Экономика России

«Кролики» и «удавы»: кто кого?

С 1 января 2014 г. до 624 тысяч рублей увеличится предельный уровень доходов подчиненных, с которых работодатель будет вносить страховые взносы по 30%-ной ставке. Если сумма зарплаты превышает установленную планку, компания обязана сделать дополнительные отчисления с разницы в размере 10%. Кстати, некоторое время назад министр финансов РФ Антон Силуанов предложил повысить «лимит» зарплаты и вовсе до 1 млн рублей.

С 1 января 2014 г. до 624 тысяч рублей увеличится предельный уровень доходов подчиненных, с которых работодатель будет вносить страховые взносы по 30%-ной ставке. Если сумма зарплаты превышает установленную планку, компания обязана сделать дополнительные отчисления с разницы в размере 10%. Кстати, некоторое время назад министр финансов РФ Антон Силуанов предложил повысить «лимит» зарплаты и вовсе до 1 млн рублей. Чем чревато очередное повышение налоговой нагрузки на работодателей в текущих экономических условиях?

Игры государства, или В поисках денег

Все началось c того, что 1 января 2011 года Правительство РФ преподнесло работодателям «презент» в виде увеличения страховых взносов на 8% — с 26% до 34%. Нетрудно догадаться, что повышение страховой ставки вызвало негодование у компаний. Осознав весь масштаб трагедии, на тот момент президент РФ Дмитрий Медведев поручил своим подчиненным решить проблему, снизив в 2012 году размер страховых взносов до 30%. Однако уменьшение размера страховой ставки означало дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ. Для того чтобы закрыть финансовые «дыры», Министерство финансов РФ предложило вместе со снижением ставки с 34% до 30% ввести дополнительный 10%-ный налог на так называемые «высокие зарплаты» — если заработок «богатого» работника превысит установленную отметку — готовим деньги. Напомним, что в 2012 году предельная величина базы для начисления страховых взносов была равна 512 000 руб. (примерно 42,7 тыс. руб. в мес.), с 2013 года она держится на отметке в 568 000 руб. (47,3 тыс. руб. в мес.).

Из чего состоят 30%?

22% — отчисления в Пенсионный фонд 

5,1% — отчисления в ФОМС 

2,9% — отчисления в ФСС 

С суммы выплат и вознаграждений, превышающих 568 000 руб., взимаются страховые взносы в Пенсионный фонд в размере 10% (п. 1 ст. 58.2 № 212-ФЗ) — на финансирование страховой части трудовой пенсии независимо от года рождения застрахованного лица.

В середине 2013 года Министерство финансов РФ в лице господина Силуанова выступило с очередным предложением: увеличить предельный уровень зарплаты с 568 000 руб. до 1 млн руб. (приблизительно 83,3 тыс. руб. в мес.).

Важно! С 1 января 2014 года предельная величина базы для начисления страховых взносов будет проиндексирована и увеличится до 624 тыс. руб. (52 тыс. руб. в мес.). Соответствующий проект Министерства труда и социальной защиты РФ размещен на Едином портале раскрытия информации.

Редакция портала Rabota.ru с особым вниманием относится к предложениям чиновников, и эту тему мы так же решили не оставлять без внимания. Итак, предлагаем взглянуть на историю изменения налогового бремени и понять, к чему стоит готовиться российским работодателям — затягивать потуже пояса, экономить на зарплатах, уводить «в тень» выплаты?

Быстрее. Выше. Скромнее?

На примере зарплат четырех сотрудников (при расчете были взяты зарплаты в размере: 30 тыс. руб., 45 тыс. руб., 60 тыс. руб., 100 тыс. руб.) посмотрим на проводимую политику Министерством финансов — как менялись размеры налоговых отчислений, начиная с 2011 года, а также как будут выглядеть налоговые отчисления согласно предложению Антона Силуанова.

История изменений ставок страховых взносов

Напомним, что в 2012 году была введена регрессивная шкала и снижена ставка страховых взносов, которая стала равна 30% (для зарплат в 512 тыс. руб. в год в 2012 году (примерно 42,7 тыс. руб. в мес.), 568 тыс. руб. для зарплат в 2013 году (примерно 47,3 тыс. руб. в мес.). Если сумма выплат превышает установленный размер, то с разницы взимается дополнительный налог в размере 10%.

Как видим, после снижения в 2012 году ставки с 34% до 30% размер начислений медленно, но верно ползет вверх. В первую очередь очередное повышение коснется не зарплат топ-менеджеров, где счет идет на сотни тысяч рублей в месяц, а окладов высококвалифицированных специалистов, чей уровень дохода не многим выше среднего — от 50 тыс. руб. (данные по Москве).

Из-за увеличения налоговой нагрузки (которая, к слову, не должна меняться так часто) очевидно, что процент «теневого» бизнеса и доля «теневых» выплат увеличатся в разы.

Сушим сухари?

Труднее отвечать на тот вопрос, ответ на который очевиден. (Джордж Бернард Шоу)

Насколько оправдано возможное повышение налоговой нагрузки на работодателей в текущих экономических условиях? Какую цель ставит перед собой российское правительство, пытаясь увеличить налог на зарплату? Как это может сказаться на работающих сотрудниках? Существует ли опасность, что бизнес начнет переносить свои выплаты «в тень»? Портал Rabota.ru решил узнать мнения экспертов.

Кейс № 1. «НДВ-Недвижимость»

Ирина Наумова, заместитель генерального директора по маркетингу и PR:

«Сегодня налоговые отчисления в России — одни из самых высоких в мире. Немало шума в последнее время наделал материал Константина Бабкина, президента Российской ассоциации производителей сельхозтехники "Росагромаш". Он сравнивал стоимость производства сельскохозяйственной техники в России и в Канаде. В частности, его расчеты касались различных налогов и отчислений. Получилось, что в России в 3,5 раза выше отчисления в Пенсионный фонд, в два раза выше сборы за страхование от несчастных случаев, на треть выше налог на добавленную стоимость, но в 2,8 раза ниже подоходный налог. Таким образом, в нашей стране на рубль выданной на руки зарплаты необходимо заплатить 81 коп. налогов и отчислений, а в Канаде — 72 коп.

Получается, что у нас сейчас и так не самая лучшая ситуация по условиям для развития производства и бизнеса. Ужесточение налогового бремени, во-первых, заставит часть предпринимателей уйти "в тень", а во-вторых, сделает условия для развития предприятий в несырьевых отраслях невыносимыми. Это противоречит установке Президента РФ, озвученной в последнем Послании Федеральному собранию — уходить от сырьевой модели развития экономики».

Кейс № 2. Groupon

Ксения Шматкова, директор службы по управлению персоналом:

«В данном предложении министра финансов РФ Антона Силуанова мне видится некий смысл в том, что за счет добросовестных налогоплательщиков опять пытаются въехать в рай. На пустом месте увеличатся вдвое отчисления в Пенсионный фонд на медицинское и социальное страхование. Почему на пустом? А потому, что ни управление Пенсионным фондом не станет эффективнее, ни социальные льготы полнее, а про медицину говорить совсем не приходится. Так почему те, кто честно исполняет свои обязанности, должны вывозить на своем горбу тех, кто не желает исполнять закон добросовестно? По показателю собираемости налогов и сборов Россия находится на 172 месте. Мы снова рядом со странами третьего мира!

Цель чиновников простая — ничего не менять, не улучшать, не изменять, а при этом увеличивать налоговую нагрузку и выкачивать все больше денег в фонды, похожие на решето.

И те компании, которые были "в тени", из нее не выйдут. Компании, которые исправно платят налоги, очень рискуют, если не начнут оптимизацию расходов немедленно. Другими словами, такая политика повышения так же дальновидна, как процесс подпиливания ветки, на которой сидят. Но стоит ли этому удивляться? Никого же не удивляет тот факт, что Россия находится на третьем месте в мире по числу долларовых миллиардеров, а по уровню жизни населения замыкает сотню».

Кейс № 3. Холдинг «Люди дела»

Борис Федосимов, генеральный директор:

«Возможное повышение налоговой нагрузки совершенно не оправдано. После отмены ЕСН и введения страховых взносов, которые изначально были предложены по ставке 34%, а затем снижены до 30% под сильным нажимом бизнес-сообщества, Министерство финансов РФ искало различные пути для компенсации выбывших доходов. Все, что оно делало в последующем, можно описать одной фразой: "не мытьем, так катаньем". Министерство извлекло опыт из резкого повышения налогов и стало более плавно, но системно проводить свою политику по повышению предельного уровня зарплаты, с которой взимается налог по полной ставке (для тех, кто забыл, в исходном варианте облагались доходы до 512 тыс. руб., а потом налоговая ставка была равна нулю).

Конечно, на малых зарплатах разница окажется не слишком существенной, но она будет значительна, если сотрудник получает хорошую заработную плату.

Если говорить о том, как это может сказаться на работающих сотрудниках, то среди возможных вариантов: "замораживание" заработных плат, перенос выплат из официальной в неофициальную часть. И, безусловно, велика опасность того, что компании начнут выводить зарплаты "в тень". Более того, после отмены единого социального налога сейчас мы наблюдаем стабильный процесс перетока заработных плат "в тень"».

Кейс № 4. ФБК

Сергей Пятенко, партнер ФБК, генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК:

«Повышение совершенно не оправдано. Проводились исследования, которые показали, что налоговая нагрузка в России уже давно подошла к опасной черте, за которой начинается жесткое торможение развития. Сейчас у нас налоговая нагрузка является одной из самых высоких, что очень сильно тормозит наше развитие. Если еще больше ее повысить, то можно доиграться до катастрофических последствий.

Сегодня для того, чтобы заплатить 100 руб. сотруднику, работодатель должен заплатить примерно 150 руб. Данная инициатива еще больше увеличит эту цифру, и это — полнейшее безумие. Стоит отметить, что особенно это плохо для интеллектуального бизнеса. Почему? В интеллектуальном бизнесе издержки на зарплату составляют 50-60%. Если, например, ты — металлург, понятно, что здесь среди издержек закупка угля, электроэнергии, руды — все это — основной процент, а зарплата — это 5-6%. Понятно, что для таких предприятий увеличение налоговой нагрузки по зарплате бьет не столь сильно, а вот по любому интеллектуальному бизнесу (например, консалтинг, IT и т. д.) — очень существенно.

Данным повышением правительство преследует следующую цель — заткнуть "дыры" в бюджете. Конечно, когда требуется ликвидировать эти самые "дыры" (что в государственном бюджете, что в семейном), хороших решений не бывает. Но значительно лучшим решением стал бы мораторий на любые повышения зарплат всем, кто получает их из бюджета, причем лет на пять, для того, чтобы у нас исчез дикий перекос, когда те, кто живет за счет налогоплательщиков получают зарплаты в среднем больше, чем сами налогоплательщики. У нас уже во многих регионах зарплаты получающих из бюджета в среднем больше, чем у работающих в бизнесе. Поэтому подобные инициативы — это путь к катастрофе, ведь деньги неизвестно на что отбираются у самых работящих.

Такая налоговая нагрузка страшно велика, а ее увеличение — это очередной шаг, подталкивающий предприятия "в тень". Все, кто имеет малейшую возможность, уходят "в тень", и такими мерами их подтолкнут уходить туда еще больше.

Безумие решать все проблемы за счет самых работящих, этого делать нельзя. Бизнес (не бизнес как бизнесмены, а работники, работающие в бизнесе) должен учиться отстаивать свои интересы не менее активно, чем граждане в Бирюлеве. Хотя, конечно, цивилизованными методами».

Эксперты солидарны друг с другом и убеждены, что меры, предложенные министром, еще больше ухудшат и так непростую экономическую ситуацию в России. Неужели очередное увеличение налогов сможет оставить на плаву и полностью не «осерить» и не «подтопить» российский бизнес?

Начать дискуссию