Оксана Гончарова
Считается, что основной успех в бизнесе обеспечивается за счет инвестиций в человеческие ресурсы. Поскольку формированием кадровой стратегии занимается HR-менеджер, в его власти устойчивость и процветание компании. Непонятно только, что от него ждать и сколько ему платить.
Руслан Ильясов, HR-директор компании “Alcoa-Россия”, своей профессии принадлежит уже 13 лет. Сначала он был директором по персоналу в компании Coca-Cola, затем Sun Interbrew и Альфа-банке. Он рассказывает, что первое, чем ему пришлось заняться в компании Sun Interbrew (производитель пива “Клинское”, “Стелла Артуа”, “Сибирская корона”) в 2000 г., — “подбором сильных управленческих команд”. Годом ранее в холдинге был запущен технический процесс объединения производственных мощностей, а эффективную кадровую систему только предстояло построить. “Для начала мы провели аудит основных бизнес-процессов, т. е. посещали города, где находились заводы и центры продаж компании, беседовали с сотрудниками и оценивали эффективность работы конкретных подразделений. Оказалось, что на одних участках людей не хватало, на других их было в избытке. В результате в период с 2001 по 2003 г. нам удалось значительно увеличить долю рынка и оборот компании, сократив на 18% операционные расходы и на 20% численность сотрудников”, — говорит Ильясов.
А в компании “Alcoa-Россия” под его руководством “максимально ускоренными темпами” готовят российских сотрудников для замены иностранцев на руководящих должностях. 400 человек (всего в компании 11 300 сотрудников) обучают иностранному языку, 200 из них также в течение этого года стажировались в других представительствах Alcoa. “Расходы на содержание иностранных сотрудников в несколько раз превышают расходы на российских специалистов, но сегодня уже без ущерба для бизнеса им можно найти достойную замену”, — поясняет он.
Хороших HR-менеджеров компании, особенно западные, стараются поощрять. Согласно исследованию рекрутинговой компании “Анкор”, минимальная зарплата менеджеров по персоналу в иностранных компаниях в два раза выше, чем в российских, а максимальная практически не отличается и составляет $11 000-12 000 в месяц. Впрочем, по словам управляющего партнера компании Suvorova & Partners Executive Search Ольги Суворовой, те, кто находится на первых строчках профрейтингов, могут получать и в два раза больше.
Как правило, высокие оклады получают HR-директора крупных российских компаний с 10-летним опытом работы в западных компаниях, объясняет консультант “Анкора” Марина Хадина. Их задача здесь — построить эффективную систему управления персоналом, и западная школа в этом смысле дает хорошую базу с четкими процедурами и современной методологией. В иностранных компаниях, добавляет она, хорошо оплачиваемые HR-директора в большей степени сконцентрированы на адаптации корпоративных процедур под особенности страновых условий работы и внедрении инструментов оценки эффективности труда.
Вознаграждение специалистов, работающих с персоналом, во многом зависит от их умения “администрировать” бюджет своей службы, говорит управляющий партнер консалтинговой компании AMT Consulting Group Руслан Никифоров. Работодатель всегда готов переплатить за квалификацию сотрудника, если тот выстроит стратегию, при которой фонд оплаты труда будет расти меньшими темпами, чем прибыль компании, поясняет он.
HR-менеджеры с максимальной зарплатой занимаются стратегическим менеджментом — выстраивают систему мотивации в целом и планируют, сколько людей, какой квалификации и на каком этапе может понадобиться компании, комментирует руководитель департамента персонала Связь-банка Алексей Самохвалов. Для этого, по словам замгендиректора московского офиса международной хедхантинговой компании Egon Zehnder International Артема Авдеева, желательно, чтобы “человек хорошо знал рынок, продукты компании, понимал ее бизнес-процессы, для чего полезным может оказаться предыдущий опыт в продажах или финансах”.
Чтобы стать профессиональным HR-менеджером, неплохо получить экономическое образование как основное или дополнительное к гуманитарному: психологическому, социологическому или лингвистическому, говорит Марина Хадина из “Анкора”. Высшая карьерная планка — разумеется, генеральный директор. “Такие прецеденты есть”, — добавляет Ольга Суворова. Например, Дмитрий Куприянов — в прошлом директор по персоналу компании “Вимм-Билль-Данн”, а сегодня гендиректор управляющей инвестиционной компании Basis.
Начать дискуссию