Управление персоналом

Личная эффективность: Возражения принимаются

Любое общение в бизнес-контексте - переговоры, ходатайство о повышении зарплаты - можно представить как акт продажи. При этом сторона, принимающая решение, вольна принять предложение или отказать. Отказывая, люди выдвигают возражения - аргументы в пользу отказа. Чтобы эффективно преодолевать возражения, психологи советуют разделять их на типы, знание которых облегчает подбор контраргументов.

Анатолий Чернов

Любое общение в бизнес-контексте - переговоры, ходатайство о повышении зарплаты - можно представить как акт продажи. При этом сторона, принимающая решение, вольна принять предложение или отказать. Отказывая, люди выдвигают возражения - аргументы в пользу отказа. Чтобы эффективно преодолевать возражения, психологи советуют разделять их на типы, знание которых облегчает подбор контраргументов.
Менеджер по продажам рекламных площадей в компании "Рекарт 31" Владимир Исаев за свою карьеру прошел множество тренингов, обучающих тому, как правильно убеждать клиента. Теперь к любым возражениям он относится спокойно и трактует их как дополнительную информацию о клиенте. "Бывает, конечно, что человек говорит категорично "нет", но в большинстве случаев это означает, что у него сейчас плохое настроение: может, с женой поссорился. Тогда я стараюсь перенести разговор на будущее. Но такое встречается довольно редко", - говорит Исаев. Чаще клиенты пускают в ход отговорки, обсуждение которых и становится тем, что называют "процессом продаж".

"Самая сложная категория отговорок относится к иррациональному типу. В отличие от рациональных эти возражения основаны скорее на эмоциях. Им в меньшей степени свойственна логика, и, соответственно, они труднопредсказуемы", - говорит коммерческий директор тренинговой компании MTI Георгий Мелик-Еганов. По его мнению, наиболее простой способ типологизации иррациональных отговорок и методы борьбы с ними сформулированы психологом Эриком Берном.

В книге "Игры, в которые играют люди" Эрик Берн утверждает, что человек в социальной группе в каждый момент времени обнаруживает одно из состояний - "родителя", "взрослого" или "ребенка". При этом "люди с разной степенью готовности могут переходить из одного состояния в другое". И хотя люди чаще находятся в состоянии либо "родителя", либо "ребенка", проще всего убедить их в чем-то, когда они пребывают в состоянии "взрослого". Следовательно, задача сводится к тому, чтобы перевести оппонента в эту категорию.

Клиент как ребенок.

Бывает, что клиент начинает капризничать, совершенно как ребенок, просящий у родителей конфетку. "А не можем ли мы получить еще какую-нибудь скидку? " - начинает канючить он. "Этот человек подспудно понимает, что он не совсем прав, но ему обязательно надо проявить себя, попросить что-то еще", - говорит Георгий Мелик-Еганов. Эрик Берн приводит пример, когда продавец говорит покупательнице: "Эта модель получше, но она вам не по карману".

Это заявление было сделано на основе того, что продавец четко определил, что перед ним находится типичный "ребенок". Покупательница незамедлительно ответила, что купит именно эту модель. Налицо типичное желание ребенка доказать, что он уже не маленький и может делать все, что захочет.

Для состояния "ребенка" характерно также чувство вины. Многие менеджеры намеренно вводят потенциального покупателя в такое состояние. Менеджер по продажам компании AllMemory (дистрибьюция микросхем памяти) Дмитрий Анисимов рассказал про свое правило трех звонков. Первый звонок - выяснить, кто является ответственным за закупки лицом, и уточнить адрес (факс) для отправки прайс-листа. Второй звонок с вопросом: "Получили ли вы информацию? " "Здесь важно получить в ответ лишь одну фразу: да, получили, все в порядке", - говорит Дмитрий Анисимов. И третий звонок (через три дня, неделю) с вопросом: "Почему не заказываете? " При таком подходе клиент независимо от своей воли попадает в состояние "ребенка", так как вынужденно становится в оправдательную позицию. По словам Дмитрия Анисимова, начинающиеся в таком случае слабые отговорки вроде "нам это не надо" или "слишком дорого" позволяют начать диалог, в результате которого можно выяснить, у кого они покупают, в каких количествах и по какой цене. Для покупателя это становится инструментом оправдания, а для продавца - информацией, на основе которой он может сделать более привлекательное предложение.

Родительские чувства.

В состоянии "родитель", согласно теории Эрика Берна, человек считает себя правым вне зависимости от ситуации. По словам Георгия Мелик-Еганова, при продажах эта ситуация проявляется двумя моделями поведения: клиент либо начинает назидательным тоном объяснять, что с ним неправильно работают (и следовательно, начинает учить работать "правильно") , либо он отцовским тоном говорит: "То, что вы предлагаете, - это здорово, но мы же все понимаем, что цена явно завышена".

Чтобы эффективно взаимодействовать с "родителями", их (как и "детей") нужно наводящими вопросами перевести в состояние "взрослого". При этом ни в коем случае нельзя вставать на ту же позицию - человек, продающий или уговаривающий, должен всегда быть "взрослым".

"Для смягчения перехода во взрослое состояние можно начать с присоединения к его возражению, - говорит Георгий Мелик-Еганов. - Это создает психоэмоциональный комфорт и позволяет более мягко перейти к следующему этапу". Следующий шаг заключается в том, что надо заставить оппонента рассуждать фактологическими категориями.

Пример такого перехода привел Владимир Исаев. Среди предлагаемых им рекламных площадей есть остановки общественного транспорта Москвы. Всего их 3500, но пакет предложения может сужаться до отдельных районов и направлений. Обычно первое предложение предусматривает размещение сразу на всех остановках. Сумма получается немалая, и некоторые клиенты говорят, что таких денег у них нет. Дальнейший диалог, по словам Исаева, строится по следующей схеме: "Но вам же все равно надо рекламироваться? " - "Да, надо". - "А сколько вы можете на это выделить? " - "В пять раз меньше". - "Мы можем предложить набор рекламных площадей и на такую сумму".

После этого клиент уже вынужден быть "взрослым" и рассуждать логически. Отговорки вроде "у нас нет денег" становятся неуместными, ведь разговаривают взрослые люди, которые понимают, что рекламная кампания все равно нужна. "Главное - надо показать человеку, что у него есть потребность, которую он может удовлетворить посредством нашего продукта. Все остальное сводится к обсуждению технических деталей", - говорит Владимир Исаев.

Человек разумный.

Большинство методик по продажам направлено на то, как оперировать именно со "взрослым" человеком. Как правило, каждый продукт, предлагаемый на рынке, обладает своими конкурентными преимуществами. Выведение их на первый план и есть задача менеджеров по продажам. Возражения "взрослого" конкретны и обоснованны: мы можем купить то же самое у ваших конкурентов, но на 10% дешевле. К таким выпадам продавцы готовы, потому что это все предсказуемо. Рецептов борьбы с возражениями в этом случае множество. К примеру, "методика весов": "Да, у нас дороже, но мы в отличие от конкурентов даем гарантию на пять лет".

Другой способ - разложение цены. Его хорошо использовать в том случае, когда потенциальный покупатель слабо знаком с предлагаемым ему товаром. Мелик-Еганов говорит, что часто этот подход очень эффективен при предложении тренингов. Обычно продавец указывает общую стоимость тренинга. Если клиент говорит, что это слишком дорого, значит, надо разложить цену по частям, разделив ее, например, на стоимость по дням и на каждого человека в отдельности. "Если потом сравнить полученную стоимость с затратами, например, на страхование, то становится видно, что тренинг ничуть не дороже прочих инвестиций в персонал, - говорит Георгий Мелик-Еганов. - Просто клиенты редко проводят подобные подсчеты в голове".

Начать дискуссию

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Налоговое требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть
Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Интересные материалы

Стандартные налоговые вычеты на детей вырастут в два раза

На второго ребенка родители смогут получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 2,8 тысяч рублей, а на третьего и последующего — 6 тысяч.