Управление персоналом

Советы экспертов: Берегите элиту

На российском кадровом рынке настала пора, когда работодатели вынуждены придумывать дополнительные стимулы (кроме зарплаты) для ценных сотрудников.

Аркадий Пригожин

Положение на рынке труда стремительно меняется. Вы еще не заметили? Тогда срочно готовьтесь. Глава одной хорошей компании жалуется мне: “Год назад начальник моей IT-службы неожиданно озадачил меня просьбой. Ему где-то предложили заработок в полтора раза выше. Дескать, не могу ли я прибавить ему на столько же, а то ребенок родился, жизнь дорожает. Хотя моя фирма ему нравится, уходить не хочется. Я отказал. И вот теперь год, как не могу найти толкового человека на это место, причем оклад предлагаю уже в два раза выше”.

Что происходит? Первое: труд у нас всегда был недооценен. Доля зарплаты в издержках наших фирм намного ниже, чем в сходных отраслях и типах бизнеса в развитых странах. Второе: эффективных профсоюзов у нас нет. Поэтому организованного давления труда на работодателя почти не бывает. В свою очередь, нарастает стихийное давление: ценные работники стали присматриваться к своей капитализации на рынке труда, обнаруживая свою подлинную ценность и перетекая в компании с лучшими условиями.

А почему так быстро растет их капитализация? Основных причин две. Фирмы вынуждены все больше инвестировать в квалификацию своего персонала. Кроме того, началась конкуренция фирм за ценных сотрудников. Никто не знает почему, но просто их количество у нас в стране заметно ниже, чем в Европе, Америке, Японии. Ведь что такое ценность сотрудника? Это единство квалификации и надежности. Вот эта вторая составляющая встречается реже первой.

Итак, возникло противоречие: с одной стороны, ценных сотрудников мало, а с другой — даже те, кто есть, становятся объектом сманивания, да и сами они не прочь присмотреться к новым возможностям. Как же поступать руководителю, уже осознавшему тревожную тенденцию на рынке труда? Прежде всего определить для себя те признаки, по которым он выделит ценных сотрудников, а среди них — элиту своего персонала. Сюда попадут сотрудники, уход которых трудно восполним, приведет к значимым потерям для бизнеса. Как только вы задумаетесь над этими признаками, то быстро убедитесь, что квалификации и надежности тут бывает недостаточно. На некоторых должностях важны лояльность, креативность, информированность. Тогда вам станет понятнее, за кого вы должны конкурировать с невидимыми претендентами на этот ресурс.

Теперь ответьте на вопрос: что в фокусе конкуренции в данной нише рынка труда? На первое место такие работники ставят возможность роста.

Предвижу ваши сомнения. Дескать, хорошо обещать рост там, где идет бурное развитие. А если у нас структура стабилизировалась и все привлекательные должности уже заняты, причем тоже ценными сотрудниками?

Ответ мой таков: используйте возможности внедолжностной карьеры. Вот пример. Начальник заводской службы качества (он как раз из элиты) дает понять генеральному, что считает себя недооцененным: его труд стоит больше и он получает лестные предложения. А освободившаяся было вакансия главного инженера отдана другому. Понятно, что глава компании в подобных случаях избегает прямых уступок, ведь можно вызвать цепную реакцию притязаний. Тут и до шантажа недалеко.

Мы выработали следующую тактику: дирекция не против повышения зарплаты, но не по принципу “почему”, а по принципу “за что”. И предложили начальнику службы качества управленческую сделку. Он берет на себя дополнительную функцию (ему подчинили технологическую группу) с соответствующим вознаграждением до уровня его ожиданий.

Есть и другие варианты внедолжностной карьеры: совмещенное руководство специальными проектами, включение сотрудника в узкий состав управленческой команды, категорирование персонала (для тех же должностей вводятся 2-3 категории). Самым впечатляющим случаем внедолжностной карьеры в моей практике было предложение элитному сотруднику участвовать в собственности.

Но та же самая перспективность может быть предложена сотруднику в виде так называемой лесенки. То есть с ним договариваются: при достижении такого-то результата он получит то-то, а затем — следующая ступенька с новым достижением и наградой. Сотрудник всегда должен видеть перед собой последовательную перспективу своего продвижения по любому из значимых для него вариантов.

Элита любит перспективу.

Автор — президент Национального института сертифицированных консультантов по управлению

Начать дискуссию