Управление персоналом

Ужасные дети

Они есть не в каждом офисе, но почти в каждом они уже когда-то были или еще когда-то будут. В большие компании их не пускают, из маленьких их вскоре выдавливают. Уж очень не похожи на всех остальных: приходят и уходят, когда хотят, одеваются то слишком красиво, то кое-как, над всем и над всеми подсмеиваются, всегда гнут свою линию.

Александр Острогорский

Они есть не в каждом офисе, но почти в каждом они уже когда-то были или еще когда-то будут. В большие компании их не пускают, из маленьких их вскоре выдавливают. Уж очень не похожи на всех остальных: приходят и уходят, когда хотят, одеваются то слишком красиво, то кое-как, над всем и над всеми подсмеиваются, всегда гнут свою линию.

Enfant terrible, «ужасные дети», тем не менее становятся легендами: «видали мы таких» — томно вздыхают коллеги и хмуро цедят начальники. Но, кажется, таких людей надо не гнать, а, напротив, привечать и сохранять. И вот почему.

Портрет героя в интерьере

К полудню в офисах кипит работа. «Белые воротнички», пришедшие пару часов назад, уже проснулись и вовсю готовятся к обеденному перерыву.

Начальство или уехало на встречи, или совещается за высокими дверями. И только одно место пустует— нашего героя.

Но вот он врывается. Проносится мимо коллег, здоровается и шутит. Вслед несется крик секретарши: «Вам звонили…, вам писали…, вас искали…». Едва включив компьютер, герой отправляется за чаем, а с чашкой в руках — к начальству. Там тоже кричат. «Мы не откроем магазин первого!» — кричит герой.

«Мы откроем его, когда я скажу!» — кричит генеральный. Герой выскакивает от начальства и несется в бухгалтерию. Там тоже шумно: «Ты перепутал все накладные… Мы будем разбираться весь день…» Но потом все смеются, потому что девушкам в бухгалтерии герой нравится, а накладные, хотя разбираться в них — это их работа, накладные им совсем не нравятся. Потом герой возвращается за рабочий стол, но ненадолго. «Знаешь,— говорит он мне перед уходом,— работа — это игра. Мне интересно. Я пришел сегодня в офис в четыре, но я встал в семь утра. До офиса я побывал в пяти других местах.

Но я не жалуюсь, потому что я делаю то, что мне нравится».

Иметь в конторе такого человека — большая неприятность. Вот почему большинство начальников постарается или «исправить» его, или избавиться, как говорит Ольга Гозман, генеральный директор компании Begin Group: «Помимо того что такой человек, разумеется, должен быть эффективен, его поведение не должно мешать нормальной работе других. Подобные люди, пусть даже чрезвычайно эффективные, могут дестабилизировать всю работу в офисе. Это, в свою очередь, может нанести больший ущерб бизнесу, нежели та прибыль, которую приносит успешный сотрудник. Возможно, в долгосрочной перспективе компании будет выгоднее расстаться с ним.

В первую очередь очень важно поговорить с таким человеком и объяснить, что некоторые вещи (опоздания, неаккуратный внешний вид, грамматические ошибки в письмах и т. п.) недопустимы. Иногда люди просто-напросто не задумываются о том, что тот или иной стиль поведения может не соответствовать корпоративной культуре компании и негативно влиять на окружающих. Если такие разговоры не помогают, то, пожалуй, единственным выходом остается мягкое увольнение».

Герой и наше время

Однако на деле бороться надо не с отдельными независимыми и своевольными представителями рода человеческого.

Они лишь верхушка айсберга, а под водой — разделение всех людей на тех, кто играет в чужую игру, тех, кто придумывает игры, и тех, у кого игра своя — и ничья больше.

В прошлом году во Франции много шума наделала книга экономиста компании Electricite de France Корины Майер «Здравствуй, лень». В сущности, это инструкция по выживанию для тех, кто не хочет ничего делать на работе, но хочет получать за нее деньги. «Вы работаете только для того, чтобы получить в конце месяца свои деньги. И это все, на что вы можете рассчитывать»,— говорит Корина Майер. «Все, что вы делаете в офисе,— бессмысленно.

В любой момент вас могут заменить другим кретином, который сидит сейчас рядом с вами.

Поэтому работайте как можно меньше…» Таких людей большинство или их становится все больше.

Такой человек, как Джим Кларк, основатель компаний Netscape и Silicon Graphics,— он совсем другого рода. Кларк, которому сейчас около 60, в свое время презирал всех, кто говорил ему, как и что делать,— и потому не мог долго удержаться ни на одном месте.

Он просто выбирал самый короткий и интересный путь к деньгам. Если ему не нравились менеджеры, он издевался над ними, выживал их из компании или уходил сам. Он ненавидел финансистов и унижал их на каждом шагу, но они бегали за ним, как шакалы за львом, потому что знали — если Кларк что-то затеял, то опять заработает очень много денег и им тоже перепадет.

Одни люди обречены на скуку, а другие не дают скучать всем остальным. А вот Тим Голви, в прошлом теннисный тренер, а теперь — бизнес-консультант, изменивший внутренний мир такой скучной компании как AT&T, считает, что скука на рабочем месте убивает все самое продуктивное и интересное, что есть в человеке. После этого умирает и смысл того, что человек делает, смысл компании, в которой он работает. Человеку не должно быть скучно, ему должно быть интересно работать, говорит Тим Голви.

Судьба героя

Так что же с ними делать? Когда им скучно — они не работают вообще или очень плохо.

Когда им весело — они неуправляемы.

Вот что говорит вице-президент группы «АльфаСтрахование» Владимир Сорокин: «Чудаки есть в любом офисе, но для серьезного бизнеса иметь в штате человека, который приходит и уходит, когда вздумается,— непозволительная роскошь. Опыт показывает, что наибольшее количество чудаков встречается в творческих коллективах — в редакциях, например, где нет жесткого дресс-кода, гибкий рабочий график, демократичная дружеская атмосфера. В целом, если говорить о бизнесе, такие люди расхолаживают коллектив — даже если показывают высокие бизнес-результаты. Условно, почему бы мне— сотруднику фронт-офиса — не носить оранжевые кеды, как это делает наш системщик или финансист, раз это ему позволено? С другой стороны, есть профессии, где невозможно быть серым, одетым в офисном стиле человеком. Например, рекламщик или пиарщик должен выделяться из толпы — он и работу свою должен выполнить ярко, сделать ваш продукт запоминающимся».

Значит, где можно — там творческим людям можно позволить существовать. А есть места, где нельзя и оттуда их надо гнать, иначе остальным тоже захочется так себя вести.

Забавно. Однако, согласно исследованиям, проведенным на специализированных сайтах по карьере Careerbuilder.com и Vault.com, почти каждый второй менеджер (42%) невысокого мнения о людях с татуировками или иными проявлениями body art. Но 44% участников опроса признали, что сами имеют татуировки или пирсинг на различных частях тела.

Многие скучают на своих рабочих местах, самовыражаются потихоньку, но боятся показать это остальным. Другие не скучают и не боятся, но остальным это не всегда нравится. Как говорит Ольга Гозман: «Если человек с необычным поведением соблюдает основные „жизненно необходимые” для конкретной компании правила и не оказывает дурного влияния на коллег, работает хорошо и у него много ценных идей, то он вполне может быть полезен компании».

Он может быть полезен не только как человек, делающий свою работу. Своим присутствием в офисе свободный и яркий человек просто показывает остальным — работа не так плоха и скучна, как кажется.

И что всегда можно найти способ сделать свою жизнь интереснее. И что если не в прошлом, то в наступившем году мы можем быть такими же независимыми и интересными, ценными и перспективными сотрудниками.

Начать дискуссию