Управление персоналом

Как алкоголь влияет на карьеру

Пьющий человек зарабатывает минимум на 10% больше своего коллеги-трезвенника, говорится в докладе американского Национального бюро исследований в области экономики. В России подобный анализ не проводился, но эксперты уверены, что умеренное потребление спиртного идет на пользу карьере.

Мария Подцероб

Пьющий человек зарабатывает минимум на 10% больше своего коллеги-трезвенника, говорится в докладе американского Национального бюро исследований в области экономики. В России подобный анализ не проводился, но эксперты уверены, что умеренное потребление спиртного идет на пользу карьере.

В американском Национальном бюро экономических исследований вышел доклад, подготовленный под руководством профессора экономики и социологии Университета Дьюка Филиппа Кука “Миф о бонусе пьющих”. Ученые, проанализировав имеющуюся статистику, пришли к парадоксальному на первый взгляд выводу — чем больше человек пьет, тем больше он зарабатывает. Пьющий мужчина зарабатывает в среднем на 10% больше непьющего. У женщин разница в доходах и того больше — 35%.

Кук предлагает несколько объяснений этого факта. Наиболее очевидное и, вероятно, наименее верное то, что пьющие люди трудятся более эффективно. Кук напоминает, что нельзя сбрасывать со счетов благотворное влияние алкоголя, принимаемого в умеренных количествах, на организм человека. Однако он замечает, что “бонус пьющего” лучше всего подтверждается среди респондентов в возрасте 20-30 лет, у которых вероятность кардиозаболеваний незначительна.

Поэтому ученый предлагает не связывать продуктивность труда с потреблением алкоголя. Он полагает, что “бонус пьющего” объясняется тем, что алкоголь — самый обычный товар, потребление которого растет по мере роста благосостояния.

Вместе с тем он указывает на два фактора, благодаря которым пьющие люди могут быть более успешными. Во-первых, алкоголь облегчает общение. Пьющий человек имеет больше контактов, благодаря чему он может получать большее количество предложений по работе. Во-вторых, у пьющих людей нередко не ладится с созданием семьи. Работа для них, таким образом, становится единственным инструментом самореализации.

Российский след

Еще 10 лет назад в российском бизнесе было принято много выпивать. “В 1990-е гг. еще были сильны советские традиции. Критерием силы для руководителя компании была, как и у советской номенклатуры, способность “взять на грудь”, а утром быть “как стеклышко”, — вспоминает Марина Мелия, психолог и гендиректор компании психологического консультирования “ММ-класс”. “10 лет назад я участвовала в конференции, где предлагали много спиртного. Под конец все участники конференции были абсолютно пьяными”, — рассказывает Наталья Привалова, гендиректор розничной сети “Мир”. Однако, по словам Мелии, для многих неумеренное употребление алкоголя закончилось трагически. “Я помню талантливых и удачливых лидеров 1990-х гг., которые впоследствии сошли с дистанции и потеряли все из-за пагубного пристрастия”, — говорит она и отмечает, что в сегодняшней российской бизнес-культуре понятия “успешный” и “пьющий” никак не совместимы. “Манера ведения бизнеса во многом изменилась за последние десятилетия. Наш рынок стал более цивилизованным, появился другой взгляд на деловые взаимоотношения”, — соглашается с ней Наталия Матусова, директор по продажам кадровой компании Kelly Services CIS.

Без последствий

Но эксперты не сомневаются, что пьющие люди и в России получают свой бонус, пусть даже его величину сложно выразить цифрами. “Спиртное рассматривается как короткий путь к завязыванию товарищеских, а значит, доверительных отношений”, — говорит Матусова и добавляет, что в российской бизнес-культуре большое значение придают налаживанию неформальных контактов с партнерами. “Бизнес стараются вести с теми, кто приятен лично”, — добавляет она. “Считается, что для того, чтобы хорошо продать свой продукт, надо собрать клиентов, напоить их и потом говорить с ними о бизнесе”, — говорит Герман Климовский, вице-президент компании — производителя водки РВВК. Он поясняет, что умеренное употребление алкоголя на переговорах создает более доверительную и неформальную обстановку, что помогает убедить клиента.

Однако и заказчики при помощи алкоголя проверяют, насколько они могут доверять исполнителям. Так, например, Алексей Шлыков, гендиректор компании по разработке решений в сфере управления SAP, рассказывает, что клиенты его компании нередко предлагают его подчиненным выпить. “Они делают это для того, чтобы выяснить, насколько они могут доверять нашей компании. Ведь в средней стадии опьянения человек больше раскрывается. О нем можно узнать что-то новое”, — рассказывает он и добавляет, что с пониманием относится к такой позиции клиентов, потому что это помогает устанавливать более доверительные отношения.

Однако психологи не столь позитивно настроены в отношении выпивки во время деловых переговоров. “Алкоголь позволяет лишь ярче проявиться некоторым чертам характера человека. Если от природы он общительный и решительный, то спиртное поможет ему раскрепоститься и лучше использовать эти качества”, — напоминает Мелия. Но если человек изначально страдает депрессией, замкнутостью или повышенным уровнем агрессии, то алкоголь усилит именно эти качества.

Несмотря на предостережения, многие топ-менеджеры в больших количествах употребляют алкоголь. “Наверное, управленцы чаще употребляют алкоголь. Но чаще — не означает больше”, — рассказывает Матусова из Kelly Services CIS. Причем эта группа обладает достаточными средствами для покупки очень дорогого спиртного. “Общество потребления навязывает людям дорогие напитки. Состоятельные люди считают хорошим тоном потреблять дорогие марки вин и коньяка или даже создавать свои винные погреба”, — говорит Мелия. “Нельзя сказать, что привычка к дорогому спиртному толкает людей к зарабатыванию еще большего количества денег. Привычка пить Bordeaux Margaux 1975 г. — это один из атрибутов определенного уровня жизни, к которому многие стремятся”, — добавляет Матусова. Каждый руководитель стремится иметь в своем баре дорогие напитки. А если плюс к этому он еще и разбирается в марках вин, его авторитет в глазах партнеров сразу вырастает.

Против стресса

Еще одна причина частого употребления спиртного — снятие стресса. “Чтобы снять напряжение, можно для расслабления выпить рюмочку после работы. Это совершенно нормально”, — говорит Шлыков из SAP. Нет ничего удивительного в том, что чем более рискованным и напряженным бизнесом занимается человек, тем больше он пьет, и осуждать его за это не следует. Однако женщины-руководители относятся к спиртному с большим предубеждением, чем мужчины. “Я знаю, что, если я выпью, мне будет трудно работать. На мой взгляд, успех в бизнесе и алкоголь — понятия несовместимые”, — говорит, например, Привалова из “Мира”.

Впрочем, как выясняется, российские руководители редко строго наказывают подчиненных за выпивку. “Если человек пьет умеренно и при этом нормально трудится, то я не стану применять к нему санкции”, — замечает Привалова. “Если сотрудник сильно напился на корпоративной вечеринке, я не буду делать ему персонального предупреждения. В таких случаях мы просто доводим до сведения сотрудников, что мы против пьянства на корпоративных мероприятиях”, — говорит Шлыков. Увольняют за пьянство только в тех случаях, когда это реально мешает работе. “У меня был случай, когда человек ушел в запой и сорвал работу. Через некоторое время мы его уволили”, — вспоминает Привалова.

Врачи со своей стороны отмечают, что толерантная по отношению к спиртному российская бизнес-культура часто толкает людей к излишнему употреблению алкоголя. Во многих случаях это заканчивается плачевно. Так, в наркологической клинике “Угодие” признают, что среди их клиентов встречаются влиятельные бизнесмены, которые лечатся от алкоголизма. По словам одного из врачей, люди бизнеса привыкают к алкоголю из-за постоянной выпивки на переговорах, презентациях и корпоративных вечеринках. Многие пьют еще и дома и оправдывают себя тем, что снимают стресс. “Отдушину надо искать в семье и в спорте”, — полагает Климовский из РВВК.

Начать дискуссию

За передачу банковской карты могут ввести уголовную ответственность

Росфинмониторинг планирует установить уголовную ответственность за нелегальную передачу банковских карт третьим лицам. Такая мера призвана снизить число незаконных банковских операций.

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 

В апреле 2024 года председатель Правительства Михаил Мишустин заявил, что нельзя запрещать российским компаниям вести бизнес за границей, при этом власти будут тщательно следить за выводом капитала. Такое заявление лишний раз подтверждает легальность ведения торговой и иной деятельности для получения прибыли на международном рынке. 

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 
УСН

👀 Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО + мнение налогового эксперта

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Интервью

ТоТ еще разговор. Андрей Матюха: Трюфель, юдзу, пондзу

Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». Сегодня в гостях Андрей Матюха – шеф-повар, автор и совладелец краснодарских ресторанов: The Печь, Угли-Угли и Племя, которые стабильно попадают в ресторанные рейтинги, а также гриль-бар Ребрышки и Бедрышки, который открылся совсем недавно.

2

15% сотрудников постоянно сталкиваются с задержкой зарплаты

Большинство работников хотят справедливого наказания для компаний, которые нарушают трудовые права. 21% опрошенных проголосовали за привлечение к уголовной ответственности.

Как ИП получить налоговый вычет 

Индивидуальный предприниматель может уменьшить налоговую базу, используя налоговые вычеты — стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные и профессиональные. Разбираемся, как их получить. 

Как ИП получить налоговый вычет 
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Какие документы нужны при приеме на работу граждан Абхазии

По общему правилу, чтобы принимать на работу иностранцев, компания должна получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Есть исключения, но не для граждан Абхазии.

Карьера бухгалтера

💫 Почему подписка «Клерк.Премиум» нужна каждому бухгалтеру

Повышайте квалификацию на онлайн-курсах, изучайте нюансы изменений в законодательстве на вебинарах и ежедневных разборах от экспертов «Клерка», задавайте свои вопросы на консультациях, оттачивайте свои навыки и учитесь применять новые правила еще до вступления их в силу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху

Индивидуальный подход к разработке сложных комплексных IT-продуктов — это костюм, сшитый на заказ, он идеально сидит и не «топорщится».

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху
Общество

О налогах в Кыргызии

Недавно один из клиентов попросил рассказать о налогах в Кыргызии и я вспомнил, что хотел написать о них здесь тоже. Фокус на физ. лицах, получивших гражданство Кыргызии, но не живущих там постоянно.

Импорт

Будет решена проблема подтверждения соответствия модернизированного импортного оборудования

Общественный совет при Росаккредитации займется решением проблемы подтверждения соответствия импортного оборудования после его модернизации и ремонта.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!» — налоговики руководствуются этим принципом почти буквально. Если среди ваших контрагентов обнаружится неблагонадежный, «технический» партнер, сделки с ним будут оспорены, а налоги пересчитаны в пользу бюджета. Рассказываем, как минимизировать риски.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

Как легально платить фрилансеру за рубежом

Сохранить сотрудничество с высококлассными специалистами, которые уехали за границу — важная задача для бизнеса. Но чтобы решить ее, нужно понять, как организовать взаимодействие и выплачивать вознаграждение за услуги. В статье рассмотрим доступные варианты.

Как легально платить фрилансеру за рубежом

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

Решение переходить на систему электронного документооборота оправдано для крупных предприятий. Еще СЭД необходима компаниям, которым приходится обрабатывать много документов. Но после внедрения могут возникнуть проблемы, если не учесть ряд аспектов на этапе выбора программы, а также если не подготовить к процессу своих сотрудников.

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

На малый бизнес сократят отчетную нагрузку

Представителей малого бизнеса и микропредприятия избавят от дублирования статистической отчетности. Ведомствам запретят требовать информацию, которая не входит в перечень правительства.

АУСН

📆 Бизнес на УСН и НПД сможет перейти на АУСН в середине года

Перейти на АУСН сейчас можно только с начала года, подав уведомление до 31 декабря. Эту норму изменят.

Налоговая заблокировала счета актера Павла Прилучного

Индивидуальный предприниматель Павел Прилучный не подал декларацию. Теперь его счета в трех банках заблокированы.

💼 ФНС предупредила о рисках при найме бывших самозанятых + предупреждение налогового эксперта

Компании могут принимать на работу по трудовому договору самозанятых, с которыми уже сотрудничали в рамках гражданско-правовых отношений.

МИР

Китай может сотрудничать с Россией по платежной системе «Мир»

В Китае действует механизм оптимизации платежных услуг, который позволяет привязать карту иностранного банка к системам платежа внутри страны. Так туристы могут без проблем оплачивать покупки по безналу.

Интересные материалы

ЭДО в кадровом учете

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Матричная структура позволяет компании быть более гибкой и быстрее реагировать на внешние изменения. Но работать с кадровыми документами в ней сложнее — так как сотрудник подчиняется нескольким руководителям, он не всегда знает, с кем что согласовывать. Расскажем, как упростить этот процесс с помощью системы КЭДО EasyDocs. 

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО