Управление персоналом

Психологическое сопровождение изменений или Почему "старички" теряют лояльность к фирме?

В одной из статей была предложена зарисовка с тренинга "Управление изменениями в компании". Проблема фирмы, о которой шла речь, заключалась в том, что после проведенных изменений часть старого состава торговых агентов на организационных собраниях прекратила участвовать в обсуждении дел. В конце второго дня тренинга менеджер по развитию резюмировала: "Если бы мы знали раньше о том, как нам нужно было поступить, то мы бы именно так и поступили, но мы же думали, что достаточно знать, что нужно делать, и не учли столько мелочей..."

Снежана Белоусова,
руководитель учебного отдела компании "ВЕРА",
журнал Персонал-микс

В одной из статей была предложена зарисовка с тренинга "Управление изменениями в компании". Проблема фирмы, о которой шла речь, заключалась в том, что после проведенных изменений часть старого состава торговых агентов на организационных собраниях прекратила участвовать в обсуждении дел. В конце второго дня тренинга менеджер по развитию резюмировала: "Если бы мы знали раньше о том, как нам нужно было поступить, то мы бы именно так и поступили, но мы же думали, что достаточно знать, что нужно делать, и не учли столько мелочей..."

Вот об этих самых "мелочах", а лучше сказать, о методах психологического сопровождения изменений, и пойдет речь.
Надо сказать, что в классической литературе о менеджменте подробно описываются методы, с помощью которых можно ослабить или устранить сопротивление персонала нововведениям. Среди них:

  1. Передача информации: открытое обсуждение идей и мероприятий, помогающее сотрудникам убедиться в необходимости перемен до того, как они начнут осуществляться.
  2. Привлечение подчиненных к принятию решений, что дает возможность свободно выражать свое отношение к новшествам, проблемам и переменам.
  3. Облегчение и поддержка: эмоциональное сочувствие, внимательное отношение.
  4. Переговоры подразумевают, что согласие "покупают" с помощью материальных стимулов.
  5. Кооптация означает предоставление лицу, которое может оказать или оказывает сильное сопротивление переменам, ведущей роли в принятии решений.
  6. Маневрирование, то есть составление четкого графика деятельности и мероприятий, чтобы оказать желаемое воздействие на подчиненных.
  7. Принуждение, то есть угроза лишить работы, продвижения, снижения заработной платы.

Центральная идея вышеприведенного инструментария заключается в том, что преодоление сопротивления персонала достигается путем его психологической обработки, но ничего не сказано про первопричину, то есть про психологию самих "мастеров". Попробуем посмотреть на проблему по-другому: не сотрудники виноваты в том, что они сопротивляются, а руководство фирмы виновато в своем подходе к делу. Не в выбранных методах, а именно в подходе.

Рассмотрим три типичные психологические проблемы руководителей, которые вовлечены в процесс изменений.

Проблема первая. Восприятие своей работы как игры в куклы

Менеджер по развитию (из нашего примера в прошлом номере журнала) явно "играет" в организационные изменения: она эмоциональна, полна энтузиазма, рассказывает о сотрудниках, как о неких существах, населяющих ее придуманную планету: "эти чудаки", "эта девушка", "герои"... Она неискренна в своем "патриотизме", поскольку сама же разделяет коллектив на "они", "мы" и "я". Ведя себя как капризный ребенок, она сталкивается с сопротивлением, потому что относится к персоналу как к расходному материалу, играет людьми, как своими игрушками. А они скалят зубы, как это сделала бы кошка, если бы ее сильно дернули за хвост. Пока менеджер не остановится, обида и сопротивление будут нарастать. Так может, и ей, и им попробовать сменить роли?

Рекомендация 1

Игра в работу - одна из самых типичных проблем менеджеров. Никто не хочет сказать, что это плохо: играйте на здоровье, только делайте это осознанно и с умом. Все зависит от коллектива, от обстоятельств, но главное, чтобы вы понимали, что делаете, с кем играете и в какую игру.

Проблема вторая. Нежелание меняться самим (инертность, лень)

Рассмотрим ситуацию: генеральный директор фирмы после организационного собрания вызывает менеджера по развитию человеческих ресурсов и жалуется на плохое понимание персоналом единых целей компании. Устанавливается срок: "Через три недели все должны как один всё понимать!" Менеджер по развитию готовит необходимые документы (миссия фирмы, концепция развития персонала). Генеральный директор, бегло просмотрев, говорит: "Ну, хорошо, постарались. Только мне ваши бумажки не нужны, мне понимание нужно и эффективность, так что - действуйте..." И менеджер бежит скорее развешивать документы на стенах, проводит совещания по отделам, беседы с руководителями. Сил тратится много, а толку мало. Через три недели вместо ожидаемого оптимизма в глазах сталкиваемся с иронией и скептицизмом. Директор фирмы снова вызывает к себе менеджера по развитию... Можно утверждать, что этот провал был неизбежен.

Раз и навсегда следует запомнить, что стратегические документы должны полностью инициироваться высшим руководством фирмы. Фразы типа "должно быть как угодно" не принимаются. Руководству необходимо точно сформулировать основополагающие моменты ключевых документов, определяющих развитие организации. Если они (имеется в виду - генеральный директор и лицо, его заменяющее) отказываются подписывать, "заматывают" рассмотрение, невнимательно просматривают и отдают на доработку, то это говорит о том, что само руководство не хочет быть вовлечено в изменения, а хочет лишь снять куш с физической прибыли. Не бывает так, чтобы внешний мир преподносил нам подарки, которые мы совсем не заслужили.

Система работает там, где менеджер по развитию, объясняя отдельные пункты стратегических документов сотрудникам и чувствуя их сопротивление, может сослаться на генерального директора, который, в свою очередь, с таким энтузиазмом отстаивает основные моменты, и ирония просто неуместна. Но если менеджер по развитию строит государство в государстве, то силы слишком не равны, а противоречие слишком очевидно, и вина за срывы будет лежать на этом менеджере.

В сознании членов коллектива это отложится, и они с нетерпением будут ждать следующего удобного случая, чтобы дать отпор нововведениям.

Рекомендация 2

Проявляйте настойчивость именно в работе с высшим руководством, которое должно четко сформулировать свои цели и требования. Если это не получается, то не бегите впереди паровоза, а переключайте внимание на какие-то другие проблемы, не связанные с изменениями. В конце концов - фирма не вам принадлежит. Пусть ситуация созреет до того, чтобы ваш капитан взял на себя полную ответственность за изменения, а не плыл следом якорем.

Проблема третья. Несоответствие социальных ролей требованиям ситуации

На самом деле это проблема проблем, и полностью она, как правило, неразрешима. Но приложить максимальные усилия для ее устранения - можно попробовать. О чем идет речь? Речь идет о том, что люди, вовлеченные в процесс изменений и закрепившие за собой определенные роли, на самом деле тяготеют совсем к другому, но от официальной роли отказываться не собираются, более того, она им очень даже нравится, но, в силу своей психологической природы, они видоизменяют ее (роль) до неузнаваемости, пагубно влияя на весь процесс.

Представьте такую ситуацию: компания затеяла изменения. Цель - завоевание бо'льшей доли на рынке. На генерального директора фирмы возложена роль лидера этих изменений и роли менеджера и администратора высшего порядка. Что же в действительности делает этот человек?

На самом деле он занимается строительством здания нового офиса для расширяющейся компании. Он решает проблемы, связанные с несвоевременной поставкой материалов, лично контролирует поэтапное выполнение строительных работ. Поскольку в его квартире не так давно закончился ремонт, он с удовольствием консультирует прорабов, что и как нужно делать. Иными словами, на деле лидер изменений является первоклассным специалистом среднего звена по хозяйственной части. Действительно, он выполняет функции менеджера и администратора тоже, но эти функции достаточно далеки от стратегических, которые он делегирует (!) своим подчиненным. Вам знакома такая ситуация?


Рекомендация 3

Заполните таблицу:
Официальная должность Официальные (ожидаемые) роли Официальные (ожидаемые) обязанности Реальные роли














А теперь следует подумать, что мы в силах изменить, а что нет.
И вот в данной ситуации помогут психологические тестирования персонала с целью получения дополнительной информации для принятия решения о перестановках. Совсем не обязательно сразу рушить всю организационную структуру и перевешивать таблички с кабинета на кабинет. Но создать проектную структуру на определенное время с определенными целями - вполне возможно. А независимый психолог-консультант поможет вам советами, чтобы не увязнуть в привычном сценарии действий.

В заключение тест для руководителя

Вопрос:

Как вы думаете, что интересует специалиста К. больше всего на свете:

А.
- Годовой оборот фирмы?
- Площадь нового здания?
- Число новых сотрудников?
- Заработная плата этих сотрудников?
- Процент доли компании на рынке?

Б.
- Его собственное самочувствие?
- Его настроение?
- Его планы?
- Его желания?
- Его страхи?

Подумайте об этом. И может быть, вы построите беседу с подчиненными, которые почему-то от вас отворачиваются, совсем иначе?

Начать дискуссию

УСН

Работать на упрощенке по-простому больше не получится. Будут счета-фактуры, книга продаж, декларация по НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Мы разработали программного робота RPA, и… робот превзошел все ожидания нашего заказчика (одна из крупнейших транспортных компаний страны).

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Пользователи не могут войти в приложение «Т-Инвестиции»

Клиенты брокера пожаловались на сбой в работе мобильного приложения «Т-Инвестиции».

НДФЛ

Командированные за границу для строительства атомных станций априори будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные

Если сотрудник в командировке работает в нормальном режиме, оплата рассчитывается по его среднему заработку. Но он может работать в выходные, сверхурочно и в ночное время. Разбираем, как оплачивать сверхнормативное время командированного сотрудника.

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные

Как без проблем с налоговой работать с самозанятыми

Кроме чеков, заказчики должны заключать с самозанятыми договоры, получать первичные документы, а также следить за лимитом их доходов.

Более 79 млн проводок, 12 млн казначейских платежей и 2 млн мероприятий по кадровому администрированию и расчету зарплаты: «Северсталь – ЦЕС» исполнилось 15 лет

В июле свое 15-летие празднует «Северсталь – ЦЕС» – профессиональная сервисная компания, специализирующаяся на предоставлении услуг консалтинга, аутсорсинга и автоматизации сквозных бизнес-процессов, построении и управлении общими центрами обслуживания, разработке и внедрении цифровых продуктов и ИТ-сервисов, включая решения на базе SAP и 1С.

Шохин: государство не должно контролировать соблюдение соглашений и коллдоговоров

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял участие в совещании по вопросам совершенствования законодательства о занятости и изменений в ТК.

❗️ 15 июля стартовало обучение в летней школе бухгалтера. Скорее присоединяйтесь!

Вчера, 15 июля, в летней школе бухгалтера прошли первые занятия. Сегодня последний день, когда вы можете приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению!

КоАП РФ

Штрафы за неуведомление о начале предпринимательской деятельности вырастут в два раза

Роспотребнадзор хочет, чтобы предприниматели чаще сообщали ведомству о начале деятельности. Штрафы за неуведомление для юридических лиц могут вырасти до 48 тысяч рублей.

МИР

Карты «Мир» начали принимать в Мьянме

Пока что платежная система «Мир» в Мьянме работает только в некоторых ресторанах и торговых центрах.

Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕСН и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Минфин предложил внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые предусматривают введение санкций за несоблюдение правил ведения раздельного учета при исполнении госконтрактов.

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Роструд: из основных работников в совместители можно перейти только через увольнение

Устроиться на работу по совместительству, не имея основной, нельзя. Даже если это временная работа на 0,5 ставки и позиционируется как подработка.

Ипотека

Ипотека на индивидуальное жилищное строительство достигла рекордных 385 млрд рублей

Построить дом по собственному проекту в три раза дешевле, чем приобрести квартиру в крупном городе.

Ведение бизнеса

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

​​Многие предприниматели рассматривают выход на зарубежный рынок для расширения своего бизнеса. Такой шаг позволяет привлечь новых клиентов, увеличить прибыль, сформировать новые бизнес-связи за счет экспорта товаров за границу.

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

Налоговики активно ищут нарушителей среди продавцов маркетплейсов

На систематической основе налоговики будут вести выборочный контроль за уплатой налогов продавцами маркетплейсов.

Интересные материалы

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

По данным ФНС число проверок бизнеса снижается, но при этом растет их эффективность. На выездную проверку одной организации в 2023 году в целом по России налоговые доначисления составили 63 млн руб. (в 2022 году — 49 млн руб.). Если проверка началась, то, скорее всего, она окончится добровольной доплатой или доначислениями. Но лучше повода для нее не давать.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать