Управление персоналом

Этика - дело каждого. Уважающего себя бизнесмена

Нравится ли вам тот, кого вы видите в зеркале? После того как в последние годы из-за громких скандалов несколько видных руководителей лишились своих должностей, многие задаются подобным вопросом. Конечно, сглаживание острых углов в финансовых отчетах, пустые обещания клиентам при заключении сделок - не редкость в мире предпринимательства. Однако крушение таких гигантов, как Enron или Arthur Andersen, свидетельствует о том, что сегодня нарушение корпоративной этики может иметь чрезвычайно серьезные последствия.

Кевин Войгт

Нравится ли вам тот, кого вы видите в зеркале? После того как в последние годы из-за громких скандалов несколько видных руководителей лишились своих должностей, многие задаются подобным вопросом.
Конечно, сглаживание острых углов в финансовых отчетах, пустые обещания клиентам при заключении сделок - не редкость в мире предпринимательства. Однако крушение таких гигантов, как Enron или Arthur Andersen, свидетельствует о том, что сегодня нарушение корпоративной этики может иметь чрезвычайно серьезные последствия.

"Вопрос соблюдения этики имеет в бизнесе ключевое значение, а потому некоторые виды поведения способствуют дальнейшему росту стоимости компании, а другие, наоборот, приводят к сокращению стоимости", - говорит Гэри Биддл, профессор и преподаватель бухгалтерской отчетности в Политехническом университете в Гонконге, изучавший этические аспекты бухгалтерских скандалов в Enron и Arthur Andersen.

Сегодня, как никогда, вопросы соблюдения корпоративной этики привлекают самое пристальное внимание регулирующих органов, инвесторов и вообще широкой общественности, которая в полной мере ощутила на себе финансовые последствия, мягко говоря, некорректного поведения руководства этих корпораций.

"Существуют тысячи способов сгладить острые углы, а по мере того как экономика становится все более глобальной, каждый день появляются все новые и новые", - говорит Говард Гарднер, профессор психологии из Гарвардского университета в Массачусетсе.

По мнению аналитиков, сверять степень соответствия своей работы нормам деловой этики руководители должны по трем параметрам: "задачи", "учитель" и "зеркало".

"Задачи". Почему вы делаете то, что делаете?

Медики приносят клятву Гиппократа, юристы клянутся защищать Закон, а вот у бизнесменов ничего подобного нет. "Строго говоря, единственная обязанность предпринимателей - соблюдать закон и получать прибыль, - говорит Гарднер. - В противном случае им приходится оставлять бизнес и даже идти в тюрьму. Поэтому у них должен быть внутренний стимул работать хорошо".

Во многих корпорациях существуют официальные "цели и задачи компании", сформулированные специально для того, чтобы не дать руководству отклониться от верного курса. Такой документ, кстати, был и в Enron. Однако само по себе существование подобной директивы не может гарантировать соблюдения этических норм. В Enron, например, ее попросту нарушили.

А потому менеджерам и руководителям можно просто посоветовать сформулировать цели и задачи для собственного употребления - даже если в компании, где им доводится работать, на соблюдении жестких этических принципов не настаивают. Каковы ваши личные цели? Какую цель вы преследуете своей деятельностью? Перед лицом некоей нравственно-этической дилеммы персональная программа может помочь менеджеру сориентироваться в трудной ситуации.

"Учитель". На кого вы ориентируетесь? К чьему мнению прислушиваетесь?

"В бизнесе, как в жизни, - убежден Гэри Биддл. - В конечном счете уважением пользуются те, кто соблюдает рамки законности и этические нормы".

В мире бизнеса достойны подражания руководители, не выпускающие из виду долгосрочные цели. Ученые из Гарварда, Чикагского университета, школы менеджмента Питера Дракера и Стэнфордского университета провели исследование по проблемам бизнес-этики под названием GoodWork Project. В рамках проекта исследователи сравнивали две группы руководителей. В одну группу включили 20 так называемых "отличных руководителей", которых назвали представители делового сообщества, преподаватели и руководители школ менеджмента. В другую - 20 руководителей, отобранных, что называется, "навскидку". В первой группе только двое отметили важность краткосрочных задач, в то время как остальные придавали ключевое значение долгосрочной перспективе. Представители второй группы, казалось, не заглядывали дальше следующего квартала.

По свидетельству знающих людей, Кеннет Лэй, генеральный директор Enron, был во всех отношениях приятной личностью и являл собой пример для молодых предпринимателей. Однако в угоду краткосрочной выгоде он пожертвовал принципами, на которых выстраивается долгосрочная репутация компании, - порядочностью и правильной отчетностью. Как только он пошел на нарушения этики, его примеру последовали и подчиненные.

"Зеркало". Нравится ли вам ваше отражение?

Нравится ли вам, как соблюдаются этические принципы в вашей компании? Бывшие сотрудники Enron рассказывали Гэри Биддлу, что между собой нередко задавались вопросом: каким образом их компания зарабатывает деньги?

Подвергать сомнению практику своей корпорации всегда нелегко. Однако, если вам не нравится, что происходит, надо об этом говорить. Обсуждать проблему следует и с начальством, и с подчиненными. Если же вы чувствуете, что не в состоянии изменить ситуацию внутри компании и вам не нравится ваше отражение в зеркале, стоит задуматься, не сменить ли место работы.

Вот кому свое отражение точно должно нравиться, так это директору Enron Шеррон Уоткинс, которая предупреждала Лэя о грядущем скандале. (WSJ, 8. 07. 2003, Екатерина Кудашкина)

Начать дискуссию