Управление персоналом

Ценный кадр

Оказывается, японцы выбрасывают вон любую вещь, даже превосходного качества, если на рынке появляется такая же вещь следующего поколения. Легко представить себе эту свалку высокотехнологичных отходов: красивые и блестящие аппараты, вполне еще способные звонить, варить, гладить и ксерокопировать, бесцельно валяются на земле. Свалка человеческих ресурсов, надо думать, выглядела бы много печальнее. К счастью, превосходные менеджеры нового поколения появляются на рынке гораздо реже мобильных телефонов, но и это немалая драма.

КАРЕН ГАЗАРЯН

Оказывается, японцы выбрасывают вон любую вещь, даже превосходного качества, если на рынке появляется такая же вещь следующего поколения. Легко представить себе эту свалку высокотехнологичных отходов: красивые и блестящие аппараты, вполне еще способные звонить, варить, гладить и ксерокопировать, бесцельно валяются на земле. Свалка человеческих ресурсов, надо думать, выглядела бы много печальнее. К счастью, превосходные менеджеры нового поколения появляются на рынке гораздо реже мобильных телефонов, но и это немалая драма.

Ротация кадров во имя процветания бизнеса — вещь неизбежная и полезная, но штучный товар ротировать гораздо сложнее, чем заменить один винтик другим точно таким же. К тому же от верного выбора специалиста, занимающего уникальную позицию, зависит успех направления, как учит нас любой уважающий себя отдел стратегического планирования. Руководство компании начинает осторожничать, ломать голову, взвешивать последствия и до одури консультироваться со сторонними специалистами.

Ведь результат может оказаться самым плачевным.

Со стороны

Ценный специалист, взятый со стороны, может не вполне соответствовать нормам корпоративной культуры внутри компании. Обладать, к примеру, завышенной самооценкой.

Впрочем, он может оказаться и воплощенной скромностью.

Однако внутри компании его появление будет воспринято неадекватно. Сотрудники могут посчитать такой шаг руководства выражением недоверия к ним родимым, проверенным временем, прошедшим огонь, воду и медные трубы.

Особенно это касается компаний со сложившимся и сплоченным коллективом. Производственный конфликт неизбежен. Такая перспектива нередко упускается из виду руководством компании, которому отдел стратегического планирования диктует необходимость развивать новое направление бизнеса. Развивать его следует быстро, а растить ценного специалиста внутри коллектива— дело затяжное и муторное. Специалисты в таких случаях советуют нечто среднее между наймом нового сотрудника и пестованием старых. София Романовская, руководитель команды консультантов Kelly Services CIS, говорит: «Лучших сотрудников нужно и нанимать, и удерживать, выбирая не старых или новых, а лучших. Безусловно, должен быть приток свежих сил, компания не должна вариться в собственном соку».

Семь раз отмерь

Банальная корпоративная ревность не самая опасная эмоция, вызываемая привлечением на ключевые должности людей извне. Страх — самое сильное чувство человека, а вовсе не любовь и не ревность.

Страх, что дела компании идут так плохо и требуется помощь едва ли не кризисных менеджеров, может не иметь под собой никаких реальных оснований, но это не делает его второстепенным фактором. Поэтому руководству следует сто раз подумать, в какой форме преподнести принятое решение. Директор по развитию ГК «Институт тренинга — АРБ Про» Мария Воллина уверена: «Заявление, что недавно привлеченный специалист может существенно увеличить эффективность данного направления бизнеса, слишком прямолинейно. Здесь гораздо более сложная зависимость». Понимая эту зависимость, некоторые руководители все же не решаются принимать радикальные кадровые решения. Елена Запевалова, директор компании по подбору персонала «Пси-мастер», приводит пример иной модели поведения: «Компания начинает рассмотрение кандидатур со стороны, но в процессе собеседований выясняется, что собственные сотрудники ничем не хуже новых соискателей. Тогда принимается решение закрыть вакансию за счет собственных резервов. В таких случаях компания за свой счет обучает сотрудника, занявшего новую позицию, если это необходимо». Процесс обучения может показаться долгим, но поспешать надо медленно, финансовая же выгода очевидна: Мария Воллина считает, что нанимать нового сотрудника гораздо дороже, чем выпестовать собственного.

Со своим уставом

Пришлый сотрудник почти стопроцентно защищен в случае, если его появление связано с принципиально новым направлением в бизнесе, к примеру, с запуском нового брэнда. Но лишь тогда, когда бизнес не катится под откос и запуск нового брэнда — не отчаянная попытка выжить. «Решение отказаться от уже созданного и запущенного брэнда,— говорит Елена Запевалова,— очень непопулярное средство и принимается в исключительных, кризисных случаях. Выгоднее просто поменять менеджеров, занимающихся брэндом. Это значительно дешевле». На поверку оказывается, что если на новый проект приходит новый человек, лучше всего ему приходить со своей командой и быть эдакой автономной республикой со своим министерством культуры, со своим уставом и своим монастырем. Берите суверенитета столько, сколько сможете унести. Обособленность примирит новые кадры со старыми: формально все равны.

В конце концов, по словам Марии Воллиной, «стратегия персонала определяется стратегией продукта и продвижения компании».

На общих основаниях

Впрочем, все это чистые случаи, не так уж часто встречающиеся на практике. Основания для найма новых людей на важные должности бывают самыми разными, от идеологических до чисто житейских, причинно-следственные связи складываются в сложный и причудливый рисунок, и ответственность за решение, которое следует принять в срочном порядке, возрастает в разы. Если руководитель решает частную задачу, его целью должно быть не оступиться и не навредить, сохранить существующий статус-кво. Можно нанять нового сотрудника со стороны, но при этом необходимо позаботиться или хотя бы сделать вид, что позаботился, о корпоративном микроклимате внутри компании. София Романовская считает, что «справедливой в глазах сотрудников и эффективной с точки зрения задач, стоящих перед компанией, может стать система конкурсов на замещение вакантной должности, в каковых конкурсах на равных основаниях могут участвовать как внутренние, так и внешние кандидаты. Старожил может и должен быть повышен в должности не за выслугу лет, не honoris causa, а за то, что он оказался профессиональнее внешнего кандидата».

В самом деле, система подобных конкурсов (если они являются основой кадровой политики в компании, а не проводятся в исключительных случаях, немедленно порождающих описанные выше страхи и фобии) способствует поддержанию персонала в тонусе, не оставляя при этом ощущения бренности и скоротечности пребывания в собственной должности: старожил будет четко осознавать свои преимущества перед соискателем (он ведь в теме, он знаком с конкретным материалом), соискатель — уповать не только на свою теоретическую подготовку, диплом MBA и внушительный послужной список в трехстраничном резюме.

Бывают, правда, ситуации, в которых приток свежей крови оказывается столь интенсивным, что впору говорить о полноценном переливании, нежели о незначительном терапевтическом вмешательстве. По мнению Марии Воллиной, «в том случае, если мы хотим произвести существенные изменения в компании, затрагивающие философию и ценности организации, наем новых людей, которые являются носителями новых ценностей, является весьма эффективным инструментом».

Использование такого инструмента требует от руководителя, как от хирурга, колоссальной квалификации, мужества и ответственности. Иначе потоком новых ценностей, несущимся сквозь прорванную плотину, смоет и его самого.

Придут новые люди, а прежние окажутся на свалке «истории успеха» и будут покоиться там, внешне вполне пригодные к употреблению, совсем как японские блендеры, соковыжималки и точилки для карандашей.

Начать дискуссию