Менеджмент

Аутстаффинг: как готовиться к изменениям с 2016 года

Федеральным законом № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятым 05.05.2014, предусмотрен ряд важных поправок в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и Трудовой кодекс РФ. Данные поправки относятся к правовому регулированию аутстаффинга и вступают в силу 01 января 2016 года.

Федеральным законом № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятым 05.05.2014, предусмотрен ряд важных поправок в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и Трудовой кодекс РФ. Данные поправки относятся к правовому регулированию аутстаффинга и вступают в силу 01 января 2016 года.

Рассмотрим, что ждет российские компании с 01 января 2016 года.

В первую очередь, необходимо отметить, что указанным законом вносится в Трудовой кодекс новая статья 56.1 о запрещении заемного труда. При этом под заемным трудом понимается труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника. Кроме того, ТК РФ пополнен новой главой 53.1 об особенностях регулирования труда работников, направленных временно работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала).

Исходя их этого, в практических целях необходимо провести четкую грань между заемным трудом, который с 01.01.2016 запрещен, и договором о предоставлении труда работников (персонала), для которого установлено особое регулирование.

Руководствуясь нормами указанного закона, можно сделать вывод, что договор о предоставлении труда работника (персонала) отличает от заемного труда то, что он является соглашением сторон, а не односторонним распоряжением, для его заключения требуется согласие работника. Кроме того, его отличает временность направления на работу к другому работодателю, специальный субъект, который вправе выступать исполнителем по договору.

Кто же вправе заключать подобные договоры?

  1. частные агентства занятости;
  2. другие юридические лица, если работники с их согласия направляются временно к юридическому лицу, являющемуся аффилированным лицом по отношению к направляющей стороне или юридическому лицу, являющемуся стороной акционерного соглашения с направляющей стороной.

При этом частные агентства занятости подлежат специальной аккредитации, к ним предъявляются следующие требования:

  1. наличие уставного капитала в размере не менее 1 миллиона рублей;
  2. отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет;
  3. наличие у руководителя частного агентства занятости высшего образования, а также стажа работы в области трудоустройства или содействия занятости населения в Российской Федерации не менее двух лет за последние три года;
  4. отсутствие у руководителя частного агентства занятости судимости за совершение преступлений против личности или преступлений в сфере экономики;
  5. юридическое лицо, выступающее в качестве частного агентства занятости, не должно применять специальные налоговые режимы.

Кроме того, закон устанавливает ограничения относительно лиц, которые вправе быть принимающей стороной.

В случае заключения договора не частным агентством занятости принимающей стороной может быть только юридическое лицо — сторона акционерного соглашения или аффилированное лицо.

В случае заключения такого договора частным агентством занятости принимающей стороной могут быть следующие лица:

  • физические лица, не являющиеся ИП, в целях личного обслуживания, оказания помощи по ведению домашнего хозяйства;
  • ИП или юридические лица для временного исполнения обязанностей отсутствующих работников, за которыми сохраняется место работы или для проведения работ, связанных с заведомо временным (до девяти месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг.

В целях временного трудоустройства отдельных категорий лиц (лиц, обучающихся по очной форме обучения; одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей; лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы) частное агентство занятости имеет право заключать подобные договоры также в иных случаях, предусмотренных ТК РФ для заключения срочных трудовых договоров. Например, для выполнения сезонных работ; с лицами, направляемыми на работу за границу и т. д.

Договор о предоставлении труда работников (персонала) представляет собой договор, по которому исполнитель направляет временно своих работников с их согласия к заказчику для выполнения этими работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем заказчика, а заказчик обязуется оплатить услуги исполнителя и использовать труд работников в соответствии с трудовыми функциями, определенными трудовыми договорами, заключенными этими работниками с исполнителем.

Таким образом, в случае предоставления труда работников другому работодателю заключаются два договора:

  • трудовой договор между направляющим работодателем и работником, включающий в себя условие о выполнении работником по распоряжению работодателя определенной трудовым договором трудовой функции в интересах, под управлением и контролем иного лица;
  • договор о предоставлении труда работника (персонала).

При направлении работника для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала) трудовые отношения между этим работником и частным агентством занятости не прекращаются, а трудовые отношения между этим работником и принимающей стороной не возникают. Соответственно, работник не заключает трудовой договор с принимающей стороной.

В указанном случае частное агентство занятости и работник заключают дополнительное соглашение к трудовому договору с указанием сведений о принимающей стороне. Получение работником экземпляра дополнительного соглашения должно подтверждаться подписью работника на экземпляре дополнительного соглашения, хранящемся у работодателя.

Частное агентство занятости обязано вносить сведения о работе по договору о предоставлении труда работников (персонала) у принимающей стороны в трудовую книжку работника. Оно также обязано осуществлять контроль за соответствием фактического использования принимающей стороной труда направленных работников трудовым функциям, определенным трудовыми договорами этих работников, а также за соблюдением принимающей стороной норм трудового права.

Также установлены особенности расследования несчастного случая, происшедшего с работником, временно направленным к другому работодателю, — в состав комиссии должен входить представитель работодателя, направившего этого работника.

Важным изменением является установление субсидиарной ответственности принимающей стороны по обязательствам работодателя - направляющей стороны, вытекающим из трудовых отношений с работниками, направленными временно для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала), в том числе по обязательствам по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику.

Также серьезным изменением является требование относительно выплаты работнику компенсаций исходя из условий его фактического места работы, а не исходя из условий работы направляющей стороны, в том числе компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Кроме того, направляющая сторона уплачивает страховые взносы с заработка направленных временно работников исходя из страхового тарифа, определяемого в соответствии с основным видом экономической деятельности принимающей стороны, а также из надбавок и скидок к страховому тарифу, устанавливаемых с учетом результатов специальной оценки условий труда на рабочих местах, на которых фактически работают направленные временно работники.

При этом новая глава Трудового кодекса РФ не устанавливает особенности регулирования труда работников, направляемых временно к другим юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала), работодателем, не являющимся частным агентством занятости. Такие требования могут быть установлены федеральным законом, который пока не принят.

Если число работников, привлекаемых по договору о предоставлении труда работников (персонала) для временных работ превышает 10 процентов от среднесписочной численности работников принимающей стороны, решение о заключении с частным агентством занятости договора о предоставлении труда работников (персонала) принимающая сторона принимает с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Необходимо также отметить, что согласно указанному закону обязательным условием для включения в договор о предоставлении труда работников (персонала) является условие о соблюдении принимающей стороной установленных трудовым законодательством обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Однако закон не устанавливает последствия невключения данного условия в договор: будет ли признан такой договор незаключенным?

Кроме того, не допускается направление работников к другому работодателю в целях:

  1. замены участвующих в забастовке работников принимающей стороны;
  2. выполнения работ в случае простоя, осуществления процедуры банкротства принимающей стороны, введения принимающей стороной режима неполного рабочего времени в целях сохранения рабочих мест при угрозе массового увольнения работников принимающей стороны;
  3. замены работников принимающей стороны, отказавшихся от выполнения работы, в том числе замены работников, временно приостановивших работу в связи с задержкой выплаты им заработной платы на срок более 15 дней.
  4. выполнения работ на объектах, отнесенных к опасным производственным объектам I и II классов опасности, если работников направляет частное агентство занятости;
  5. выполнения работ на рабочих местах, условия труда на которых отнесены к вредным условиям труда 3-й или 4-й степени либо опасным условиям труда, если работников направляет частное агентство занятости;
  6. замещения отдельных должностей в соответствии со штатным расписанием принимающей стороны, если наличие работников, замещающих соответствующие должности, является условием получения принимающей стороной лицензии или иного специального разрешения на осуществление определенного вида деятельности, условием членства в саморегулируемой организации или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ, если работников направляет частное агентство занятости;
  7. выполнения работниками работ в качестве членов экипажей морских судов и судов смешанного (река ― море) плавания, если работников направляет частное агентство занятости.

Однако закон также не устанавливает последствия заключения подобного договора в обход ограничений. Вместе с тем, по мнению автора, во избежание ответственности направляющей стороны необходимо включить в договор условие о том, что принимающая сторона не заключает договор в данных целях, в данном случае направляющая сторона может быть признана добросовестным контрагентом.

Считаем необходимым также провести разграничение между аустаффингом по договору о предоставлении труда работников и переводом к другому работодателю, а также аутсорсингом по договору подряда или оказания услуг.

Основное различие между переводом к другому работодателю и договором о предоставлении персонала является то, что по указанному договору трудовые отношения между работником и принимающим работодателем не возникают. Соответственно, он не выплачивает заработную плату, страховые взносы и т. д., а оплачивает только услуги по предоставлению работника, а основной смысл перевода работника в том, что его отношения с прежним работодателем прекращаются и возникают отношения с новым работодателем, который и оплачивает страховые взносы, заработную плату и несет иные обязанности, предусмотренные для работодателей.

В случае же оказания услуг аутсорсинга по договору оказания услуг или подряда (например, юридического, или бухгалтерского, или IT аутсорсинга) для заказчика имеет значение результат или процесс оказания услуги, а наем работника отличает отсутствие режима рабочего времени, не имеет значения личность непосредственного исполнителя (это может быть любой работник исполнителя), фактическим местом работы работника остается место работы исполнителя. Таким образом, заключение подобного гражданского договора оказания услуг или выполнения работ возможно без учета ограничений, установленных для договора о предоставлении труда работников (или аутстаффинга).

Начать дискуссию