Управление персоналом

Как должен вести себя начальник в кризисной ситуации

Руководитель, пытающийся обвинить в собственном провале подчиненных, слаб и недостоин быть руководителем. Сходным образом думают и подчиненные. Они молча презирают начальника, перестают эффективно трудиться, бегут к конкурентам. Скандал вокруг руководителя не просто опасен - губителен. Способов его избежать куда больше, чем способов из него выпутаться - на этом сходится большинство бизнес-консультантов.

Карен Газарян

«Смотрите, весь мир, все христианство, смотрите, как одурачен городничий!» - кричит известный персонаж легендарной комедии, а потом добавляет: «Чему смеетесь? Над собою смеетесь!». Комедия заканчивается немой сценой: в отличие от Городничего Гоголь возлагает вину на всех и каждого, возвышая свой голос против губительного принципа перекладывания ответственности. Со словами предупреждения великий русский писатель обращается ко всей мыслящей интеллигенции, включая представителей современного малого и среднего бизнеса.

Разбирая похожую ситуацию, любой бизнес-тренер вынес бы строгий вердикт: руководитель, пытающийся обвинить в собственном провале подчиненных, слаб и недостоин быть руководителем. Сходным образом думают и подчиненные. Они молча презирают начальника, перестают эффективно трудиться, бегут к конкурентам. Скандал вокруг руководителя не просто опасен - губителен. Способов его избежать куда больше, чем способов из него выпутаться - на этом сходится большинство бизнес-консультантов.

Хорошая мина при плохой игре

Наталья Матусова, директор по продажам международного агентства по подбору персонала Kelly Services , считает, что «ни один руководитель не заинтересован в дисбалансе, к которому могут привести неконтролируемые слухи. Сплетни имеют свойство расти как снежный ком. Такое положение может привести к непоправимой дискредитации личности руководителя». Наталья Матусова права: дискредитации своей личности не должен допускать ни один руководитель, однако проблема в том, что выбор методов борьбы зависит как раз от типа этой самой личности.

Дмитрий Балдаев, руководитель консалтингового агентства Ars Vitae , говорит: «Если стиль руководства основан на непогрешимости руководителя, то в этом случае не надо рушить фундамент, открыто признавая случившееся своей ошибкой. Гораздо полезнее и целесообразнее будет обыграть скандал, повернув дело таким образом, будто это, к примеру, был специально спланированный стратегический ход или ситуация внезапно переменилась в невыгодную сторону. Это поможет руководителю избежать корпоративной ненависти».

Задача начальника не в том, чтобы, сев в лужу, искусно выдать огорчение за радость, а в том, чтобы признать скорбный факт, но не позволить усомниться в собственной силе. Можно задействовать сложную кутузовскую тактику - сдадим Москву, но сохраним Россию, а можно не сдавать Москву ни за что: «Товарищи, граждане, братья и сестры… враг будет разбит, победа будет за нами!»

Давайте объяснимся

Владелец одной паркетной компании исповедовал тоталитарные управленческие взгляды. Когда его бизнес стало лихорадить, сотрудники пришли сначала в недоумение, затем в смятение, а после и в крайнее раздражение, выражая готовность немедленно и навсегда покинуть территорию офиса. В ответ руководитель поставил условие: каждый сотрудник подробно и непременно в письменной форме излагает все свои претензии к нему лично и к происходящему в компании, а уж потом может уходить и посмотрим еще, как вы без меня. Результат вышел ошеломляющим: объяснительные записки написали менее 20% от общего числа бунтовщиков, да и те заканчивались словами преданности и верности.

Недостаток у подобного тоталитарного подхода один, но весьма существенный: если начальник - самодур, результата не будет. Как говорил сэр Уинстон Черчилль, сложнее всего иметь дело с дураком, ведь никогда не знаешь, что он выкинет в следующий момент. Опасность нарваться на самодура уравновешивается, правда, тем, что самодуры редко выбиваются в тоталитарные руководители - разве что становятся ими по воле случая. Хотя утерять связь с реальностью никогда не поздно.

Если же стиль управления компании демократический, Дмитрий Балдаев советует применять в кризисных ситуациях метод открытого обсуждения: «Представляется эффективным признать допущенную ошибку, проанализировать причины ее возникновения и результаты, сделать соответствующие выводы относительно дальнейшей деятельности и, возможно, даже транслировать результаты этого анализа как кейс в системе управления знаниями в компании для сотрудников, которые могут потенциально столкнуться с подобной ситуацией». С ним согласна директор департамента по работе с клиентами консалтинговой группы СЭТ Анна Уланова: «Переформатировать ситуацию так, чтобы представить провал как закономерную стадию развития, подготовку к успеху, хороший case study - под силу неординарным личностям, к каковым, несомненно, относит себя наш гипотетический руководитель».

Подобная тактика больше походит на стратегию и требует немалого мужества. Руководитель, идущий на столь рискованный шаг, должен быть уверен, что безошибочно отстроил свой бизнес, подобрав в полном смысле слова командный состав. Более того, он должен знать, что сотрудники думают так же. Большинство победных реляций в духе «мы - одна команда», к сожалению, не подтверждается практикой: это видно хотя бы по колоссальному броуновскому движению кадров между корпорациями с собеседованием посередине, во время какового и произносятся хорошо заученные фразы о командном духе. Извлечь же из поражения уроки, полезные не только для себя самого, но и для всего коллектива, при этом не уязвив ничьего самолюбия - задача еще более трудная. Руководитель должен исходить из посыла: все мы учимся, бизнес - дело трудное и рискованное, с каждым может случиться. Анна Уланова особо обращает на это внимание: «Нелишним будет использовать пословицы и шутки, ибо фразы вроде „и на старуху бывает проруха”, „из любой ситуации есть не менее двух выходов”, „мы организованно отступаем на заранее подготовленные позиции, а враг беспорядочно бежит за нами” - помогут осознать, что ничего ужасного не случилось и ситуация под контролем».

Страх - плохой союзник

Франклин Делано Рузвельт во время Великой депрессии сказал: «Единственное, чего мы должны бояться, это сам страх». Нечто подобное говорил руководитель одной московской мебельной компании своим сотрудникам. Правда, говорил он это не совсем вовремя. Он говорил это, когда дела компании шли хорошо. Он вообще был большой либерал, организовал работу в офисе согласно последним рекомендациям специалистов по организации работы в офисе, максимально учитывал интересы каждого сотрудника, издавал внутренние пресс-релизы, устроил кассу взаимопомощи и многое еще. Но в один прекрасный день его бизнес сильно накренился. Некоторое время только он один знал о случившемся и скрывал беду ото всех, думая, что выдюжит. Однажды пришлось задержать выплату заработной платы. По офису пополз шепоток, перетекающий в ропот. Выяснилось, что добра никто не помнит. Одновременно выяснилось, что в начальнике нет никакой твердости, он испуган и растерян. Все затрещало, развалилось, «где стол был яств, там гроб стоит». Попытка скрыть от коллектива правду была воспринята как оскорбление, люди потеряли остатки доверия к начальнику, из их памяти выветрились последние воспоминания о былом процветании. Причина - в том, что демократизм казался просто слабостью. Наталья Матусова уверена: «Дать огласку своим просчетам может далеко не каждый. Умение признавать свои ошибки и превращать их в учебное пособие для сотрудников - отличительная черта сильного руководителя».

Получается парадокс: единственный способ не утратить авторитет - это обладать колоссальным, железобетонным авторитетом. Чтобы быть демократом, надо быть немного тираном. А иначе придется стоять у всех на виду и с горечью восклицать: «Смотрите, весь мир, все христианство, смотрите!…». Но никто не пожалеет, никто не поможет, никто не спасет. Будут все скалить зубы и бить в ладоши, как сказал классик.

Начать дискуссию

Разработчик корпоративного софта VK Tech начал вести блог на «Клерке»

Теперь узнавать больше о том, как ведётся налоговый мониторинг вы сможете от разработчика! Уже сейчас можно написать отзыв о продуктах компании и о работе с ней и задать свой вопрос.

Разработчик корпоративного софта VK Tech начал вести блог на «Клерке»
HR

Апгрейд для кадровика и специалиста по персоналу

Повысить доход можно за счет карьерного коучинга или открытия своего агентства по подбору персонала. Но если вы пока не готовы уйти в свободное плавание, оптимальным решением может стать правильный выбор направления в рекрутменте и повышение квалификации.

Апгрейд для кадровика и специалиста по персоналу
НДФЛ

Минфин непреклонен: больничные облагаются НДФЛ

Все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, облагаются НДФЛ. И больничные – не исключение.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Просрочка по налоговым долгам достигла 1,3 трлн рублей

У ФНС больше всего дебиторской задолженности по налогу на прибыль и НДС.

❗️ Записывайтесь на курсы повышения квалификации и профпереподготовки со скидками. Старт потока — 1 августа!

Успейте приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению! Новый поток стартует 1 августа.

На 10-15% могут повысить пошлины за регистрацию интеллектуальных прав и сделок с ними

Поправки также предусматривают отмену скидки за электронную подачу заявки на регистрацию интеллектуальных прав и сделок с ними.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

🔔 Открываем набор на новый поток обучения! Старт — 1 августа

Успейте купить курсы повышения квалификации по учету на маркетплейсах, ВЭД и ФСБУ, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и присоединяйтесь! Обучение начнется 1 августа.

🔔 Открываем набор на новый поток обучения! Старт — 1 августа

Как работать с машиночитаемой доверенностью

Машиночитаемая доверенность (МЧД) позволяет сдавать электронную отчетность, оформлять документы через электронный документооборот, представлять интересы компании.

Определять инвестиционную недвижимость надо по ФСБУ 6/2020 и МСФО 40

Электростанции, которые сдают в аренду – это не инвестиционная недвижимость.

У карт UnionPay от Россельхозбанка будут проблемы с расчетами за границей

Клиентам, которые находятся за рубежом, рекомендуют снять наличные с карты UnionPay.

НДС

📦 Иностранных продавцов маркетплейсов обязали платить НДС в России. Что будет с ценами и риски оценивает первый вице-президент Союза Интернет-Торговли

С 1 июля 2024 года в ЕАЭС продавцы из стран Евразийского экономического союза обязаны уплачивать НДС в той стране, где их товар был фактически передан конечному покупателю.

Как составить график документооборота для бухучета: инструкция для бухгалтера

Что вы предпочтете: действовать «на ощупь», рискуя совершить ошибку, или следовать четкой, понятной инструкции, в которой прописан каждый шаг? Бухгалтеры — люди прагматичные, поэтому мы практически уверены, что вы выбрали второе. Расскажем, как организовать и контролировать поток бумаг через отдел бухгалтерии с помощью графика документооборота.

Как составить график документооборота для бухучета: инструкция для бухгалтера

Отвечайте на требования ФНС правильно! Инструкция от адвоката

Научитесь отвечать на требования ФНС, разберитесь какие требования являются незаконными, а также в какие сроки и что представлять.

Отпуска

Работодатель не обязан давать отпуск с последующим увольнением

Если сотрудник надумал увольняться, он может попросить предоставить ему все его оставшиеся дни отпуска с последующим увольнением.

Интервью

ТоТ еще разговор. Андрей Матюха: Трюфель, юдзу, пондзу

Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». Сегодня в гостях Андрей Матюха – шеф-повар, автор и совладелец краснодарских ресторанов: The Печь, Угли-Угли и Племя, которые стабильно попадают в ресторанные рейтинги, а также гриль-бар Ребрышки и Бедрышки, который открылся совсем недавно.

До конца 2024 года не начисляют пени на положительное сальдо ЕНС

За каждый день просрочки платежа в случае несвоевременной уплаты по совокупной обязанности на ЕНС начисляют пени.

1
Самозанятые

Документы с самозанятыми: с какими проблемами часто сталкиваются заказчики

Отсутствие документов, которые подтверждают сотрудничество с самозанятыми, или ошибки в них грозят заказчику серьезными финансовыми последствиями — штрафами, доначислением налогов. Рассказываем об основных проблемах, с которыми сталкиваются компании при работе с документами самозанятых, и как их избежать.

Документы с самозанятыми: с какими проблемами часто сталкиваются заказчики
УСН

Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

7
Банки

Банки хотят штрафовать на 0,1% от капитала за навязывание услуг

Высокие штрафы заставят крупные кредитные организации отказаться от недобросовестных практик в работе с клиентами.

Интересные материалы

Система обратной связи от бизнеса будет работать в 30 регионах

Чтобы оперативно реагировать на проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели, власти на базе Госуслуг создадут систему сбора обратной связи от бизнеса.

2