условиях, когда уровень ИТ-образования в высшей школе, мягко говоря, не вполне соответствует реальным потребностям, эти вопросы чрезвычайно важны. Отвечать на них ссылками на перечни авторизованных курсов по меньшей мере странно. Ведь авторизованные курсы — это всего лишь бизнес, причем заинтересованный исключительно в продвижении конкретных технологий в конкретные индустрии.

Полная версия статьи в печатной версии Журнала Управление персоналом

Начать дискуссию