Анатолий Чернов
В Петербурге появился необычный вид тренинга. Суть его в следующем: руководитель
компании извещает своих подчиненных о том, что в компании назревает серьезнейший
кризис, и просит в кратчайшие сроки разработать программу спасения. При этом
никто, кроме руководителя, даже не подозревает, что это учебная тревога.
Жертвами розыгрыша стали сотрудники фирмы "Эко-Балт" (самое крупное
направление деятельности - оптово-розничная торговля продуктами питания, оборот
за 2002 г. $1,2 млн). Генеральный директор "Эко-Балт" Александр Бойко
известил своих подчиненных из рекламно-маркетинговой службы, что в ближайшее
время в прессе появится информация о том, что условия хранения продукции на
складах "Эко-Балта" не соответствуют стандартам. Все это будет дано
со ссылкой на Госсанэпиднадзор. Инициатор дезинформации - московская сеть, готовящаяся
к выходу на петербургский рынок. По словам Александра Бойко, ситуация выглядела
правдоподобной, потому что такие методы борьбы с конкурентами в Петербурге не
редкость. "Кроме того, сложно не поверить, когда такая информация исходит
из уст директора. У меня же достоверные источники", - смеется Бойко.
На разработку контрмер был дан один день. Изнутри за развитием событий наблюдал внедренный под видом дизайнера-стажера специалист тренинговой компании "ЕВМ Тренинг ".
Сотрудники довольно ретиво взялись за дело. Сомнений в том, что директор говорит правду, у них не было. Видимо, поэтому бумага с перечнем предлагаемых мероприятий легла на стол Александра Бойко уже на следующий день. "Они придумали простые, но интересные вещи, - рассказывает директор "Эко-Балта". - В частности, они откопали, что Госсанэпиднадзору в ближайшее время исполняется 70 лет и это очень хороший повод предложить себя в качестве спонсора готовящегося празднования. Для этого надо провести в петербургском отделении ИТАР-ТАСС пресс-конференцию и со своей стороны подготовить доклад о пользе такой службы, как Госсанэпиднадзор".
Остальные предложенные маркетологами меры Александр Бойко решил не разглашать. "Тренинг тренингом, но, возможно, это придется применять в жизни. Мы ведь не просто так согласились на этот эксперимент, - говорит он. - Сейчас у нас все гладко, но по своему опыту знаю, что за затишьем следует буря".
Создатель и провайдер нового тренинга - компания "ЕВМ Тренинг " - выполнила пока всего два заказа на такой тренинг. Один - в "Эко-Балте", второй - в строительной компании. В обоих случаях целью мероприятия было выяснить боеготовность служб, которые отвечают за отражение информационной атаки. "Безусловно, можно было просто провести семинар или тренинг, посвященный данным вопросам, и в течение двух-трех дней отрабатывать различные ситуации, разыгрывать сценки из жизни, разбирать ошибки и выводить правила. Однако известно, что поведение человека в спокойной обстановке сильно отличается от его состояния в чрезвычайных условиях. Поэтому было решено сначала устроить боевую тревогу, а затем, признав ее учебной, разложить все происходившее по полочкам", - поясняет психолог, директор по развитию компании "ЕВМ Тренинг " Андрей Серов.
Последующий разбор полетов, по мнению Серова, самая важная часть этого тренинга. Анализируют все: пресс-релизы, написанные в условиях ЧП, взаимодействие с журналистами и коллективом.
Серов замечает, что на таких совещаниях обязательно проскальзывает недовольство из серии: "Что ж, мы совсем зеленые новички? Нам что, совсем не доверяют? " Контраргументом, по словам Серова, может быть фраза, что "если бы не доверяли, то не готовили бы вас, а в случае ЧП сразу бы обращались к сторонним экспертам".
Эксперты по кадровым вопросам достаточно лояльно отнеслись к нововведению коллег и назвали его хорошим упражнением для взбадривания коллектива и выработки навыков работы в экстренных ситуациях. "Люди, занятые рутиной, очень часто не могут работать сплоченно в условиях давления времени. Вот сидит отдел маркетинга и пишет свои стратегические планы. А случись что, неизвестно, как он себя поведет", - говорит управляющий партнер компании Pathways Олег Трояновский.
С этим тезисом согласился и руководитель высшей школы маркетинговых коммуникаций РГПУ им. Герцена Андрей Ульяновский. Впрочем, он заметил, что этот тренинг полезен скорее для руководителя компании, чем для его сотрудников. "Сама постановка проблемы свидетельствует о том, что у руководителя не были разработаны антикризисные меры. Поэтому этот тренинг - повод задать соответствующие вопросы самому себе", - говорит Андрей Ульяновский.
В крупных компаниях действительно есть списки заранее продуманных контрмер. К примеру, "Сан Интербрю" знает не понаслышке, что такое кризис (чего стоит история конца 2001 г. о якобы обнаруженных в пиве "Толстяк" кишечных палочках). Вице-президент "Сан Интербрю" Ирина Кибина рассказала, что в компании уже два года действует система управления кризисами. Она представляет собой подробное руководство по тому, как надо действовать в той или иной кризисной ситуации. Всего в ней описано 109 возможных рисков. "Периодически мы устраиваем так называемые зарницы, на которых отрабатываем различные сценарии кризисов. И поэтому нам нет нужды разыгрывать сотрудников с целью проверить их компетентность", - говорит Ирина Кибина. Однако она не исключает, что в других компаниях такие розыгрыши могут быть полезны. "Главное - чтобы они не приводили к чрезмерной стрессовой нагрузке", - поясняет она.
По мнению Олега Трояновского, такой вид тренинга может иметь негативные последствия только в том случае, если им злоупотреблять, т. е. делать часто, и если его результаты трактовать как оценку персонала. Использование же для развития навыков пойдет только на пользу.
Начать дискуссию