Управление персоналом

"ДЕНЬ УШАСТИКА" или кое-что о корпоративных праздниках

Праздники имеют огромное значение в жизнедеятельности любой организации и самым непосредственным образом влияют на ее корпоративную культуру. В этом смысле весьма интересен опыт некоторых известных российских фирм, и, в частности, компании "Вимм-Билль-Данн", которая занимается производством кисломолочных продуктов и соков. Из общекорпоративных праздников она придает особое значение таким событиям, как Новый год и день рождения компании. Однако с недавних пор к ним добавился еще один, получивший название "День ушастика". В качестве эксперимента он проводился пока лишь на одном из предприятий холдинга. Суть его заключалась в том, что на весь завод был сделан заказ комплектов больших ушей, которые выдавали на входе всем сотрудникам, от управленцев до исполнителей. И в таком виде они должны были провести свой рабочий день, встречаясь, если нужно, с клиентами, занимаясь другими делами. "Избавиться" от ушей можно было лишь при выходе с предприятия. Насколько мне известно, резонанс был очень большим, и многим подобная идея пришлась по душе.

А. Паньков

Праздники имеют огромное значение в жизнедеятельности любой организации и самым непосредственным образом влияют на ее корпоративную культуру. В этом смысле весьма интересен опыт некоторых известных российских фирм, и, в частности, компании "Вимм-Билль-Данн", которая занимается производством кисломолочных продуктов и соков. Из общекорпоративных праздников она придает особое значение таким событиям, как Новый год и день рождения компании. Однако с недавних пор к ним добавился еще один, получивший название "День ушастика". В качестве эксперимента он проводился пока лишь на одном из предприятий холдинга. Суть его заключалась в том, что на весь завод был сделан заказ комплектов больших ушей, которые выдавали на входе всем сотрудникам, от управленцев до исполнителей. И в таком виде они должны были провести свой рабочий день, встречаясь, если нужно, с клиентами, занимаясь другими делами. "Избавиться" от ушей можно было лишь при выходе с предприятия. Насколько мне известно, резонанс был очень большим, и многим подобная идея пришлась по душе. Помимо общекорпоративных, в "Вимм-Билль-Данне" существуют также локальные праздники. Холдинг включает в себя девять предприятий, которые, в свою очередь, тоже имеют свои собственные дни рождения. Кроме того, собирать одновременно всех работников на общие торжества весьма проблематично и накладно, ведь в одной только Москве работает четыре тысячи человек. Одно из главных требований компании во время проведения торжеств состоит в том, что каждый участник должен покинуть мероприятие самостоятельно. Иными словами, его не должны оттуда унести. Поэтому на праздниках запрещены крепкие спиртные напитки. Разрешаются лишь вина, "Мартини", в крайнем случае, джин с тоником. А количество спиртного планируется таким образом, чтобы оно, скажем так, достаточно быстро закончилось.

Очень многое в организации праздника зависит от наличия интересного сценария, хорошей режиссуры мероприятия. В противном случае торжество рискует превратиться в сплошное застолье и потерять интерес со стороны работников в будущем. Однажды директор одной из белорусских фирм мне признался, что три раза он вывозил сотрудников на день рождения компании на природу, а на четвертый никто ехать уже не захотел. Оказалось, что программа мероприятия была скучной, все ограничилась лишь тем, что '"попили, поели шашлыков и разъехались по домам". Организацию праздника лучше всего доверить профессионалам. В то же время высказываются очень много нареканий по поводу наших известных ведущих музыкальных и развлекательных программ. Корпоративный праздник, по сути, рушился, когда ди-джей очень быстро доходил до кондиции. Зачастую именно от выбора ведущего зависит, насколько удачным окажется праздник. К примеру, компания "Вимм-Билль-Данн" придерживается принципа, при котором любой праздник должен отмечаться на широкую ногу. Поскольку это должно способствовать укреплению имиджа компании, повышению авторитета в общественном мнении. На недавнем шестилетии холдинга принимали участие Киркоров, Пугачева и ряд других звезд российской эстрады. Зачастую можно наблюдать, как мероприятие отдается на волю случая со всеми вытекающими отсюда последствиями. Один директор мне как-то признался: два раза справили, а в третий что-то не хочется. "Погудели" так, что потом сотрудники в течение двух недель друг другу в глаза посмотреть не могли. Существуют множество примеров насаждения корпоративной культуры, праздников, которые чужды большинству работников компании. Так, одно из российско-американских предприятий по инициативе своего руководства отмечало день независимости Соединенных Штатов, хотя там работало всего несколько американских специалистов. Естественно, что подобные "недоразумения" едва ли будет конструктивно влиять на развитие компании.

Достаточно распространенной является следующая ситуация. Руководитель, побыв на празднике какое-то время, уезжает. Либо вовсе предлагает отмечать без него. В отсутствие же начальства зачастую обостряется так называемый народный "пиар". То есть, выпив несколько рюмок, у сотрудников развязываются языки и начинается обсуждение самых деликатных моментов в жизни компании. Велика вероятность и того, что произошло в одной известной российской компании. Вернувшийся в самый разгар праздника директор обнаружил, как в одном нз кабинетов офиса сотрудница занималась любовью с двумя своими сослуживцами. Самое интересное, что через месяц в Москве весьма живо обсуждали историю о массовом групповом сексе в данной компании. Хотя посторонних на празднике не было. В итоге все закончилось многочисленными увольнениями, потерей значимых людей компании и, самое главное, подрывом репутации. Которую, как известно, трудно завоевать, но очень легко подмочить. По большому счету, все праздники предназначаются для поддержания и закрепления основ корпоративной культуры компании. Например, в журнале "Домовой" существует традиция ровно в пять часов вечера ежедневно собираться в большой комнате на чаепитие. За чашкой чая идет обсуждение произошедших за день событий, каких-то спорных моментов, одним словом, снимается накипь. Компьютерная компания "Арсенал" проводит по пятницам для сотрудников и некоторых клиентов пивные вечера. Под хорошую закуску обсуждается все: праздники, новоселье, разводы, свадьбы в компании. Перед выходными все это "отыгрывается", и народ со спокойной душой идет домой. А пейджинговая компания "Мобилтелеком" специализируется на спортивных праздниках, в частности, по бильярду и боулингу. К примеру, в прошлом году для сотрудников был организован выезд на горные лыжи. Наконец, московский журнал "Премьер", чтобы повысить свой престиж после финансового кризиса, из-за которого ему приходилось выходить один раз в два месяца, каждый свой новый выпуск сопровождал каким-либо торжеством. Снималось элитное заведение, куда приглашались клиенты, спонсоры, компаньоны. Основной целью было показать всем, что компания жива и прочно стоит на ногах.

Порой руководство просто запрещает проводить корпоративные праздники.. Дескать, никаких пьянок на предприятии не будет. Однако, как показывает опыт российских компаний, можно вполне успешно обходиться и без них, проводя время цивилизованно. В конце концов, все зависит от руководства той или иной компании, и, конечно, культуры самих сотрудников.

Начать дискуссию