Управление персоналом

Малые житейские мудрости

Каждый из нас живет в том мире, который сам себе создает. Должны быть в жизни простые способы для выявления локальных ошибок. Бывают часто повторяющиеся ситуации, в которых, тем не менее, приходится заново принимать решения. Полезно иметь несколько правил, которые выполняешь «в фоновом режиме», автоматически, не задумываясь. Они очень облегчают жизнь. Жизнь тем и замечательна, что нет единственно правильных решений, но выделить признаки удачных поступков можно.

Каждый из нас живет в том мире, который сам себе создает. Должны быть в жизни простые способы для выявления локальных ошибок. Бывают часто повторяющиеся ситуации, в которых, тем не менее, приходится заново принимать решения. Полезно иметь несколько правил, которые выполняешь «в фоновом режиме», автоматически, не задумываясь. Они очень облегчают жизнь. Жизнь тем и замечательна, что нет единственно правильных решений, но выделить признаки удачных поступков можно.

В конце прошлого века был популярен этот жанр. Журналы наперебой предлагали советы типа: если репчатый лук поместить в старый чулок, то он долго останется свежим. Ненавязчивый советский сервис вынуждал к проявлению изобретательности. Предложим здесь и мы несколько полезных советов из того, что может часто пригодиться.

1. Простые правила

Начнем с самого простого. Бывают часто повторяющиеся ситуации, в которых, тем не менее, приходится заново принимать решения. Полезно иметь несколько правил, которые выполняешь «в фоновом режиме», автоматически, не задумываясь. Они очень облегчают жизнь.

  • Если думаете: поесть, не поесть — не ешьте. Сходить в туалет или нет —сходите обязательно. Сказать, не сказать — промолчите.
  • На вопрос: «Как поживаете?» Самый лучший ответ: «Спасибо». И на комплимент тоже. Вообще, не знаете, что сказать — скажите «спасибо». Попробуйте придумать ситуацию, когда сказать «спасибо» неуместно. Я не смог.
  • Между предложением и важным решением (например, выплата крупной суммы) должна пройти ночь. Другой вариант правила — с проблемой нужно переспать.
  • Лучше жалеть о совершенном поступке, чем об упущенной возможности. Самый большой недостаток — это нерешительность, она приносит много неприятностей и самому человеку, и окружающим.

2. Как быть белыми и пушистыми

Когда первый раз к вам обращаются, когда что-то хотят у вас попросить — не торопитесь отказывать, лучше осторожно обещать помочь. Дело в том, что, скорее всего, человек сам поймет, что идея еще сырая или требует слишком больших затрат. При первой встрече главное — оставить хорошее впечатление: человек будет благодарен вам за то, что вы были готовы пойти ему навстречу.

Звонит хорошая знакомая и говорит: «Слушай, я через неделю приезжаю из Москвы, вылетаю вечером. Не мог бы ты меня встретить?» Отвечаю, что конечно же встречу, и спрашиваю, когда прилетает самолет. Она отвечает, что в четыре часа утра. Подтверждаю, что встречу. Через некоторое время она перезванивает и говорит: «Слушай, ведь четыре часа утра — это очень неудобное время. Поэтому я взяла билет на другой рейс».

Замечательно работает правило трех ящиков. Все входящие бумаги/сообщения помещаются в первый ящик, про них забывают. Около восьмидесяти процентов бумаг там и погибают. Если письмо/сообщение пришло вторично, то его кладут во второй ящик и начинают обдумывать проблему. Если пришло третье письмо/сообщение — надо отвечать. Конечно, это правило скорее для чиновников; в малом бизнесе темп жизни совсем другой.

Отсюда вытекает очень важное следствие. Если для вас проблема важна, то обеспечьте получение адресатом трех сигналов, например: письмо, телефонный звонок, еще одно письмо или SMS. На первый запрос никакой реакции гарантировано не последует.

3. Как говорить, не обижая

Эта проблема стоит достаточно часто. Надо проанализировать поступки подчиненного, слушателя, приятеля, подсказать близкому человеку. К сожалению, это часто приводит к обидам. Вот пара простых, но очень эффективных правил.

Просто констатировать факт. На слова: «Вы мне сейчас говорите неправду» — человек не обидится, но обидится, если вы ему скажете, что он лгун. Нужно использовать глаголы, а не существительные. Вы можете сказать, что неудачно данное конкретное решение. Обида возникнет, если из ваших слов можно будет сделать вывод о том, что он плохой специалист. Еще сильнее можно смягчить ситуацию, обсуждая персонаж, которого якобы изображал человек. Например: «Ты очень удачно играешь сейчас роль клоуна», или: «Менеджер, которого ты сейчас изображал, получился жуликоватым». Совсем плохо — переход на обсуждение личности: «Мне не нравится, что ты такой необязательный».

Не обобщайте. Обижаются, когда навешивают ярлыки. Почему-то ответ даже на простой вопрос хочется начать с фраз типа: да у вас вся семья такая! Да вообще в стране бардак! Этим особенно часто грешат супруги. Фразы типа: «Ты, как всегда, врешь», или: «Ты никогда не выполняешь то, что обещаешь», — попадают точно в цель. Если чиновник или должностное лицо не выполняет свои обязанности, не надо учить его жить. Надо просто добиваться, чтобы он здесь и сейчас выполнил то, что нужно именно вам.

Смягчайте критику. Лучше сказать: «Документы сделаны наспех», чем «они плохие». Если вас назвали сертифицированным специалистом, то можно сказать: «По нашему законодательству услуги лицензируются, а товары сертифицируются».

Сообщайте о своем переживании, а не критикуйте поведение. «Меня утомляет громкая музыка», а не «Ты не мог(ла) бы потише».

4. Всегда ли нужно говорить правду

Далеко не всегда нам хочется, чтобы другие люди (в том числе и самые близкие) знали все детали нашего поведения. Любой обман рано или поздно раскроется. Вступив на этот путь, вы фактически движетесь в сторону ухудшения отношений. Возможны такие варианты поведения.

Более эффективный способ — говорить правду, только правду, но не всю правду. В конце концов, вы не на исповеди. О действенности такого метода говорит анекдот из моего детства.

На соревнованиях между СССР и США, где было два участника, наш спортсмен проиграл. В советской прессе появилось следующее сообщение: «На традиционных соревнованиях в Северной Америке наш участник был вторым, тогда как американец, пришел предпоследним».

Вы можете слегка модифицировать вопрос, на который будете отвечать (так часто поступают политики). Кроме того, вопросов почти всегда несколько — выберете сами, на какой из них вам ответить удобнее, до остальных, как правило, дело не доходит.

Можно попытаться переключить внимание с помощью заготовленной интересной истории. В тяжелых случаях специально оставляют деталь, бросающуюся в глаза и отвлекающую от более серьезных проблем.

В некоторые темы, например публичное обсуждение своей личной жизни, не стоит ввязываться ни в каком варианте. Обсуждается только вопрос о правомерности втягивания вас в данную тему.

Если вас совсем загнали в угол, то последний выход — перейти на пересекающуюся транзакцию и резко поменять роли. Тогда коммуникация прервется или перейдет в скандал. Этот способ самый крайний и годится только для одной цели — выиграть время.

5. Если часто приходится выступать

Иногда неожиданно требуется сказать тост, подвести итоги мероприятия или выступить на его открытии. Чаще всего от нас не ждут чего-то особенного — нужнопросто поблагодарить, пожелать или поздравить. Практически всегда уместно сказать спасибо организаторам, участникам, всем, кто поддерживал и переживал. Если сложится удачный экспромт (на базе хороших заготовок, естественно) — отлично, нет — тоже неплохо. А вот отказ — это явный минус, который запомнят.

Во время выступлений перед большой аудиторией условия чаще всего некомфортные — яркий свет в глаза, шум, перемещения людей. Очень помогает простой прием: нужно выучить первую и последнюю фразы. После того как вы вошли в тему проблем обычно не бывает. А вот красиво выйти — лучше при помощи заготовки.

6. Как делать замечания в аудитории

Обычный способ — обращения: «Тише, успокойтесь, пожалуйста», «Скоро будет перерыв». Никакого эффекта, как правило, не следует. Лучше обратитесь к конкретному человеку, просто назвав его/ее по имени: «Петр Олегович» или «Елена», эффект будет, как по мановению палочки. Все затихнут. Адресат обязательно отреагирует, и все остальные почувствуют, что сейчас обратятся и к ним.

Вечная проблема — борьба с нарушениями регламента. В случае затягивания выступления эффективен и, что важно, корректен такой прием: ведущий поднимается и молча становится рядом с докладчиком. Подавляющее большинство выступающих сообщение быстро сворачивают.

7. Как сохранить лицо

Вы заняли деньги, но не можете вовремя отдать. Или важную работу не успеваете выполнить в срок. Как поступить, чтобы сохранить уважение и репутацию.

  • Нужно заранее предупредить о невозможности исполнить свои обязательства.
  • Нужно обязательно отдать часть долга (или предоставить часть выполненной работы).
  • Предоставить новый срок, а лучше график возврата. Доверия больше не тогда, когда вы отдаете все в конце срока, а в случае постепенной отдачи частями.

8. Признаки удачных/правильных поступков

Как часто мы мучаемся выбором или раздумьями: а правильно ли я поступил(а). Сменить место работы, выступить или нет, дать отпор или промолчать, уволить или нет работника. Как не вспомнить школьный задачник с правильными ответами в конце. Жизнь тем и замечательна, что нет единственно правильных решений, но выделить признаки удачных поступков можно.

Первый признак: правильное решение основной проблемы обязательно еще и распутывает дополнительные узелки. Вы собирались решить какую-то одну задачу, а кроме этого с удовольствием обнаружили, что отпало еще несколько проблем рядом. Верно и обратное — если решение одной задачи приводит к затягиванию новых узлов, создает дополнительные проблемы, то это только иллюзия решения.

Освоив правильную посадку в автомобиле, с правильным расположением рук на руле, вы не только будете меньше уставать и увереннее управлять, но одновременно вы обнаружите, что переключатели для поворота и для включения дворников легко и удобно расположились под пальцами.

Второй признак. Часто в результате принятия решения возникает развилка: девушка может сказать «да» или «нет», цена купленных акций может упасть или вырасти. При правильном решении вы должны быть готовы к любым вариантам развития событий. Если вы не готовы услышать «нет», не спрашивайте. Если рискуете, то в случае удачи выигрыш должен значительно превышать потери при проигрыше, а сам проигрыш не должен быть катастрофой. Нельзя ловить пескарей на золотой крючок.

Если вы никак не можете определиться с сотрудником, предложите ему ответственное задание. Он его выполнит, отлично — у вас есть хороший работник. Если не выполнил, тоже хорошо, вы с ним расстанетесь, и на его место будет найден другой. Оба варианта вас устраивают. Если вы очень не хотите, боитесь одного из вариантов — вы пока еще не нашли правильного решения.

Третий признак — это изменение вашего авторитета. Вам объявили выговор, а сотрудники стали относиться к вам лучше. Или вас наградили, выделили, а ваш авторитет у окружающих заметно упал. Пусть не сразу, но люди обязательно отреагируют на все ваши значимые поступки. Признак — безошибочный, но работает только задним числом. Не стоит пытаться предугадать реакцию окружающих, слишком велика вероятность ошибки.

Борис Николаевич Ельцин выступил в канун нового, 2000 года с сенсационным заявлением: «Я ухожу». Смелый ход, с не очень хорошо просчитываемыми последствиями. Довольно быстро стало понятно: отношение к Борису Николаевичу улучшилось. Значит решение было правильным.

9. Признаки правильных решений

Их нужно разглядеть, рассматривая ситуацию, как картину — с разных сторон. Не как в шахматах, просчитывая варианты, а просто разглядывая проблему. В какой-то момент решение всплывает, как элемент мозаики. Он встал на свое место, а все остальное тоже встало на свое место. Часто к прозрению приводит внешний толчок — звонок, случайная фраза, фильм. Начинать действовать стоит только после того, как вы увидели, разглядели победу.

Каковы признаки, по которым можно узнать, что мы идем по жизни своим путем, предназначенным (подходящим) именно нам, а не уныло плетемся по чужим дорогам?

Понятными и легко проверяемыми признаками являются хорошее настроение и душевное равновесие. Более широким индикатором является принятие этого мира, умение радоваться жизни, умение жить «здесь и сейчас». Вам нравится этот мир. Вам тяжело смотреть на постные лица людей, рассуждающих о том, что «настоящая» жизнь нас ожидает за пределами этого мира.

Несомненный признак правильного пути — вам везет, все получается само собой. Вовремя появляются нужные люди, деньги, предложения. Очень важный индикатор — дети. Очень многое о людях можно понять по детям, которые растут в их семье. Как они выглядят, благополучны ли, не мстят ли родителям разными способами (строя жизнь вопреки вашим планам или ставя вас в глупое положение), раскованы ли они, счастливы ли.

Состояние здоровья человека — тоже критерий того, по своему ли пути он идет, не пытается ли он «изнасиловать» окружающий мир, себя или людей вокруг.

Должны быть в жизни простые способы для выявления локальных ошибок. Так, если вы едете по дороге в большой санаторий и не обнаруживаете встречного движения, то, скорее всего, вы заблудились.

В мире хватает всего действительно важного: еды, жилья и пр. Если вы живете правильно, то все действительно необходимое должно доставаться без чрезмерных усилий. Если не хватает необходимого, то вы что-то делаете с большими ошибками. Постоянный недостаток денег — это индикатор того, что вы не вписываетесь в окружающий мир, не умеете построить отношения с окружающими вас людьми.

Если сложности непрерывно возрастают, приходится придумывать все новые и новые ухищрения — вы боритесь со следствиями, а не с причиной.

Всегда просто и полезно посмотреть с точки зрения симметрии. Если вы должны, то должны ли что-нибудь и вам? Если у вас есть постоянные обязанности перед кем-то, то неплохо подумать, а есть ли какие-нибудь обязательства у него перед вами. Симметрии может и не быть, но тогда должны быть причины для ее нарушения: начальник — подчиненный, учитель — ученик, кумир — почитатель. Если же нет никакой компенсации, то, скорее всего, вами манипулируют.

Оперативные признаки неблагополучия:

  • Вы считаете себя умнее ваших подчиненных.
  • Вы боитесь оставаться наедине с самими собой, оглушаете себя телевизором, музыкой, алкоголем.
  • Вокруг вас одни «гады» или «идиоты».
  • У вас постоянно плохое настроение.
  • К вам не обращаются с вопросами и за советом.

Вспомним: каждый из нас живет в том мире, который сам себе создает.

Комментарии

3
  • Kalita

    Цитата:
    "Оперативные признаки неблагополучия:

    Вы считаете себя умнее ваших подчиненных.
    Вы боитесь оставаться наедине с самими собой, оглушаете себя телевизором, музыкой, алкоголем.
    Вокруг вас одни «гады» или «идиоты».
    "

    Эх, сколько их, неблагополучных, вокруг отирается..... полстраны с музыкой, телевизором, алкоголем и самых умных.

  • Гаврюшка

    Мне понравилось, с удовольствием прочла)))