Похоже, не очень много. По-крайней мере, недавнее заявление Рашида Нургалиева показывает, что в МВД всерьёз готовятся совершить детскую ошибку начинающих управленцев. Однако цена этой ошибки вовсе не кажется детской. Если на эти грабли наступить, то заплатить придётся по-полной.
Итак, о чём же речь? Как сообщило РИА «Новости», на заседании коллегии МВД глава ведомства Рашид Нургалиев заявил, что в России необходимо создать новую систему отбора полицейских, чтобы исключить возможность совершения ими правонарушений и преступлений. Вот прямая цитата:
«Должны быть отработаны новые специальные методики, которых недостает. Чтобы мы принимали на службу и были уверены на 100%, что не будет брака, чтобы мы могли заранее его выявить. Чтобы выявить таких сотрудников на ранней стадии, чтобы они не совершили правонарушений, а тем более преступлений», – передает агентство слова Нургалиева.
Ни для кого не секрет, что с полицией у нас не всё гладко. И что с ней надо что-то делать. Это признаёт и министр. И в качестве решения предлагает ужесточение отбора кадров. То есть, исходит из такой простой мысли, что, чтобы всё было хорошо, надо просто нанимать хороших людей, а плохих – не нанимать.
Эта идея уже много столетий подряд периодически овладевает умами. В самых жёстких случаях она приводит даже к социальным катастрофам – так, именно вера в возможность «вычистить плохих» питала кровавое безумие двадцатых и тридцатых годов в СССР. Но, независимо от количества «вычищенных», «плохие» откуда-то нарастали вновь.
Как? Откуда? Ответ на этот вопрос и прост и сложен одновременно. Дело в том, что откровенно плохих людей очень мало. И тех самых «потенциальных преступников», против которых Рашид Нургалиев собирается идти в крестовый поход – тоже мало. И их, конечно, надо отсеивать, это стандартная задача кадровых и психологических служб ведомства. Но проблема вовсе не в этих преступных элементах. Главная проблема в том, что подавляющее большинство людей склонно к «вписыванию в корпоративную культуру». И если «корпоративные нормы» подразумевают моральную гибкость – сотрудники постепенно начнут её проявлять. Те, кто не начнут, постепенно выдавятся из системы. Этот механизм универсален и работает везде – и в коммерческих компаниях, и в государственных. В случае с полицией не преступники создают систему – система способствует появлению преступников, самой своей структурой, типом организации. Для милиции/полиции критически важен институт наставничества, без него невозможна передача опыта, подготовка новых кадров. Но этот же институт является и инструментом трансляции неправильных моральных установок. Если даже в такую систему начать «закачивать» прошедших все полиграфы рыцарей без страха и упрёка, часть из них не выдержит и просто уйдёт, а остальные постепенно будут переформатированы под существующую корпоративную культуру. И постепенно впитают мысль, что «есть такие люди, с которыми по-человечески нельзя». Собственно, эту мысль и так разделяет подавляющая часть нашего общества, с единственной лишь оговоркой – «А меня-то за что?».
То есть, решение лежит вовсе не в плоскости подбора, а там, в глубине, в чудовищно инерционном явлении под названием «корпоративная культура», растущем от самых высоких фуражек.
Управленец, решавший когда-либо проблему изменения корпоративной культуры в крупной компании, знает, до какой степени тяжело и медленно идёт этот процесс. А наша полиция – не просто «большая компания», это коллектив почти в полтора миллиона человек. Эта проблема не имеет быстрого решения, не имеет единственного решения. Она требует кропотливой, комплексной и очень компетентной работы. Но понимает ли это руководство МВД? И готово ли оно к такой работе? Ведь это требует изменения и самих себя – именно генералитет должен первым перестать транслировать вниз двойную мораль и этическую гибкость. В иерархических структурах изменения может инициировать только тот командир, который сам служит образцом для подражания, ежеминутно подаёт пример своим подчинённым.
Или всё же проще делать вид, что в полиции хотят служить только латентные преступники?
Источник: http://www.hr-journal.ru/column/thoughts/thoughts_862.html
Комментарии
3Согласен с автором. В том то и дело что отбор вроде бы и жесткий и по критериям здоровья и даже психологическое тестирование есть и испытательный срок до полугода и даже система наставничесства вроде существует и "наставники" за это какую-то дополнительную денежку получают. Но все это формалистика и больше для галочки.(как и впрочем и вся рабта полиции). Те же психологи есть и службу они в погонах проходят. Но система оценки их работы формальная и никто к их выводам не прислушается. Пока МВД выполняет свою настоящую и действительно главную функцию - защищать слуг народа от самого народа. Пока Нургалиев с этой задачей справляется - его не снимут. А соблюдение законности - это для МВД из области болтологии.
Автор прав. Но это - глас вопиющего в пустыне. Никто его не услышит.А если и услышат - отмахнутся.
Если учащиеся милицейского коледжа попадают под следствие по факту разбойного нападения и грабежа, куда уж дальше-то идти? ( вспомните "студента" , погибшего в столкновении с Мирзоевым. Сколько там эпизодов на погибшем ?)
Пришлось быть понятым при офрмлении задержания студента питерской "полицейской академии" - наркоту в кармане нашли ( именно - нашли!) Ну и кого нам воспитывают?
Только не надо впадать "толерантность" и писать традиционное -в МВД есть хорошие, честные... Может быть и есть, только про них почему-то никто и нигде не пишет. Ну, разве что, телевизор, по всем каналам с утра и до ночи...