Управление персоналом

Советы экспертов: Берегите элиту

На российском кадровом рынке настала пора, когда работодатели вынуждены придумывать дополнительные стимулы (кроме зарплаты) для ценных сотрудников.

Аркадий Пригожин

Положение на рынке труда стремительно меняется. Вы еще не заметили? Тогда срочно готовьтесь. Глава одной хорошей компании жалуется мне: “Год назад начальник моей IT-службы неожиданно озадачил меня просьбой. Ему где-то предложили заработок в полтора раза выше. Дескать, не могу ли я прибавить ему на столько же, а то ребенок родился, жизнь дорожает. Хотя моя фирма ему нравится, уходить не хочется. Я отказал. И вот теперь год, как не могу найти толкового человека на это место, причем оклад предлагаю уже в два раза выше”.

Что происходит? Первое: труд у нас всегда был недооценен. Доля зарплаты в издержках наших фирм намного ниже, чем в сходных отраслях и типах бизнеса в развитых странах. Второе: эффективных профсоюзов у нас нет. Поэтому организованного давления труда на работодателя почти не бывает. В свою очередь, нарастает стихийное давление: ценные работники стали присматриваться к своей капитализации на рынке труда, обнаруживая свою подлинную ценность и перетекая в компании с лучшими условиями.

А почему так быстро растет их капитализация? Основных причин две. Фирмы вынуждены все больше инвестировать в квалификацию своего персонала. Кроме того, началась конкуренция фирм за ценных сотрудников. Никто не знает почему, но просто их количество у нас в стране заметно ниже, чем в Европе, Америке, Японии. Ведь что такое ценность сотрудника? Это единство квалификации и надежности. Вот эта вторая составляющая встречается реже первой.

Итак, возникло противоречие: с одной стороны, ценных сотрудников мало, а с другой — даже те, кто есть, становятся объектом сманивания, да и сами они не прочь присмотреться к новым возможностям. Как же поступать руководителю, уже осознавшему тревожную тенденцию на рынке труда? Прежде всего определить для себя те признаки, по которым он выделит ценных сотрудников, а среди них — элиту своего персонала. Сюда попадут сотрудники, уход которых трудно восполним, приведет к значимым потерям для бизнеса. Как только вы задумаетесь над этими признаками, то быстро убедитесь, что квалификации и надежности тут бывает недостаточно. На некоторых должностях важны лояльность, креативность, информированность. Тогда вам станет понятнее, за кого вы должны конкурировать с невидимыми претендентами на этот ресурс.

Теперь ответьте на вопрос: что в фокусе конкуренции в данной нише рынка труда? На первое место такие работники ставят возможность роста.

Предвижу ваши сомнения. Дескать, хорошо обещать рост там, где идет бурное развитие. А если у нас структура стабилизировалась и все привлекательные должности уже заняты, причем тоже ценными сотрудниками?

Ответ мой таков: используйте возможности внедолжностной карьеры. Вот пример. Начальник заводской службы качества (он как раз из элиты) дает понять генеральному, что считает себя недооцененным: его труд стоит больше и он получает лестные предложения. А освободившаяся было вакансия главного инженера отдана другому. Понятно, что глава компании в подобных случаях избегает прямых уступок, ведь можно вызвать цепную реакцию притязаний. Тут и до шантажа недалеко.

Мы выработали следующую тактику: дирекция не против повышения зарплаты, но не по принципу “почему”, а по принципу “за что”. И предложили начальнику службы качества управленческую сделку. Он берет на себя дополнительную функцию (ему подчинили технологическую группу) с соответствующим вознаграждением до уровня его ожиданий.

Есть и другие варианты внедолжностной карьеры: совмещенное руководство специальными проектами, включение сотрудника в узкий состав управленческой команды, категорирование персонала (для тех же должностей вводятся 2-3 категории). Самым впечатляющим случаем внедолжностной карьеры в моей практике было предложение элитному сотруднику участвовать в собственности.

Но та же самая перспективность может быть предложена сотруднику в виде так называемой лесенки. То есть с ним договариваются: при достижении такого-то результата он получит то-то, а затем — следующая ступенька с новым достижением и наградой. Сотрудник всегда должен видеть перед собой последовательную перспективу своего продвижения по любому из значимых для него вариантов.

Элита любит перспективу.

Автор — президент Национального института сертифицированных консультантов по управлению

Начать дискуссию

За передачу банковской карты могут ввести уголовную ответственность

Росфинмониторинг планирует установить уголовную ответственность за нелегальную передачу банковских карт третьим лицам. Такая мера призвана снизить число незаконных банковских операций.

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 

В апреле 2024 года председатель Правительства Михаил Мишустин заявил, что нельзя запрещать российским компаниям вести бизнес за границей, при этом власти будут тщательно следить за выводом капитала. Такое заявление лишний раз подтверждает легальность ведения торговой и иной деятельности для получения прибыли на международном рынке. 

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 
УСН

👀 Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО + мнение налогового эксперта

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Интервью

ТоТ еще разговор. Андрей Матюха: Трюфель, юдзу, пондзу

Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». Сегодня в гостях Андрей Матюха – шеф-повар, автор и совладелец краснодарских ресторанов: The Печь, Угли-Угли и Племя, которые стабильно попадают в ресторанные рейтинги, а также гриль-бар Ребрышки и Бедрышки, который открылся совсем недавно.

2

15% сотрудников постоянно сталкиваются с задержкой зарплаты

Большинство работников хотят справедливого наказания для компаний, которые нарушают трудовые права. 21% опрошенных проголосовали за привлечение к уголовной ответственности.

Как ИП получить налоговый вычет 

Индивидуальный предприниматель может уменьшить налоговую базу, используя налоговые вычеты — стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные и профессиональные. Разбираемся, как их получить. 

Как ИП получить налоговый вычет 
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Какие документы нужны при приеме на работу граждан Абхазии

По общему правилу, чтобы принимать на работу иностранцев, компания должна получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Есть исключения, но не для граждан Абхазии.

Карьера бухгалтера

💫 Почему подписка «Клерк.Премиум» нужна каждому бухгалтеру

Повышайте квалификацию на онлайн-курсах, изучайте нюансы изменений в законодательстве на вебинарах и ежедневных разборах от экспертов «Клерка», задавайте свои вопросы на консультациях, оттачивайте свои навыки и учитесь применять новые правила еще до вступления их в силу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху

Индивидуальный подход к разработке сложных комплексных IT-продуктов — это костюм, сшитый на заказ, он идеально сидит и не «топорщится».

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху
Импорт

Будет решена проблема подтверждения соответствия модернизированного импортного оборудования

Общественный совет при Росаккредитации займется решением проблемы подтверждения соответствия импортного оборудования после его модернизации и ремонта.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!» — налоговики руководствуются этим принципом почти буквально. Если среди ваших контрагентов обнаружится неблагонадежный, «технический» партнер, сделки с ним будут оспорены, а налоги пересчитаны в пользу бюджета. Рассказываем, как минимизировать риски.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

Как легально платить фрилансеру за рубежом

Сохранить сотрудничество с высококлассными специалистами, которые уехали за границу — важная задача для бизнеса. Но чтобы решить ее, нужно понять, как организовать взаимодействие и выплачивать вознаграждение за услуги. В статье рассмотрим доступные варианты.

Как легально платить фрилансеру за рубежом

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

Решение переходить на систему электронного документооборота оправдано для крупных предприятий. Еще СЭД необходима компаниям, которым приходится обрабатывать много документов. Но после внедрения могут возникнуть проблемы, если не учесть ряд аспектов на этапе выбора программы, а также если не подготовить к процессу своих сотрудников.

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

На малый бизнес сократят отчетную нагрузку

Представителей малого бизнеса и микропредприятия избавят от дублирования статистической отчетности. Ведомствам запретят требовать информацию, которая не входит в перечень правительства.

АУСН

📆 Бизнес на УСН и НПД сможет перейти на АУСН в середине года

Перейти на АУСН сейчас можно только с начала года, подав уведомление до 31 декабря. Эту норму изменят.

Налоговая заблокировала счета актера Павла Прилучного

Индивидуальный предприниматель Павел Прилучный не подал декларацию. Теперь его счета в трех банках заблокированы.

💼 ФНС предупредила о рисках при найме бывших самозанятых + предупреждение налогового эксперта

Компании могут принимать на работу по трудовому договору самозанятых, с которыми уже сотрудничали в рамках гражданско-правовых отношений.

МИР

Китай может сотрудничать с Россией по платежной системе «Мир»

В Китае действует механизм оптимизации платежных услуг, который позволяет привязать карту иностранного банка к системам платежа внутри страны. Так туристы могут без проблем оплачивать покупки по безналу.

ЭДО в кадровом учете

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Матричная структура позволяет компании быть более гибкой и быстрее реагировать на внешние изменения. Но работать с кадровыми документами в ней сложнее — так как сотрудник подчиняется нескольким руководителям, он не всегда знает, с кем что согласовывать. Расскажем, как упростить этот процесс с помощью системы КЭДО EasyDocs. 

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Интересные материалы

Скорость распределения бюджетных средств увеличилась в два раза

Электронный документооборот позволяет поставщикам получать оплату по госконтрактам за 2 рабочих дня, а время формирования платежного документа сократилось до 20 секунд.