Маркетинг

Коктейль для клиента: три основных ингредиента в продажах

Любая серьезная продажа состоит из трех элементов — ингредиентов «коктейля» для клиента. Для каждого сегмента рынка (в идеале — для каждого клиента) рецептура может быть своя. Мастерство директора, продавца или менеджера как раз и состоит в динамическом определении приоритетов. Существуют и различные уровни профессионализма в приготовлении «коктейлей». Однако в течение нескольких лет активного практического применения хорошо зарекомендовал себя такой рецепт.

Любая серьезная продажа состоит из трех элементов — ингредиентов «коктейля» для клиента. Для каждого сегмента рынка (в идеале — для каждого клиента) рецептура может быть своя. Мастерство директора, продавца или менеджера как раз и состоит в динамическом определении приоритетов. Существуют и различные уровни профессионализма в приготовлении «коктейлей». Однако в течение нескольких лет активного практического применения хорошо зарекомендовал себя такой рецепт.

Любая серьезная продажа состоит из трех элементов — ингредиентов «коктейля» для клиента:

  1. надежда;
  2. угроза;
  3. результат.

Здесь речь не идет о случайных и импульсивных «одноразовых» продажах. Показывая нечто материальное и уже достигнутое (результаты), мы должны показать клиенту и его будущее: светлое — с нашим продуктом, темное — без него.

В течение нескольких лет активного практического применения хорошо зарекомендовал себя такой рецепт — 20% : 10% : 70%.

Поясним эти цифры. 70% нашего коктейля составляли реальные результаты. «Смотрите, — говорили мы клиенту, — мы с вами многого добились, прошли больше двух третей пути. Теперь мы гораздо четче видим цели; у нас сформировался костяк команды; мы накопили заметный опыт и можем двигаться быстрее» — это уже пошла продажанадежды, «Конечно, вы можете закрыть этот проект и найти других партнеров. Однако значительную часть пути тебе придется пройти с ними снова. Это займет явно не менее полугода, а конкуренты эти полгода на месте стоять не будут», — добавление небольшой, но понятной угрозы никак не повредит качеству «коктейля».

«Коктейль» не должен быть пресным или безвкусным. Для каждого сегмента рынка (в идеале — для каждого клиента) рецептура может быть своя. Например, рекламный щит с вырезанным контуром автомобиля и текстом «здесь была ваша машина» прекрасно продает угрозу и недвусмысленно подталкивает к приобретению систем защиты. Бюджетнику, человеку на зарплате, лучше продавать угрозы понятные и близкие, предпринимателю — надежды, красивые «капли будущего».

Существуют различные уровни профессионализма в приготовлении коктейлей. Начинающий, неопытный, слабый продавец пытается продать именно те продукты и услуги, которые ему поручено продавать. Назовем это первым уровнем.

На втором уровне находятся интуитивисты. Они не знают никакой теории и книг не читают, но интуитивно понимают, что продукт или услуга, которую хотят продать, — это лишь полуфабрикат, который становится продуктом лишь в момент «скрещивания» с клиентом. Поэтому они пытаются хотя бы словесно адаптировать свой продукт для конкретного клиента, смешать «коктейль».

Наконец, на третьем уровне находятся профессиональные «бармены». Они и за конкурентами следят, и клиентов изучают. Они точно знают, что делают, «коктейли» готовят по рецептам с индивидуальной настройкой «под клиента». Они придумывают новые рецепты и готовы к любым возражениям, вопросам и пожеланиям клиентов.

Коллеги из Перми недавно рассказывали, что у них на одной из станций техобслуживания появилось интересное объявление: «Ремонт машины в присутствии заказчика — надбавка к цене 50%, под командованием заказчика — 100%». Очень неплохой «коктейль».

Как известно, завоеванию доверия человека может помочь копирование (но не пародирование) его поз, жестов, манеры говорить — вплоть до частоты дыхания. Поэтому для приготовления качественного «коктейля» для клиента обязательно надо послушать клиента, зафиксировать ею любимые и часто повторяемые слова и выражения. Если клиент занимает высокую должность и лично недоступен, изучите хотя бы его биографию, почитайте выступления.

В наш «коктейль» из надежд, угроз и результатов обязательно надо влить ключевые слова клиента (можно видоизмененные и улучшенные) и свои дополнительные ключевые слова. Нравится человеку слово «эффективность» — пусть оно мощными аккордами и с вариациями зазвучит в нашем предложении. Так мы посылаем свое сообщение в мир клиента.

Как конкретно готовятся и продаются коктейли, покажем на примере предприятия Д и его директора.

Возьмем для простоты модель, в которой у директора всего четыре типа клиентов: собственники, клиенты, персонал, кредиторы. Собственники, как это ни удивительно, хотят дивидендов, например в размере 80 единиц. Персонал хочет повышения зарплаты и соцпакета, на это нужно не менее 60 единиц.

Кредиторы хотят получить свои проценты, это будет стоить порядка 40 единиц, а клиенты требуют снижения цен, что обойдется в 80 единиц. Итак, чтобы удовлетворить всех полностью, нужно 260 неких единиц. А реально у директора есть только 130.

Что же делать директору? Очевидно, готовить и продавать «коктейли». Собственникам он предложит 30 единиц, заодно продав надежду, что в будущем году будет уж никак не меньше 80, а также угрозу: если сейчас выплатить 80, то персонал разбежится, а клиенты уйдут к демпингующим конкурентам, и бизнес начнет быстро падать.

Персоналу можно подкинуть 10 единиц, обязательно в комплекте с надеждой, что в будущем году ожидается крупное повышение, и угрозой: конкуренты хоть и предлагают большую зарплату, не собираются своевременно ее выплачивать. Более того, они выжмут из вас информацию и потом безжалостно выбросят на улицу, как произошло с бывшим коллегой Р.

Клиентам придется дать 60 из 80 запрошенных единиц. Здесь тоже нужны надежды и угрозы, но не следует забывать, что не одни вы их продаете. Кредиторам отдадим 30 единиц, пообещав в следующий раз отдать все и пригрозив, что если они будут артачиться, могут ничего не получить.

Наконец, важно отметить следующее: нельзя из года в год повторять одни и те же «коктейли». Мастерство «бармена» (директора, продавца, менеджера) как раз и состоит в динамическом определении приоритетов. Сегодня мы дали собственникам 20 единиц, а завтра дадим 50, сегодня мы дали персоналу 10 единиц, а завтра придется дать 30 (а то и правда разбегутся). А кому-то недодадим, добавив надежд и/или угроз.

Пять аксиом

Аксиома первая. Клиент — физическое лицо. Юридических лиц нет в природе, их выдумали хитроумные юристы, чтобы деньги зарабатывать. Компании не принимают решения, не взлетают и не падают — все делают только физические лица. Другое дело, что, мешая и помогая друг другу, не замечая друг друга, они в меру сил своих создают или усиливают хаос, делающий результаты их деятельности трудно предсказуемыми. Компания — это лишь способ организации физических лиц, сохраняющих (или изменяющих под давлением амбиций или обстоятельств) свои личные и клановые интересы.

Аксиома вторая. Вы сами — тоже свой клиент. Руководствуясь правилом «клиент всегда прав» и стараясь угодить клиентам во что бы ни стало, можно потерять не только прибыль и возможности для развития, но и самоуважение. А кто будет уважать человека, который сам себя не уважает? Своих начальников, сотрудников, партнеров, коллег тоже можно рассматривать в качестве клиентов. Универсальный подход позволяет точнее расставлять приоритеты и балансировать интересы.

Аксиома третья. Вечности нет, есть жизненные циклы отношений. Ничто не вечно под луной. Проекты, продукты, отношения, преимущества и обязательства рождаются, живут и уходят в небытие. Этот процесс может быть стихийным, неконтролируемым; тогда мы злимся и обижаемся: «Я его учил(а), я столько ему дал(а), а он(а) неблагодарный(-ая)» или «Мы же все время их обгоняли, как они прорвались — ума не приложу». Этот процесс может быть осознанным и планируемым; тогда мы, нанимая сотрудника, планируем, что совместная работа с ним продлится два года. Ясно, что при таком подходе на двухлетнее обучение за счет фирмы мы его уже не пошлем. Затратив месяц-другой на обучение и тренировки, придется подумать, как получить достойную отдачу от сотрудника. Кстати, вовсе не обязательно расставаться через два года, просто сотрудник станет другим, да и рыночная ситуация изменится. Нужен новый контракт и выстраивание новых отношений.

Аксиома четвертая. Нужно различать потребности человека и его желания. Потребностей сравнительно немного, они есть у всех; на удовлетворении их можно много зарабатывать, но для этого нужно, как правило, выйти на большие объемы продаж. Совсем другое дело — желания. Они у человека практически не ограничены, и здесь уже есть из чего выбирать. Вы можете удовлетворять (или инициировать) уникальные желания состоятельных людей, назначать при этом высокие цены и получать достаточную прибыль при небольшом количестве клиентов.

Аксиома пятая. Принцип соответствия. Малому предприятию, ставшему поставщиком автогиганта, вряд ли стоит бурно радоваться. В любой момент его могут «кинуть», не заплатить, в одностороннем порядке поменять условия. Муравью трудно бороться со слоном, но можно попробовать сбежать или затаиться. Уровень сотрудника также должен примерно соответствовать уровню фирмы. Если он будет заметно ниже, бессмысленно держать такого сотрудника. Если уровень заметно выше — все равно переманят, да и сам человек будет чувствовать себя не в своей тарелке. По той же причине уровень сотрудника должен соответствовать уровню клиента, уровень проекта — уровню инвестора, объем рынка — амбициям собственника. «Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает..»

83%

Старт обучения 1 апреля 2025

Аналитик 1С

Освойте новую профессию с нуля и станьте востребованным специалистом! Диплом профпереподготовки на 256 ак. часов

Записаться

Начать дискуссию


Похожие материалы

Таможенные платежи будет администрировать искусственный интеллект

Автоматизация позволяет ФТС быстрее проверять происхождение и классификацию товаров. В этом году ведомство выстроит таможенный и налоговый режим для товаров электронной коммерции.

Мы меняем правила игры! Подписка Клерк.Премиум на год теперь доступна каждому бухгалтеру

Мы знаем, что доступ к самой свежей информации, актуальным шаблонам, понятным разборам новых законопроектов и помощи экспертов — для бухгалтера необходимость, а не роскошь. Именно поэтому мы снизили цену на годовую подписку до 6 000 рублей. Это самая честная цена на рынке — без лишних сервисов и накруток.

СУД и ЭДО

Всё чаще мы отказываемся от бумажных документов, подписей, печатей и используем с контрагентами электронный документооборот. Но на что нужно обратить внимание? Как в случае спора доказать, что контрагент получил товар и подписал документ по ЭДО?

Курсы повышения
квалификации

23
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Бухгалтерия против хаоса: как RPA+ИИ помогает упорядочить поток документов

В этой статье вы узнаете, как RPA и искусственный интеллект помогают оптимизировать работу бухгалтерии и снизить нагрузку на сотрудников.

Бухгалтерия против хаоса: как RPA+ИИ помогает упорядочить поток документов
Кадры

Сколько платит работодатель за сотрудника — расходы компании на работника

Из чего складываются реальные расходы на сотрудника? Помимо стандартных расходов в виде зарплаты и налогов (НДФЛ и страховые взносы), есть также скрытые затраты — от кадрового делопроизводства до обучения и снабжения персонала. Рассмотрим, как можно оптимизировать расходы компании, не теряя в эффективности.

Сколько платит работодатель за сотрудника — расходы компании на работника
3
Маркетинг

Ребрышки и круассаны хотят убрать из списка социально значимых продуктов

Перечень значимых продуктов, цены на которые может контролировать государство, не обновляли с 2010 года.

Заполнение приложения 4 к листу 02 декларации по налогу на прибыль

Добрый день. ООО на ОСНО получило убыток по результатам работы за 2023 год. Сумма убытка отразилась в том числе в приложении 4 к листу 02 Декларации по налогу на...

Читать полностью

Эксперт:

Екатерина Дьяченко

Екатерина Дьяченко
Эксперт

Здравствуйте!

По Порядку заполнения декларации по налогу на прибыль Приложение 4 к листу 02 включается в состав деклараций за год и за 1 квартал...

Читать полностью

⏳ Не забудьте сдать ЕНП-уведомление и декларации

Завтра – очередной срок сдачи отчетности.

Топовые онлайн-курсы «Клерка» по классным ценам от 4200 руб. Учитесь сейчас — платите потом!

Новая акция на «Клерке»! До 26 марта вы можете купить топовый курс по бухучету маркетплейсов и другие онлайн-курсы за 4 200 рублей. Нет времени ждать зарплату — предложение ограничено по времени! Платите частями, долями или в сплит, чтобы начать учиться уже сегодня.

Топовые онлайн-курсы «Клерка» по классным ценам от 4200 руб. Учитесь сейчас — платите потом!
НДС

При получении бюджетных средств у компании нет права на вычеты НДС с расходов, оплаченных за счет бюджета

К такому вывод пришел АС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 27.12.2024 № А18-1369/2023.

НДС на УСН

Специалист объяснил, как в 1С настроить работу с НДС на УСН. Смотрите видео!

Настройте работу с НДС на УСН в 1С: Предприятие 8.3, чтобы учет был без ошибок.

Банки

У банкоматов проблемы с приемом пятитысячных купюр

Устройства для приема денег работают на зарубежном программном обеспечение, которое не обновилось после ухода производителей с рынка. Поэтому некоторые банкоматы не научились распознавать новые банкноты.

Увольнение

Так ли безопасно для работодателя увольнение по соглашению сторон

Расторжение трудового договора по соглашению сторон перестало быть самым мирным способом увольнения: суды все чаще встают на сторону работника.

Если работодатель игнорирует медзаключение сотрудника: Роструд дал инструкцию, как действовать

При отказе в переводе на другую должность по состоянию здоровья работники могут следовать четкому алгоритму, включающему обращение в контролирующие органы.

Деловая цель: зачем она нужна и почему без нее налоговая сломает вашу схему

Оптимизация налогов — штука хорошая, но только если она сделана законно. А законность налоговики теперь оценивают не по отдельным документам, а по общей логике бизнеса. Если ваши схемы созданы исключительно ради экономии налогов — ждите доначислений, штрафов и проблем.

Деловая цель: зачем она нужна и почему без нее налоговая сломает вашу схему

ЦБ хочет в корне пересмотреть критерии для квалифицированных инвесторов

23 мая 2025 года могут начать действовать новые критерии для присвоения статуса квалифицированных инвесторов. Будут смотреть не только на доходы, но и на образование в сфере экономики и финансов.

🏛️ Итоги заседания ЦБ: «Решаем сами, но с правительством на связи». Что еще смешного и не смешного сказала Набиуллина? Когда ждать снижения?

Впервые за долгое время регулятор говорит о возможном смягчении. Когда ставка пойдёт вниз, и почему апрель уже не вариант?

🏛️ Итоги заседания ЦБ: «Решаем сами, но с правительством на связи». Что еще смешного и не смешного сказала Набиуллина? Когда ждать снижения?

💥Обзор новостей: аллергиков отправят в отпуск, блогеров пропишут в ОКВЭД, должникам за ЖКУ сохранили льготы до 1 января 2027 года

Рассказываем о самых главных событиях, о которых писали и которые обсуждали в мире.

Самозанятые

Аванс, возвратный чек и налоговая: как я чуть не запуталась в своих же статьях

Представьте: вы пишете статьи про налоги, знаете все тонкости законодательства, но вдруг оказываетесь в ситуации, которая ставит вас в тупик. Заказчик переплатил за работу, а вы теперь ломаете голову: как оформить переплату, нужно ли выписывать возвратный чек и что делать, чтобы налоговая не задала лишних вопросов?

Трудовое право

Имеет ли право работодатель менять график сменности?

Государственная инспекция труда в Томской области разъясняет: имеет ли право работодатель менять график сменности?

Интересные материалы

Крупный бизнес считает, что налоговый мониторинг станет обязательным

Компании на подключение к налоговому мониторингу уже потратили порядка 6 млрд рублей, а к 2030 году рынок может вырасти в четыре раза.