Управление персоналом

Отрицательная оценка — это лишь начало работы над ошибками, а не приговор

Критика в адрес сотрудника любого уровня — сигнал для сотрудника. Сигнал большей частью негативный, особенно при отсутствии конкретики, разъяснения сути недовольства работой этого сотрудника.

Мне не нравится ваша работа…
Меня не устраивает ваше отношение к делу…
Вы непрофессиональны и непоследовательны…


Критика в адрес сотрудника любого уровня — сигнал для сотрудника. Сигнал большей частью негативный, особенно при отсутствии конкретики, разъяснения сути недовольства работой этого сотрудника.

Исправлять ошибки, находить верные решения способен лишь мотивированный человек, нацеленный на позитив, на достижение результата. Как устроить разнос подчиненному и в то же время оставить для него горизонт открытым? Как указать на ошибки, побудить сделать выводы и повысить эффективность работы?
Публичная критика и замечания, выговор, жесткий разговор… Что дальше?

Вопрос к эксперту «УП» М. Магуре.


Обратная связь — важная составляющая любого процесса, будь то управление автомобилем, собственным здоровьем или трудом руководителя. Если действия правильные, то обратная связь (автомобиль едет куда надо или как надо, самочувствие улучшается, или показатели подразделения растут) показывает, что эти действия можно и нужно продолжать. Если что-то пошло не так — загорается иконка «неисправность двигателя»; ухудшается психологический климат в коллективе и т. п. Тревожные сигналы показывают, что необходимы корректирующие действия, которые позволят стабилизировать или улучшить работу управляемой системы.

В обеспечении нормальной работы организации роль обратной связи играет регулярная оценка рабочих результатов сотрудников. Положительная оценка показывает человеку, что он действует правильно. Негативная должна подсказывать, чего в будущем не стоит делать, если мы хотим достичь успеха.

Оценка руководителей — инструмент управления эффективностью

Последние 15–20 лет все больше компаний во всем мире начинают применять такой инструмент, как ежегодная оценка для управления эффективностью труда руководителей. Используемые процедуры и методы оценки призваны ответить на вопрос, в какой мере данный руководитель, его рабочие результаты и рабочее поведение отвечают требованиям компании. Однако смысл оценки не ограничивается только тем, чтобы определить кандидатов на увольнение, важнее понять, как от оцениваемого работника получить более высокую отдачу в будущем.

Наше знакомство с практикой работы российских компаний показывает, что системной работы, направленной на повышение отдачи от работы руководящего состава, в большинстве компаний не ведется. Оценка работы руководителей со стороны вышестоящего начальства часто реализуется в виде разносов. Так называемая конструктивная обратная связь — это из области научной фантастики. Это то, что встречается преимущественно в специальной литературе, но не в реальной практике руководства.

Нужны верные критерии

Все согласны с тем, что система оценки работников, используемая в компании, в идеале призвана оказать существенное влияние на их трудовую мотивацию. Но при этом важно, чтобы те критерии, на основании которых производится оценка, точно отражали вклад работника в работу организации или ее подразделение, были понятны работнику и рассматривались им как справедливые.

Джоэл Спольски на примере своих знакомых демонстрирует, какого рода ошибки возможны при выборе критериев оценки сотрудников, что приводит к превращению оценки в мощный демотивирующий фактор. Так, один из знакомых Джоэла обладал редким талантом зажигать коллег и убеждать их в том, что нужно напрячься в финишном рывке, когда сроки действительно поджимали. Этот человек был тем самым «клеем», который склеивал всю команду. Если бы не он, коллеги не работали бы так слаженно и не успевали бы сдавать проект — пусть даже «под флажок». И что в итоге? Человек всегда получал самые низкие оценки за эффективность — только потому, что начальник не видел его реального вклада в работу команды.

Другой знакомый Джоэла Спольскибыл настоящим профессионалом. Он знал много такого, о чем многие никогда и не слышали. Не боялся пробовать что-то новое и потому обладал уникальным опытом. Этот человек смотрел на вещи со стратегической точки зрения и всегда объяснял коллегам, как и что лучше сделать, чтобы программа получилась лучше, проще, эффективнее. Но с формальной точки зрения, т. е. если оценивать данного специалиста по количеству написанных им программных кодов, он был не так уж и хорош, потому что, помогая коллегам, меньше других писал программных кодов. И конечно, начальник постоянно ставил этому сотруднику низкие оценки за эффективность. Вряд ли после такой оценки можно рассчитывать на трудовой энтузиазм сотрудника в будущем.

Оценка персонала методом заданного распределения (квотирования)

Оценка руководителей дает положительные результаты лишь тогда, когда она реализуется как хорошо отработанная технология. Это предполагает наличие четких регламентов проведения оценочных процедур, формализованные результаты оценки и наличие ясных целей. Зарубежные и отечественные компании, включившие оценку в арсенал методов управления эффективностью руководителей (а часто и других категорий персонала), чаще всего используют ежегодную оценку. В ходе оценки учитываются рабочие показатели, уровень развития у руководителей ключевых компетенций и способность достичь установленных индивидуальных рабочих целей.

Ежегодная оценка позволяет разделить руководителей на несколько категорий с учетом профессиональной успешности. Ряд компаний использует такой метод оценки руководителей, при котором «квота» для каждой из категорий определяется заранее. Этот метод получил название заданного распределения (квотирования). Использование метода заданного распределения позволяет снизить субъективизм со стороны оценивающих.

Джек Уэлч в General Electric, оценивая руководителей в подразделениях компании, определял следующие квоты: 20 % — лучшие, категория А; 70 % — средние, категория В; и 10 % — худшие, категория С.

Уэлч так характеризовал работников, отнесенных их руководителями к категории С: «Сотрудники класса С не справляются с работой. Чаще всего они расхолаживают окружающих, а не заряжают энергией. Такие люди склонны мешкать, а не выполнять. Нельзя впустую тратить на них время, хотя мы и выделяем на их перемещение некоторые ресурсы».

В других компаниях, использовавших метод квотирования при оценке своих руководителей, категории, выделяемые по результатам работы за год, и квоты для каждой категории могут быть другими. Например, в фармацевтической компании Merсk выделялись шесть категорий руководителей:

1. Исключительные для Merck — 5 %.
2. Выдающиеся, по стандартам Merck, — 15%.
3. Высокий стандарт Merck — 70 %.
4. Стандарт Merck с возможностью улучшения — 8 %.
5. Не подходят для Merck — 2 %.
6. Растущие — это новые руководители или работники, недавно назначенные на руководящие должности.

Полная версия статьи в печатной версии Журнала Управление персоналом или через 3 месяца на сайте.

Начать дискуссию

Управленка или финмоделирование? Чему научиться, чтобы зарабатывать больше

Умение вести управленческий учет и помогать собственнику принимать ключевые решения гарантирует бухгалтеру повышение в должности и увеличение зарплаты. Но можно пойти еще дальше — освоить финансовое моделирование и претендовать на должность финдира.

Первичные документы

Виды первичных документов в бухгалтерском учете: как оформлять и работать с ними 

Первичные документы — это отправная точка бухгалтерского и налогового учета и прозрачности бизнеса. Правильное оформление и хранение документов позволит избежать проблем с налоговыми органами и обеспечить надежную финансовую основу бизнеса.

Виды первичных документов в бухгалтерском учете: как оформлять и работать с ними 

Налоговая реформа по НДФЛ принята! Что изменится в работе бухгалтера в 2025 году

С 2025 года будет новая шкала для ставок НДФЛ – от 13 до 22%, в том числе для релокантов, изменятся стандартные вычеты на детей и сотрудников, сдавших нормы ГТО.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Бизнес в новых регионах начал получать статус социальных предприятий

Девять представителей МСП из Запорожской области впервые признали социальными предприятиями.

🎉 Снизили цену на подписку Клерк.Плюс до 99 рублей!

В течение недели подписка на сервис Клерк.Плюс будет стоить всего 99 рублей.

Маркетинг

WhatsApp или Viber: какой мессенджер выбрать для общения с клиентами

Мессенджеры — один из самых эффективных и удобных каналов коммуникации с аудиторией. Их функции позволяют решать большинство бизнес-задач — от формирования имиджа до увеличения продаж. Рассказываем, какие возможности для бизнеса способны предложить мессенджеры сегодня и где лучше начать рассылки.

WhatsApp или Viber: какой мессенджер выбрать для общения с клиентами
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Автоматизация учета

Danone: как VK Process Mining помог увеличить производительность складов на 19%

Производительность склада — один из самых важных показателей для Danone. В какой-то момент команда заметила, что иногда сборка заказов отнимает большое количество времени, и для решения этой проблемы решили провести скрининг, используя VK Process Mining. 

Danone: как VK Process Mining помог увеличить производительность складов на 19%

Автобусы обяжут проходить весовой контроль

По требованию должностных лиц, которые проводят рейды, водители городских автобусов будут обязаны пройти весовой контроль.

6-НДФЛ

6-НДФЛ за 1 полугодие 2024 года: как правильно заполнить в 1С по шагам

В 2024 году форма и порядок заполнения расчета 6-НДФЛ в очередной раз претерпели изменения. Рассказываем, как заполнить в 1С 6-НДФЛ за первое полугодие по правилам 2024 года, на что обратить внимание.

6-НДФЛ за 1 полугодие 2024 года: как правильно заполнить в 1С по шагам
ЭДО в кадровом учете

Анкета кандидата и оформление новых сотрудников в КЭДО

Процесс приема на работу новых сотрудников разнится от компании к компании. В этой статье мы хотим поделиться, как КЭДО EasyDocs помогает средним и крупным компаниям работать с кандидатами и экономить время рекрутерам и кадровикам при приеме на работу новых сотрудников.

Анкета кандидата и оформление новых сотрудников в КЭДО
Маркетплейсы

Модульбанк запустил единый кабинет для управления магазинами на маркетплейсах

Модульбанк создал единое виртуальное пространство для ведения бизнеса на маркетплейсах — сервис «Мой магазин». Теперь предприниматель может управлять магазинами на Wildberries и Ozon из одного окна.

ФНС успокоила: инвестиционные налоговые вычеты вырастут вместе с НДФЛ

Инвесторы смогут получить вычет по ставкам от 13% до 22%. Максимальная сумма возврата составит 88 тысяч рублей.

Бесплатно с Компенсация за неиспользованный отпуск

Компенсация при увольнении. Мини-курс

Право на ежегодный оплачиваемый отпуск есть у каждого работника. Если часть отпуска на момент увольнения не использована, ее выплачивают как компенсацию. Разберем, как ее рассчитать.

Компенсация при увольнении. Мини-курс

Началась рассылка налоговых уведомлений на имущественные налоги физлиц

В первую очередь налоговые уведомления за 2023 год получат пользователи личных кабинетов.

Маркетплейсы

Где и как искать поставщиков для маркетплейсов 2024

Надежный поставщик — одна из главных составляющих успеха на маркетплейсе, причем в постоянном поиске действительно хороших партнеров находятся как начинающие селлеры, так и опытные продавцы. Рассказываем, где искать поставщиков и на что обратить внимание при выборе.

Где и как искать поставщиков для маркетплейсов 2024

10 навыков эффективного финансового директора

Финансовый директор — ключевой участник управленческой команды. Планирование финансового будущего компании, обеспечение ее стабильной работы и устойчивого развития — все эти задачи входят в зону ответственности финдира. Рассказываем, без каких навыков не обойтись финансовому лидеру бизнеса.

10 навыков эффективного финансового директора

15 онлайн-курсов для бизнес-ассистента руководителя

Бизнес-ассистент — это специалист, который помогает руководителю решать ежедневные рабочие вопросы: планирует и согласовывает графики, организует переговоры и рабочие встречи. В отличие от секретаря и личного помощника, бизнес-ассистент более глубоко погружен в суть и цели компании. Он управляет проектами и продуктами, анализирует их продвижение и решает бизнес-задачи. Обучиться этой профессии можно на специальных курсах.

15 онлайн-курсов для бизнес-ассистента руководителя

До 2037 года продлят нулевую ставку по взносам на выплаты членам экипажей

Нулевая ставка для российского флота уже действует больше 10 лет. Это позволило повысить число зарегистрированных судов в 2,5 раза.

Банк «Русский стандарт» создал собственное коллекторское агентство

Банки и микрофинансовые компании начали создавать организации, которые будут заниматься взысканием долгов. Это позволит сохранить маржинальность бизнеса в условиях жесткого регулирования ЦБ.

Интересные материалы

Как налоговая реформа-2025 изменит работу бухгалтера — обсудим на конференции «Клерка»

На V Всероссийской бухгалтерской конференции эксперты расскажут о темах, которые сегодня волнуют всех бухгалтеров без исключений — реформа, затронувшая все налоги, новые правила работы, появление реестра воинского учета, новая отчетность.