Управление персоналом

Социальные блага, которые предоставляют сотрудникам, создают проблемы с налоговиками

Каждый раз, когда работодатель оплачивает полис добровольного медицинского страхования, дает в пользование служебный автомобиль или оплачивает мобильный телефон, сотрудник невероятно рискует. Эти блага считаются доходом физических лиц “в натуральной форме”, и работники обязаны платить с них налог в 13%.

Каждый раз, когда работодатель оплачивает полис добровольного медицинского страхования, дает в пользование служебный автомобиль или оплачивает мобильный телефон, сотрудник невероятно рискует. Эти блага считаются доходом физических лиц “в натуральной форме”, и работники обязаны платить с них налог в 13%.

Как и большинство американцев, сотрудники сети магазинов Home Depot сами платят налоги, заполняя раз в год перед 1 апреля многочисленные формы для налоговой службы. Но Роберт Нарделли, генеральный директор компании, — исключение из этого правила. По его трудовому контракту Home Depot берет на себя уплату многих его “долгов” казне. Например, компания возмещает ему налоги, которые он должен заплатить за пользование служебным автомобилем и использование корпоративного самолета для перевозки семьи на отпуск. Всего в прошлом году таких дополнительных “издержек” у компании набежало на $3,3 млн, что больше даже гарантированной части зарплаты Нарделли, которая составляет $2 млн в год. Нарделли — пример новой тенденции на американском рынке труда топ-менеджеров: работодатель платит за все. “Только маленькие люди платят налоги”, — говорит Патрик Макгурн, исполнительный вице-президент Institutional Shareholder Services, консалтинговой компании для институциональных инвесторов, которая известна своей критикой в адрес компенсационной политики многих крупных корпораций. “Компании за своих руководителей вычеркивают налоги из списка неизбежных вещей, оставляя им только смерть”, — иронизирует он. В самой Home Depot зарплатную политику в отношении топ-менеджмента комментируют так: “В соответствии с принятой философией привлечения и удержания лучших лидеров на рынке компенсации налогов иногда применяются как часть общей политики формирования фонда заработной платы компании”.

Недавнее исследование заработных плат в США, проведенное американской компанией Equilar, выявило, что выплаты топ-менеджменту, компенсирующие налоги на доходы физических лиц, существуют в 52% компаний. В 2000 г. такая практика применялась лишь в 38% компаний.

В России такой подход никого не удивляет. “В нашей стране большинство зарплат сразу указывается в трудовых соглашениях либо двумя цифрами — до и после налогообложения, либо одной — после налогообложения, т. е. в "чистом" виде, net, — говорит Иван Мелешенко, юрист юридической компании "Нерр Штифенхофер, Лутц". — В России уплата налога на доходы физических лиц осуществляется самим работодателем, который выступает в качестве налогового агента”.

Он обращает внимание на другой фактор, который часто игнорируют и работодатели, и сотрудники: подлежащий налогообложению доход физлица не обязательно существует в денежной форме, он может быть натуральным. Подразумевается, что, если сотрудник пользуется в личных целях служебным автомобилем или телефоном, то он должен заплатить за это налоги, даже если компания, которая предоставляет ему эту машину или телефон, оплаты не требует. Налогообложению также подлежат, например, предоставляемые работодателем полисы добровольного медицинского страхования. “По закону каждое использование, например, автомобиля по служебной надобности должно быть документально подтверждено, например через заполнение путевого листа”, — говорит он. В противном случае и у компании-работодателя, и у сотрудника могут быть проблемы с налоговыми органами.

“Все товары и услуги, которые работодатель предоставляет сотруднику, даже рабочую униформу, если нет документального подтверждения использования их в служебных целях, считаются доходом физического лица и облагаются подоходным налогом”, — поясняет высокопоставленный сотрудник Федеральной налоговой службы РФ. Бремя ответственности за эти выплаты лежит на самом сотруднике, как следует из статьи 211 Налогового кодекса (НК) РФ. “Если работодатель, к примеру, не оформит документы, подтверждающие, что телефонные разговоры велись в служебных целях, или поездка на такси за счет компании была вызвана бизнес-необходимостью, отвечать за эти промахи придется сотруднику. Невыплаченные налоги, если таковые откроются в ходе проверки, будут вычитать из зарплаты сотрудника”, — говорят в ФНС. Если это невозможно, например в случае, если сотрудник уже не работает в компании, по итогам работы в которой ему предъявлены претензии, ему самому придется погасить задолженность в течение двух месяцев в два приема равными долями, как того требует статья 228 НК РФ.

Недооценивать угрозу не стоит. В налоговом ведомстве без труда припомнили результаты ряда недавних проверок, по итогам которых сотрудникам были предъявлены претензии по факту неуплаты ими налогов с доходов физических лиц, полученных в натуральной форме. “Например, наши сотрудники выявили немалые расходы на междугородную телефонную связь, по которым работодателям не удалось доказать, что они велись в служебных целях. Сотрудникам, которые их вели, были предъявлены соответствующие требования — заплатить 13% от суммы счета”, — говорят в ФНС и напоминают, что, если стоимость услуги установить невозможно, согласно статье 40 НК РФ натуральный доход в этом случае рассчитывается исходя из рыночной стоимости полученных товаров или услуг. (Использованы материалы WSJ.)

Начать дискуссию