Управление персоналом

Советы консультанта: Больше, чем деньги

Вам знакома такая проблема? Стремясь добиться от сотрудников большей отдачи, руководство повышало выплаты (постоянную, переменную части зарплаты, премии, бонусы), и вот доля оплаты труда в издержках достигла предельного уровня. Ведь фонд оплаты труда не бесконечен. Как получить от сотрудника дополнительный вклад? На малые надбавки он не реагирует, а на большие уже нет средств.

Аркадий Пригожин

Вам знакома такая проблема? Стремясь добиться от сотрудников большей отдачи, руководство повышало выплаты (постоянную, переменную части зарплаты, премии, бонусы), и вот доля оплаты труда в издержках достигла предельного уровня. Ведь фонд оплаты труда не бесконечен. Как получить от сотрудника дополнительный вклад? На малые надбавки он не реагирует, а на большие уже нет средств.

Кто-то возразит: конечно, такое бывает, но только не у тех, кто занят продажами. У них же так или иначе комиссионные, больше продадут — больше заработают. Отвечу: значит, вы пока не встречались с таким положением, когда успех на рынке настолько поднял зарплату в сбытовых подразделениях, что даже по московским меркам наступает некоторое насыщение, после которого активность спадает. “Мы подошли к мотивационному барьеру”, — философски определил подобную ситуацию в одной компании ее финансовый директор.

Нет, это не барьер для мотивации, а ограниченность денежных стимулов, т. е. только одного из способов поощрения сотрудников к росту производительности, оборотов и иной эффективности. Есть мотивационные средства, по своей действенности вполне сопоставимые со всякими выплатами.

Представим себе отдел из пяти человек. Допустим, что они более или менее удовлетворены своим положением. Но вот положение одного из них мы улучшили. Удовлетворенность остальных четырех сразу снижается, хотя их положение мы не меняли. Почему так происходит? Дело в том, что обычно человек оценивает свое положение в организации не столько само по себе, сколько в сравнении с положением других людей (в сопоставимых группах). На что ориентируются большинство сотрудников, выстраивая свое поведение? Они ориентируются между двух систем координат. Одна из них — возможность роста: служебного, зарплатного, квалификационного. А вторая координата — взаимное сравнение: как у других? В чем я лучше, сильнее, в чем слабее остальных? Все мы сопоставляем себя друг с другом непрерывно и по множеству параметров.

В наше существование объективно встроен механизм взаимного сравнения. И это мощный мотиватор едва ли не всей нашей деятельности. Силу этого мотиватора мы испытали на себе еще в детстве, когда обнаруживали разницу между тем, что есть у нас и у тех, кто рядом. Вдумайтесь: от 60% до 90% нашего потребления относится к престижному, когда мы покупаем новые ботинки не потому, что прежние сносились, а потому лишь, чтобы с другими, более успешными, сравняться. Так вот раз уж этот психологический механизм действует объективно, то почему бы не направить его действие на соединение интересов сотрудников с целями бизнеса, с пользой для обеих сторон?

Методически это выглядит следующим образом. Возьмем, к примеру, должность руководителя какого-то подразделения. Давайте ответим ему на вопрос: какие результаты его работы мы хотим получить от него? Не направления или виды деятельности, а именно практические, итоговые продукты, которые он как бы продает фирме в лице ее руководителя. Эти результаты разделим на два вида — измеряемые и неизмеряемые. По опыту знаю, что измеряемые результаты вы называете быстро. А вот с неизмеряемыми большинство руководителей возится долго, а иногда с недоумением.

В нашем менеджменте устоялся стереотип: все должно быть измеряемо, управлять можно только тем, что можно посчитать. Но это неправда. Возьмем репутацию компании — ценнейший продукт ее работы. Над созданием требуемой репутации работают долго и тщательно. А можете вы ее измерить? Даже если кто-то предложит вам такую услугу, вы увидите, как дорого она стоит и как ненадежно подобное измерение. Или командность конкретного подразделения (согласованность действий, взаимозаменямость сотрудников, единство цели, инициативность коллектива). Высокую командность своего подразделения должен обеспечить фирме любой руководитель. Предлагаю формулу: не все можно измерить, но все можно оценить. Иногда просто по принципу “лучше — хуже”. Да, на усмотрение руководства или другого внутреннего клиента. Субъективно? Конечно! А разве вы на работу человека принимаете объективно? А продвигаете по службе? Женились, наконец, вы ведь точно субъективно. Видите — субъективно, но точно…

Хорошо, колонки с перечнем измеряемых и неизмеряемых результатов мы заполнили. Давайте распределим их по степени значимости для вашего бизнеса. Сделали. Теперь дальше. Кроме результатов работы нам надо назвать и качества сотрудника, требуемые от него на данной должности. Качества уже имеющиеся, но нуждающиеся в развитии, и качества новые, которые следовало бы приобрести. Скажем, “умение доводить начатое дело до конца” вам от него нужно? А инновационность, умение работать с людьми, коммуникабельность? Труднее с новыми качествами. Их, понятно, меньше. Совсем недавно мы с клиентом вписали начальнику производства в эту колонку “клиентная ориентация”. При том что всем своим замам он указал там же “умение работать в команде руководителей”. Очень они донимали его жалобами один на другого…

Последняя операция. Выберите из всех четырех колонок те результаты и качества, которые вы будете считать самыми приоритетными для вас на ближайшую перспективу, числом не более семи. И регулярно оценивайте их баллами в конце каждого временного отрезка. Где же механизм взаимного сравнения? Он начнет работать, как только эти критерии-баллы вы разместите в общей матрице, где каждый увидит себя в сравнении с тем, с кем вы решите предложить им сравнение. Я делал это в разных компаниях и видел, с каким волнением рассматривают сравнительные баллы даже весьма успешные и уверенные в себе люди. Среди них возникает эффект состязания. А в компании — прилив новой энергии.

Автор — президент Национального института сертифицированных консультантов по управлению

Начать дискуссию

За передачу банковской карты могут ввести уголовную ответственность

Росфинмониторинг планирует установить уголовную ответственность за нелегальную передачу банковских карт третьим лицам. Такая мера призвана снизить число незаконных банковских операций.

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 

В апреле 2024 года председатель Правительства Михаил Мишустин заявил, что нельзя запрещать российским компаниям вести бизнес за границей, при этом власти будут тщательно следить за выводом капитала. Такое заявление лишний раз подтверждает легальность ведения торговой и иной деятельности для получения прибыли на международном рынке. 

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 
УСН

👀 Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО + мнение налогового эксперта

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Интервью

ТоТ еще разговор. Андрей Матюха: Трюфель, юдзу, пондзу

Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». Сегодня в гостях Андрей Матюха – шеф-повар, автор и совладелец краснодарских ресторанов: The Печь, Угли-Угли и Племя, которые стабильно попадают в ресторанные рейтинги, а также гриль-бар Ребрышки и Бедрышки, который открылся совсем недавно.

2

15% сотрудников постоянно сталкиваются с задержкой зарплаты

Большинство работников хотят справедливого наказания для компаний, которые нарушают трудовые права. 21% опрошенных проголосовали за привлечение к уголовной ответственности.

Как ИП получить налоговый вычет 

Индивидуальный предприниматель может уменьшить налоговую базу, используя налоговые вычеты — стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные и профессиональные. Разбираемся, как их получить. 

Как ИП получить налоговый вычет 
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Какие документы нужны при приеме на работу граждан Абхазии

По общему правилу, чтобы принимать на работу иностранцев, компания должна получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Есть исключения, но не для граждан Абхазии.

Карьера бухгалтера

💫 Почему подписка «Клерк.Премиум» нужна каждому бухгалтеру

Повышайте квалификацию на онлайн-курсах, изучайте нюансы изменений в законодательстве на вебинарах и ежедневных разборах от экспертов «Клерка», задавайте свои вопросы на консультациях, оттачивайте свои навыки и учитесь применять новые правила еще до вступления их в силу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху

Индивидуальный подход к разработке сложных комплексных IT-продуктов — это костюм, сшитый на заказ, он идеально сидит и не «топорщится».

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху
Импорт

Будет решена проблема подтверждения соответствия модернизированного импортного оборудования

Общественный совет при Росаккредитации займется решением проблемы подтверждения соответствия импортного оборудования после его модернизации и ремонта.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!» — налоговики руководствуются этим принципом почти буквально. Если среди ваших контрагентов обнаружится неблагонадежный, «технический» партнер, сделки с ним будут оспорены, а налоги пересчитаны в пользу бюджета. Рассказываем, как минимизировать риски.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

Как легально платить фрилансеру за рубежом

Сохранить сотрудничество с высококлассными специалистами, которые уехали за границу — важная задача для бизнеса. Но чтобы решить ее, нужно понять, как организовать взаимодействие и выплачивать вознаграждение за услуги. В статье рассмотрим доступные варианты.

Как легально платить фрилансеру за рубежом

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

Решение переходить на систему электронного документооборота оправдано для крупных предприятий. Еще СЭД необходима компаниям, которым приходится обрабатывать много документов. Но после внедрения могут возникнуть проблемы, если не учесть ряд аспектов на этапе выбора программы, а также если не подготовить к процессу своих сотрудников.

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

На малый бизнес сократят отчетную нагрузку

Представителей малого бизнеса и микропредприятия избавят от дублирования статистической отчетности. Ведомствам запретят требовать информацию, которая не входит в перечень правительства.

АУСН

📆 Бизнес на УСН и НПД сможет перейти на АУСН в середине года

Перейти на АУСН сейчас можно только с начала года, подав уведомление до 31 декабря. Эту норму изменят.

Налоговая заблокировала счета актера Павла Прилучного

Индивидуальный предприниматель Павел Прилучный не подал декларацию. Теперь его счета в трех банках заблокированы.

💼 ФНС предупредила о рисках при найме бывших самозанятых + предупреждение налогового эксперта

Компании могут принимать на работу по трудовому договору самозанятых, с которыми уже сотрудничали в рамках гражданско-правовых отношений.

МИР

Китай может сотрудничать с Россией по платежной системе «Мир»

В Китае действует механизм оптимизации платежных услуг, который позволяет привязать карту иностранного банка к системам платежа внутри страны. Так туристы могут без проблем оплачивать покупки по безналу.

ЭДО в кадровом учете

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Матричная структура позволяет компании быть более гибкой и быстрее реагировать на внешние изменения. Но работать с кадровыми документами в ней сложнее — так как сотрудник подчиняется нескольким руководителям, он не всегда знает, с кем что согласовывать. Расскажем, как упростить этот процесс с помощью системы КЭДО EasyDocs. 

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Интересные материалы

Скорость распределения бюджетных средств увеличилась в два раза

Электронный документооборот позволяет поставщикам получать оплату по госконтрактам за 2 рабочих дня, а время формирования платежного документа сократилось до 20 секунд.