Управление персоналом

Советы консультанта: Основной инстинкт

Чтобы преуспеть, российские компании и международные компании, работающие на российском рынке, должны преодолеть барьер недоверия — к своим сотрудникам, клиентам, партнерам, государству, к своим продуктам.

Николай Ермошкин

Чтобы преуспеть, российские компании и международные компании, работающие на российском рынке, должны преодолеть барьер недоверия — к своим сотрудникам, клиентам, партнерам, государству, к своим продуктам.

Если верить глашатаю “конца истории” американцу Фрэнсису Фукуяме, “доверие — это большая и измеримая экономическая ценность”. Руководители российских предприятий не должны оставлять решение проблемы доверия только маркетологам и пиарщикам. Она слишком глубока, чтобы ее решить только правильно выстроенными коммуникациями. Она слишком объемна, чтобы касаться только клиентов компании, — она распространяется и на персонал, и на поставщиков компании, и на акционеров, на точки присутствия и каналы продаж.

Чтобы построить (и настроить) систему доверия вокруг своего продукта, для начала необходимо идентифицировать ту социальную или профессиональную группу или группу с общими ценностными ориентациями, с которой вы хотите построить отношения.

Нужный вам “человеческий кластер”, ячейка, разумеется, не обязательно находятся внизу российской социальной, профессиональной лестницы или шкалы доходов. Примером успеха в России может служить ресторанная империя Новикова, нашедшего способ создания доверия у московской элитной тусовки — хоть и неоднородной, но в целом доверяющей вкусам друг друга. Идентифицировав нужную ему социальную группу, Новиков понял, что движет его клиентами и как удовлетворить их потребность в том, чтобы получить гарантированно модную и почти всегда добротную трапезу и при этом иметь возможность посмотреть на других и показать себя.

В результате исполнение его ресторанных проектов, особенно на первой фазе их цикла жизни, почти безупречно, учитывая почти уникальные по мировым меркам масштабы и диверсификацию стилей, кухонь, дизайнов. Новиков с годами пришел к пониманию правильного управления жизненным циклом ресторана: быстро — в течение полугода — снять сливки с постоянно капризной клиентуры, а затем перевести ресторан в режим “коровы для дойки” на протяжении нескольких лет. Удивительным является то, что его рестораны имеют рекордную заполняемость с самых первых дней после открытия, репутация предшествует ресторанам. А это самое сложное в ресторанном бизнесе, тем более без массированных вливаний в рекламу. Доверие порождает успех, а успех порождает новый успех.

Строя доверие к вашему товару, необходимо демонстрировать вашей аудитории ваше стремление строить с ней отношения на максимально долгосрочной основе. Продемонстрировать свои намерения остаться на рынке всерьез и надолго может каждый. Один из способов этого, особенно в отраслях, где товар (или его полезный эффект) нематериален, — это показать размер своих активов, например резервной наличности на счетах, вложений в НИОКР и, как это ни парадоксально, свои вложения в недвижимость. К недвижимости у большинства людей весьма иррациональное отношение — она гарантирует стабильность, уверенность в будущем.

Но этого мало. Нельзя инвестировать только в активы и забывать про персонал. Хозяин весьма раскрученной московской клиники гордо демонстрирует потенциальным клиентам немыслимые электронные машины всех известных производителей и охотно называет многомиллионные инвестиции в оборудование, пытаясь войти в доверие к крупным корпоративным заказчикам. Врач же скорой помощи этой клиники выписывает больному десятимесячному ребенку таблетки антибиотиков для взрослых, известные ей, судя по всему, с советских времен, рекомендуя искусно их порезать ножиком на 2/3. Доверие к доктору и ее работодателю улетучивается еще до того, как она успела закончить фразу.

Создайте соответствующий вашей клиентуре и доверительный формат общения — адекватные каналы, точки присутствия, выработайте единый язык общения с клиентом и обучите ему персонал. “Почему я должен час простаивать в очереди только для того, чтобы переоформить карточку или пополнить вклад? Причем за всеми моими действиями может наблюдать любой бомж с улицы, потому что это не банковское отделение, а какое-то интернет-кафе. Все на виду”, — жаловался журналисту клиент крупного российского банка, недавно запустившего отделения нового формата.

Докажите свое уважение к клиенту, постройте справедливые, с точки зрения клиента, взаимоотношения, не прячьте свои огрехи. Справедливо ли, когда один клиент платит $2000 за билет бизнес-класса, а другой, из экономического, доплачивает стюардессе $100 и оказывается его соседом — а это, судя по всему, весьма распространенная практика у многих российских авиаперевозчиков? Наверно, нет. Клиенты не любят, когда их пытаются обвести вокруг пальца. Они ценят справедливость, уважение и доверие к себе.

“Справедливые процессы” — одна из новых интересных идей в управленческой науке. Ее отправная точка — это то, что, пусть жизнь фундаментально несправедлива — одни рождаются богатыми и здоровыми, другие бедными и больными, — люди высоко ценят справедливость в общественных и управленческих процессах. Именно это позволяет им примириться с неблагоприятными для них результатами. Каждой компании следует периодически оценивать процессы взаимоотношений с клиентами, поставщиками, сотрудниками — насколько они справедливы.

Справедливость процессов рождает доверие. То, что ваш сосед купил тот же товар или услугу в разы дешевле, чем вы, рождает недоверие к их поставщику.

Доверяйте другим — своим клиентам, своим сотрудникам, — и будут доверять вам.

На мой взгляд, одна из причин стремительного взлета банка “Русский стандарт” — то доселе невиданное для российского клиента доверие, которое ему оказывалось в момент получения займа. Дальше все могло быть гораздо менее розово — немаленькие ставки, очереди в отделении, чтобы вернуть кредит. Доверие одной стороны рождает доверие другой.

Важно добиться того, чтобы вашей компании удавалось построить правильную структуру каналов взаимодействия с клиентами, и обучить персонал говорить на языке клиента. Сегодня это очень непростая задача — число каналов взаимодействия, создаваемых новыми технологиями, стремительно растет. Какой канал какая часть клиентуры будет воспринимать, а какой — отвергать? Каков должен быть язык и символика общения? Даже в консервативном банковском мире с одними клиентами надо вести разговор с цюрихским акцентом, а с другими — на языке SMS и пиктограмм банкоматов.

Автор — консультант Cisco Systems, автор книги “Стратегии информационных технологий предприятия”.

Начать дискуссию

HR

Апгрейд для кадровика и специалиста по персоналу

Повысить доход можно за счет карьерного коучинга или открытия своего агентства по подбору персонала. Но если вы пока не готовы уйти в свободное плавание, оптимальным решением может стать правильный выбор направления в рекрутменте и повышение квалификации.

Апгрейд для кадровика и специалиста по персоналу
НДФЛ

Больничные облагаются НДФЛ

Все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, облагаются НДФЛ. И больничные – не исключение.

Просрочка по налоговым долгам достигла 1,3 трлн рублей

У ФНС больше всего дебиторской задолженности по налогу на прибыль и НДС.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

❗️ Записывайтесь на курсы повышения квалификации и профпереподготовки со скидками. Старт потока — 1 августа!

Успейте приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению! Новый поток стартует 1 августа.

На 10-15% могут повысить пошлины за регистрацию интеллектуальных прав и сделок с ними

Поправки также предусматривают отмену скидки за электронную подачу заявки на регистрацию интеллектуальных прав и сделок с ними.

🔔 Открываем набор на новый поток обучения! Старт — 1 августа

Успейте купить курсы повышения квалификации по учету на маркетплейсах, ВЭД и ФСБУ, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и присоединяйтесь! Обучение начнется 1 августа.

🔔 Открываем набор на новый поток обучения! Старт — 1 августа
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как работать с машиночитаемой доверенностью

Машиночитаемая доверенность (МЧД) позволяет сдавать электронную отчетность, оформлять документы через электронный документооборот, представлять интересы компании.

Определять инвестиционную недвижимость надо по ФСБУ 6/2020 и МСФО 40

Электростанции, которые сдают в аренду – это не инвестиционная недвижимость.

У карт UnionPay от Россельхозбанка будут проблемы с расчетами за границей

Клиентам, которые находятся за рубежом, рекомендуют снять наличные с карты UnionPay.

НДС

📦 Иностранных продавцов маркетплейсов обязали платить НДС в России. Что будет с ценами и риски оценивает первый вице-президент Союза Интернет-Торговли

С 1 июля 2024 года в ЕАЭС продавцы из стран Евразийского экономического союза обязаны уплачивать НДС в той стране, где их товар был фактически передан конечному покупателю.

Как составить график документооборота для бухучета: инструкция для бухгалтера

Что вы предпочтете: действовать «на ощупь», рискуя совершить ошибку, или следовать четкой, понятной инструкции, в которой прописан каждый шаг? Бухгалтеры — люди прагматичные, поэтому мы практически уверены, что вы выбрали второе. Расскажем, как организовать и контролировать поток бумаг через отдел бухгалтерии с помощью графика документооборота.

Как составить график документооборота для бухучета: инструкция для бухгалтера

Отвечайте на требования ФНС правильно! Инструкция от адвоката

Научитесь отвечать на требования ФНС, разберитесь какие требования являются незаконными, а также в какие сроки и что представлять.

Отпуска

Работодатель не обязан давать отпуск с последующим увольнением

Если сотрудник надумал увольняться, он может попросить предоставить ему все его оставшиеся дни отпуска с последующим увольнением.

Интервью

ТоТ еще разговор. Андрей Матюха: Трюфель, юдзу, пондзу

Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». Сегодня в гостях Андрей Матюха – шеф-повар, автор и совладелец краснодарских ресторанов: The Печь, Угли-Угли и Племя, которые стабильно попадают в ресторанные рейтинги, а также гриль-бар Ребрышки и Бедрышки, который открылся совсем недавно.

До конца 2024 года не начисляют пени на положительное сальдо ЕНС

За каждый день просрочки платежа в случае несвоевременной уплаты по совокупной обязанности на ЕНС начисляют пени.

1
Самозанятые

Документы с самозанятыми: с какими проблемами часто сталкиваются заказчики

Отсутствие документов, которые подтверждают сотрудничество с самозанятыми, или ошибки в них грозят заказчику серьезными финансовыми последствиями — штрафами, доначислением налогов. Рассказываем об основных проблемах, с которыми сталкиваются компании при работе с документами самозанятых, и как их избежать.

Документы с самозанятыми: с какими проблемами часто сталкиваются заказчики
УСН

Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

7
Банки

Банки хотят штрафовать на 0,1% от капитала за навязывание услуг

Высокие штрафы заставят крупные кредитные организации отказаться от недобросовестных практик в работе с клиентами.

Система обратной связи от бизнеса будет работать в 30 регионах

Чтобы оперативно реагировать на проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели, власти на базе Госуслуг создадут систему сбора обратной связи от бизнеса.

2

Интересные материалы

НДФЛ

Зарплата работающего за границей считается доходом от источников не в РФ

Доход налоговых резидентов РФ облагается НДФЛ, если он от источников в РФ или не в РФ. А вот доход нерезидентов облагается НДФЛ, только если он от источников в России.