Управление персоналом

Внешний консалтинг: аспекты сотрудничества

Консультации по вопросам управления персоналом актуальны на всех этапах развития компании - особенно в период бурного роста и зрелости. Ведь быстрое развитие организации приводит к резкому увеличению численности сотрудников и, следовательно, требует серьезных изменений в кадровой политике. На этапе же зрелости предприятию необходим более детальный подход к управлению персоналом, чтобы повысить его эффективность. Также советы консультантов по внедрению организационных изменений и обеспечению стабильности помогают компаниям находить выходы из кризисных ситуаций.

Ольга Батурина
Кадровый менеджмент

Компаниям, ориентированным на успешное развитие бизнеса и повышение своей конкурентоспособности, трудно обойтись без помощи консультантов. Ведь сотрудничество с ними помогает находить новые пути развития бизнеса и дает ряд других преимуществ.

Дельный совет в нужное время

Консультации по вопросам управления персоналом актуальны на всех этапах развития компании - особенно в период бурного роста и зрелости. Ведь быстрое развитие организации приводит к резкому увеличению численности сотрудников и, следовательно, требует серьезных изменений в кадровой политике. На этапе же зрелости предприятию необходим более детальный подход к управлению персоналом, чтобы повысить его эффективность. Также советы консультантов по внедрению организационных изменений и обеспечению стабильности помогают компаниям находить выходы из кризисных ситуаций.

- Консультант требуется в тех случаях, когда менеджмент компании знает свои стратегические направления, но не имеет ресурсов и технологий для их практического внедрения, - говорит Татьяна Лобанова, партнер группы компаний "Топ-Менеджмент Консалт", - или имеет необходимые ресурсы, но понимает, что лучше взять человека со стороны. Особенно эффективно привлечение консультанта, когда речь идет о внедрении изменений. Руководителю, погрузившемуся целиком в бизнес своей компании, порой сложно найти смелые, оригинальные решения и новые ходы. Поэтому важное преимущество консультанта - наличие богатого опыта работы в разных компаниях.

По словам Зоси Герчиковой, генерального директора группы компаний "Топ-Менеджмент Консалт", в области консалтинга по управлению персоналом сегодня наиболее актуальны следующие вопросы: разработка стратегии компании по управлению персоналом, обеспечивающая выполнение рыночной стратегии, оценка эффективности труда, разработка и внедрение системы мотивации и оплаты труда в компании. Не утратили своей актуальности и более привычные, освоенные темы: оценка персонала, оценка команды, разработка системы развития и обучения.

Компания может привлечь консультанта также при проведении самостоятельного отбора кандидатов на должность топ-менеджера или ключевого специалиста, когда надо из нескольких кандидатур отобрать наиболее подходящую по уровню профессиональной подготовки, соответствию корпоративной культуре, лояльности к компании и другим качествам. Такая услуга вполне доступна по цене и, как показывает практика, в дальнейшем окупается успешной работой нового сотрудника.

- Когда менеджмент компании замечает, что сотрудники работают не в полную силу, кадровая служба должна провести диагностику персонала, - советует Жанна Смирнова, директор Prado R&T. - Возможно, следует устранить внешние причины, например, улучшить качество собственной продукции или усилить мотивацию сотрудников. Но иногда случается, что руководство, создав наиболее благоприятные условия для сотрудников, лишает их стимула работать лучше прежнего. У консалтинговых компаний есть инструменты для исправления ситуации и выведения сотрудников из так называемой "зоны комфорта", например, с помощью тренингов, ассесмент-центров и так далее.

Многие руководители планируют установить на предприятии автоматизированные системы управления кадрами.

- Часто заказчики, выделяя бюджет на установку системы, забывают о том, что сначала следует провести на предприятии консалтинг в области управления кадрами, - сетует Сергей Борисов, менеджер компании Robertson & Blums Corporation. - Приходится их убеждать в том, что система будет бесполезной, если в компании не придается значения карьерным вопросам.

Выбор консультанта

При выборе консалтинговой компании нужно быть уверенным, что она качественно работает именно в том направлении, которое нужно компании. Если фирма специализируется в нескольких областях, например, проводит финансовый, стратегический, маркетинговый консалтинг, то надо убедиться, что вопросы управления персоналом также являются приоритетными.

Один из признаков хорошей консалтинговой компании заключается в том, что она продолжает поддерживать связь с клиентом после выполнения заказа, отслеживая результаты внедрения проекта.

Хорошим показателем также является наличие у компании отзывов клиентов о своей предыдущей работе, письменных рекомендаций или координат некоторых заказчиков, с которыми можно связаться.

Специалисты советуют проводить тендеры для консалтинговых компаний, чтобы иметь возможность выбора. При этом следует смотреть не столько на заслуги компании, сколько на команду специалистов, которую предлагают для работы над проектом. Важно, чтобы консультанты имели не только блестящую теоретическую подготовку, но и практический опыт работы на предприятии.

- Иногда заказчики требуют консультанта, работающего с другими компаниями их области, не хотят слышать ни о ком другом, - сетует Жанна Смирнова. - Существенный минус такого подхода в том, что консультант, специализирующийся на каком-то одном секторе рынка, мыслит довольно узко и лишен креативности в решении задач. Настоящий профессионал использует методики, которые успешно работают как в косметической компании, так и в обувной фирме. А со спецификой любого рынка он может ознакомиться довольно быстро.

Прежде чем принять решение о сотрудничестве с консалтинговой компанией, заказчик должен познакомиться не только с менеджером будущего проекта, но и со всей командой консультантов, и убедиться, что уровень их профессионализма находится на высоком уровне.

- Консультант должен обладать квалификацией в предметной области, опытом успешного внедрения изменений и системным мышлением для комплексного решения задач, - считает Зося Герчикова. - На какое-то время он становится доверенным советником руководителя, поэтому для него важно умение соблюдать этику. Успешный консультант является хорошим коммуникатором, способным понять реальное желание клиента, он умеет фасилитировать рабочие группы и сессии руководства. Главное - консультант должен быть заинтересован в получении желаемого бизнес-результата наравне с клиентом.

Консультанту необходимо быть пунктуальным, точно соблюдать сроки проектов, уметь грамотно распределять свое время и эффективно использовать ресурсы компании. Также консультанты должны обладать повышенной стрессоустойчивостью, наличие которой можно проверить с помощью стресс-интервью.

Успех - результат совместных усилий

Успешное решение задачи зависит не только от качественной работы консультанта, но и от грамотной постановки цели заказчиком.

Чтобы четко определить задачу, уточнить ожидания от проекта и согласовать цели и подходы, до начала работ следует провести ряд совещаний с генеральным директором, директором по персоналу и заинтересованными в проекте топ-менеджерами.

Часто руководители компании не могут правильно сформулировать запрос и просто требуют улучшения ситуации. В таком случае консультант сам с помощью стратегического интервью и других приемов “нащупывает” конкретные проблемные зоны.

Важно, чтобы в контракте или приложении к нему была указана конкретная цель, являющаяся предметом договора и работы консультанта. Помимо этого, следует максимально четко прописывать все этапы работы над проектом, что облегчает контроль за результатом. Можно также обезопасить себя от риска вложения лишних средств, попросив у консалтинговой компании поэтапной оплаты. Как правило, в этом вопросе фирмы идут клиентам навстречу.

Ведущие специалисты считают, одним из важных условий успешной работы над консалтинговым проектом является понимание клиентом того, что консультант не сможет обеспечить внедрение разработок без участия руководства и рабочих групп сотрудников заказчика. Также необходимы готовность компании к затратам времени сотрудников, точность в предоставлении информации по запросам консультантов и выдержка сроков работ, выполняемых в процессе проекта заказчиком.

По мнению Сергея Борисова, для успешной работы консультант должен быть свободен в своих действиях, не втянут в "политические игры" внутри компании и получать серьезную поддержку от руководства. Все его решения и рекомендации должны подаваться "сверху", чтобы избежать саботажа сотрудников.

К сожалению, повышенная секретность мешает некоторым компаниям решать задачи развития своего бизнеса. Например, многие банки не желают работать с консультантами из-за пресловутой банковской тайны, предпочитая "варится в собственном соку". Хотя, используя опыт других компаний, они могли бы решить, например, такие проблемы как взаимодействие с подразделениями или разработка системы мотивации для продавцов банковских услуг.

Но самое главное - компания должна быть готова к изменениям, которые ей предложит консультант.

- В нескольких компаниях были такие случаи: консультация получена, деньги потрачены, служба персонала довольна результатами, а улучшения не происходит, поскольку руководство не собиралось и не собирается ничего менять в своей системе работы с персоналом, - рассказывает Елена Ксенофонтова, старший консультант группы компаний "Топ-Менеджмент Консалт". - Выходит, руководство заплатило за надежду приобрести сильнодействующее, но локальное лекарственное средство для персонала, чтобы люди эффективно работали в прежних условиях. Но так не бывает.

Нанимая консультантов, руководители компании должны четко представлять, когда и насколько окупятся инвестиции, вложенные ими в консалтинг.

Для каждого этапа проекта должны быть сформулированы конкретные цели, которых надо достичь. Соответствие полученного результата существующей договоренности и говорит об эффективности работы консультантов. Иногда консультанты идут на риск, беря в качестве оплаты процент от прибыли, которую им удастся получить. Однако не всегда результат работы консультанта измеряется только прибылью, к тому же внедрение изменений являются довольно длительным процессом.

Три года назад в одной крупной компании, занимающей ведущие позиции на мебельном рынке и имеющей отделения по всей России, не было даже службы персонала. Кадровыми вопросами на предприятии занимались акционеры и топ-менеджеры. Руководство обратилось за помощью в консалтинговую фирму, с которой продолжает сотрудничать до сих пор. В результате сегодня в компании, в которой работают около 3 тыс. человек, практически нет текучести кадров, проводится регулярное обучение персонала, в несколько раз увеличилась команда топ-менеджеров и произошел ряд других важных изменений. У акционеров появилось время для развития новых бизнес-направлений. Все это привело к увеличению прибыли компании и появлению у нее свободных средств. И таких примеров множество.

Опыт такого успешного сотрудничества еще раз доказывает, насколько важно своевременно прибегнуть к помощи профессионалов - даже если на первый взгляд кажется, что проблему можно решить самостоятельно.

Начать дискуссию