Управление персоналом

Мотивация по категориям

Создание собственной системы материального стимулирования в организации - важный этап в работе многих служб персонала. О том, как решалась эта задача в компании «Александра и Софья Групп», рассказывает начальник отдела персонала Мария РАХОВА.

Материал предоставлен журналом "Кадровое дело" №7, 2003

Создание собственной системы материального стимулирования в организации - важный этап в работе многих служб персонала. О том, как решалась эта задача в компании «Александра и Софья Групп», рассказывает начальник отдела персонала Мария РАХОВА.

Специфика компании
В управляющую компанию я пришла три года назад, когда в московском офисе работали около 30 человек. Начальный капитал холдинга - иностранный, руководили бизнесом вьетнамцы, и персонал в компании смешанный: примерно 30 процентов от числа сотрудников в 2000 году составляли вьетнамцы. Это была сплоченная команда, объединенная общими задачами и харизматическим лидером. Управление и организационная структура основывались на "интуитивном подходе", а система стимулирования строилась согласно традициям восточной культуры. Руководство ожидало преданности и лояльности от сотрудников априори - на основе их принадлежности к компании. Из материального поощрения присутствовали: стабильная заработная плата, соблюдение трудового законодательства (при расчетах отпускных и больничных) и индивидуальные премии от руководителя некоторым сотрудникам. Через некоторое время компания вступила в период активного запланированного развития, и одновременно с этим стала развиваться служба персонала. Появлялись новые виды и профили бизнеса, расширялись существующие, и, естественно, начался резкий рост числа сотрудников в компании. Помимо профилирующего бизнеса (изготовление вермишели быстрого приготовления) теперь существуют такие виды бизнеса, как продажа промышленного и пищевого сырья, продажа медицинских препаратов, франчайзинг "1С", оказание услуг по развитию бизнеса и т. д.

Воспитание лояльности
Как и везде, люди в компанию изначально приходили в основном по знакомству. Личность директора, небольшой коллектив, создание места под людей - все это сплачивало команду.

Естественно, когда компания стала активно развиваться, подбор стал носить массовый характер. Для обеспечения качественного подбора людей с заданными профессиональными и личностными характеристиками ввелись единые стандарты и процедуры.

Из личностных характеристик для нас важнейшими были: обучаемость, лояльность к интернациональной корпоративной культуре компании и готовность добросовестно трудиться в ситуации непрогрессивной системы оплаты труда. И теперь уже нельзя было говорить о том, что новые люди приходили в компанию и обладали достаточно высоким уровнем лояльности к компании. Система материального стимулирования становилась решающим фактором.

Появились случаи увольнения новых сотрудников. Результаты бесед с ними показали, что причина увольнения заключалась в отсутствии стимулирующей системы оплаты труда. Например, у наших менеджеров по продажам был только оклад без процентов. Система стимулирования, основанная на личных отношениях с руководством и разовых поощрениях, в такой ситуации не только не работала, но пагубно сказывалась на отношениях в коллективе. В новых сотрудниках надо было воспитывать лояльность и преданность компании. По закону испытательный срок - три месяца, и официально это, конечно, так. Но реально новому человеку в нашей компании начинали доверять (видимо, в силу специфики корпоративной культуры) через год-полтора.

Примерно через полгода после того, как штат московского офиса увеличился в два раза, зашла речь о том, что надо коренным образом менять систему стимулирования. То есть переходить от жестких окладов и выборочного поощрения к системе стимулирования на основе оценки индивидуальных достижений. От системы, поощряющей преданность и надежность, к системе, стимулирующей высокую производительность труда и поощряющую лучших активных работников.

Поиск решения
Вопросов было много. Как построить новую систему материального стимулирования, оставаясь в границах ФЗП? На каких критериях должна быть построена система стимулирования? Насколько актуальна данная задача? Как новая система повлияет на организацию в целом? Предлагались разные варианты. Руководство было против использования процентной системы. В новых видах бизнеса применение процентной ставки далеко не всегда оправданно. Позиционировалось, что материальное поощрение должно быть на основе оценки индивидуальных достижений, но кто оценивает и как? Наконец, определились, что надо разработать систему материального стимулирования на основе периодической оценки индивидуальной эффективности сотрудников. Это решение нам далось очень сложно, так как задача перед организацией и руководителями стояла непростая: перейти от интуитивного менеджмента и централизованной системы поощрения к менеджменту, основанному на делегировании полномочий в вопросе оценки и мотивации персонала, и внедрении аттестационных процедур.

Стимулом к переходу послужили несколько факторов: во-первых, обострение конкурентной борьбы на нашем рынке и данные о гибких системах оплаты на других предприятиях, во-вторых, появление внутри организации группы менеджеров топ-уровня, ратующих за введение систематического стимулирования, факты «срыва» интересных кандидатов из-за их недовольства предлагаемой системой оплаты труда.

При разработке системы материального стимулирования рассматривалось несколько вопросов:

- обеспечение адекватных среднерыночным условиям уровней окладов на различных должностях;
- урегулирование уровней окладов внутри организации и приведение их в соответствие с квалификацией персонала;
- расчет переменной части;
- определение дополнительных средств материального поощрения сотрудников компании.

Систему мотивации было решено завязать на уровни должностей в организации.

На каждую группу сотрудников составили описание: уровень ответственности, уровень участия в стратегическом либо тактическом планировании, уровень руководства, уровень взаимодействия с другими службами, уровень выхода на рынок.

Я прописывала требования к категории для каждой группы сотрудников. Сначала у меня образовалось 10 категорий, поэтому получалась запутанная схема - требовалось свести их к меньшему числу. И самое сложное было наложить сетку должностей, которые существовали в тот момент в компании, на описанные категории.

Дифференцированная мотивация
В итоге у нас получилось три основные категории: высшее руководство, средний менеджмент и исполнители. Каждая из категорий разбивалась на три уровня.

В категорию высшего руководства вошли: генеральный директор и члены учредительского совета, директора направлений и «почетные директора». «Почетные директора» у нас образовались по аналогии с японским менеджментом, то есть это сотрудники, которые давно работают в компании и представляют собой службу в единственном лице (например, директор контрольно-ревизионной службы).

В уровень среднего управления попали все руководители подразделений, не участвующие в выработке стратегических решений, но определяющие реализацию тактических планов компании, а также ведущие специалисты. В данной категории решающим было наличие определенного уровня ответственности и полномочий при реализации проектов.

У нас получилось также три уровня исполнителей: административный персонал, вспомогательный и стажеры.

Для каждой категории и уровня были разработаны окладные сетки и описаны возможные льготы и кредитные программы. В дополнение к категориям были введены временные параметры: стаж работы в компании влиял на получение тех или иных кредитных линий. Для всех сотрудников мы ввели медицинское страхование, дотацию на питание, оплату мобильной связи. Однако размер этих выплат зависел от категории. Размер бонуса по категориям тоже не фиксировался, но было определено, что он в пределах одной трети зарплаты. Для топ-руководителей предусматривались бонусы в рамках индивидуальных соглашений.

Сложности при согласовании позиций, конечно, возникали. Так, например, приравнять разные по сути оклады по разным функциональным направлениям было наиболее трудно. Этот спорный момент мы решали за счет увеличения вилки должностных окладов в рамках одного уровня.

Результаты и перспективы
Когда мы ввели эту достаточно сложную структуру, стало понятно, что на данном этапе развития она помогла решить очень многие задачи. Например, упорядочилась система принятия решений об оплате будущих сотрудников (которые приходят на вновь открывающиеся вакансии), и компания получила возможность привлекать на работу более интересных специалистов. К нам пошли люди из западных компаний.

Сегодня я понимаю, что, хотя мы стремились связать «поступок и вознаграждение» и достигли в этом определенного и наглядного прогресса, в основе нашей системы материального стимулирования всегда лежала связь «должность и вознаграждение». Система не позволяет устанавливать связь "квалификация и вознаграждение". Уровень должности и отношение руководителя к подчиненному в момент аттестации решающим образом определяют уровень оклада и величину бонуса. Сейчас перед организацией стоит задача следующего этапа развития менеджмента: связать не должность, а индивидуальную квалификацию сотрудника и его материальное премирование, чтобы поощрить сотрудников к достижению максимальной эффективности труда, выходящей за пределы формальных требований должностной инструкции.

Материал подготовила
Елена АЛЕКСЕЕВА

Начать дискуссию

🍒 Зарегистрирован первый региональный бренд новых регионов РФ

Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) выдала первое свидетельство об исключительном праве на региональный бренд в новых регионах России. Им стало географическое указание «Мелитопольская черешня».

Земельный налог начисляют по данным Росреестра. ФНС: к нему и претензии

Налоговая база по земельному налогу – это кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН. Она применяется с 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговый терроризм, уплата взносов предпринимателем-пенсионером, налоговая помощь Трампа Байдену в обзоре

События дня. Налоговые события.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Обзоры для бухгалтера

Знакомство с экспертами Клерк.Консультаций: Надежда Камышева

Мы начинаем вести серию заметок о наших экспертах. Сегодня рассказываем о самом опытном эксперте — Надежде Камышевой, которая уже более 20 лет помогает бухгалтерам решать их рабочие вопросы.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк

На 6 рублей в 6-НДФЛ могут быть отклонения. Богатым инвесторам обещают вернуть больше НДФЛ. 🙏«Ночной бухгалтер» № 1728

Не стоит волноваться, если при умножении дохода на ставку рассчитанный налог в 6-НДФЛ не сойдется с реальным. Чем больше сотрудников, тем больше может быть разбег.

На 6 рублей в 6-НДФЛ могут быть отклонения. Богатым инвесторам обещают вернуть больше НДФЛ. 🙏«Ночной бухгалтер» № 1728
IT-компании

Свыше 18 тысяч IT-компаний продлили аккредитацию. Но это не все

2 тысячи компаний в сфере IT решили не подавать заявление на продление аккредитации. Они перестали соответствовать критериям.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Миграционный учет

Мигрантам предлагают носить цифровые браслеты

Чтобы следить за перемещениями мигрантов внутри РФ, власти хотят надеть на них цифровые браслеты и заставить приезжих проходить дактилоскопическую регистрацию.

Налог на имущество

Долги по налогу на имущество сократились на 31%

19 млн россиян закрыли долги по налогам после введения ЕНС.

Бесплатно с Уведомление по ЕНП

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в июле 2024 года

В июльском уведомлении не будет взносов. В него войдет НДФЛ и квартальные авансовые платежи по другим налогам.

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в июле 2024 года

ФАС признала недобросовестной конкуренцией копирование упаковки бренда «AXE»

Производителю запретили выпускать дезодоранты и гели для душа «EXXE» в упаковке, которая копирует фирменный стиль бренда «AXE».

6-НДФЛ

Как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ

В статье расскажем, как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ, как правильно заполнить расчет и не допустить ошибок.

Как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ
Маркетплейсы

Что такое оборачиваемость товаров и как ее рассчитать

Продавцу важно правильно управлять товарными запасами: вовремя привозить поставки на склад, закупать не слишком большие, но и не маленькие партии. Справиться с этой задачей помогает расчет оборачиваемости товаров. Рассказываем, о чем говорит этот показатель и как его посчитать.

Что такое оборачиваемость товаров и как ее рассчитать

Повышение утильсбора будет поэтапным до 2030 года

Минпромторг сообщил, что продолжает анализировать поступающие предложения по индексации утилизационного сбора.

Ценные бумаги

Что такое депозитарий и какова его роль на рынке ценных бумаг

В этом материале рассказываем, зачем нужен депозитарий, какова его роль в инвестициях и как проверить его надежность.

Что такое депозитарий и какова его роль на рынке ценных бумаг
Лицензирование

На Госуслугах можно будет получить лицензию на дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию

Роспотребнадзор утвердил Административный регламент по предоставлению государственной услуги лицензирования деятельности оказания услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

Кредитные карты

Россияне стали брать больше денег по кредитным картам

Рост ключевой ставки ЦБ не ослабил спрос на кредитные карты. Клиенты стали чаще пользоваться беспроцентным периодом при оформлении таких продуктов.

🥳 Успейте купить онлайн-курсы по 3 290 рублей в честь Дня рождения школы «Клерка»! Акция действует до 22 июля

22 июля нашей школе пять лет! Мы хотим разделить этот праздник с вами, поэтому устраиваем суперакцию на онлайн-курсы. До понедельника, 22 июля, вы можете купить курсы по учету на маркетплейсах, финансовому анализу, ВЭД, работе на УСН и зарплате всего за 3 290 рублей.

Обучение для бухгалтеров

🎂 Суперакция в честь Дня рождения школы «Клерка»! Онлайн-курсы по 3 290 рублей

Какой же праздник без подарков? 22 июля мы отмечаем наш первый юбилей — 5 лет школе «Клерка»! До понедельника, 22 июля, вы можете купить курсы по учету на маркетплейсах, финансовому анализу, ВЭД, работе на УСН и зарплате всего за 3 290 рублей. Успейте воспользоваться выгодным предложением!

🎂 Суперакция в честь Дня рождения школы «Клерка»! Онлайн-курсы по 3 290 рублей
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Microsoft допустил глобальный технический сбой, в Москве «оранжевый» уровень из-за грозы, X5 начала доставлять посылки

Подготовили обзор главных событий дня — 19 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интересные материалы

КоАП РФ

Решено, кто будет рассматривать жалобы на постановления административных комиссий

Минюстом разработал проект закона с изменениями в КоАП по конкретизации полномочий по пересмотру постановлений по делам об административных правонарушениях.