Управление персоналом

Некоторые работодатели борются с излишним энтузиазмом сотрудников

Если сотрудники до ночи засиживаются на работе, надо готовиться к тому, что их производительность очень скоро может упасть. Чтобы держать трудовой энтузиазм в рамках, работодатели принудительно выгоняют их домой и вводят штрафы за пересидку. Правда, таких компаний пока единицы. Но их количество будет расти, уверены эксперты: в условиях растущей конкуренции за трудовые ресурсы работники будут отдавать предпочтение более “человечным” работодателям.

Оксана Гончарова

Если сотрудники до ночи засиживаются на работе, надо готовиться к тому, что их производительность очень скоро может упасть. Чтобы держать трудовой энтузиазм в рамках, работодатели принудительно выгоняют их домой и вводят штрафы за пересидку. Правда, таких компаний пока единицы. Но их количество будет расти, уверены эксперты: в условиях растущей конкуренции за трудовые ресурсы работники будут отдавать предпочтение более “человечным” работодателям.
Дмитрий Агарунов, владелец издательского дома Game Land, говорит, что в его планах — ввести за пересиживание на работе штрафы, $1 за минуту (столько пока берут в его компании за опоздания). По его мнению, “безграничная работоспособность больше свойственна тем, у кого проблемы с самоорганизацией”.

К таким новаторским идеям его подтолкнул собственный опыт. Агарунов говорит, что в течение шести лет, когда создавалась компания, ему приходилось много работать. “Пик нагрузки пришелся на августовский кризис 1998 г., когда я два месяца буквально жил в офисе и к тому же совершал частые дальние перелеты”, — делится он. Последствия такого режима оказались печальными — спустя какое-то время Агарунов почувствовал боли в левой руке, в результате чего ему пришлось принимать сильнодействующие средства, резко снизился иммунитет, он стал чаще болеть. С тех пор к своему здоровью он относится внимательно. А для сотрудников ввел строгий восьмичасовой рабочий день. “Сначала мы пытались приобщить всех к фиксированному графику, но оказалось, что сотрудникам удобнее выбирать время самостоятельно, 80% из них остановились на режиме с 9.00 до 18.00”, — говорит он.

В компании Epicor Scala, разрабатывающей программные средства и услуги по управлению бизнесом, финансами и производством, еще три года назад приветствовали трудовой энтузиазм работников. “Перед выпуском продукта iScala в 2002 г. нашим сотрудникам приходилось несколько раз в неделю перерабатывать по три часа и приходить в офис в выходные. Спустя почти месяц мы заметили, что производительность труда ухудшилась. При тестировании продукта были обнаружены ошибки, сотрудники стали чаще брать больничные. Работники страдали депрессией, снижением иммунитета, и, как следствие, они чаще заболевали гриппом и ангиной”, — рассказывает специалист компании по HR Екатерина Гронская. Проанализировав ситуацию, руководство компании решило строго следить за соблюдением восьмичасового рабочего дня и в будущем не допускать переработок более одного выходного в месяц, которые потом компенсируются отгулами. “Но с теми, кто по старой привычке засиживается на работе, приходится поступать сурово — ругать и буквально отгонять от компьютеров”, — добавляет Гронская.

“Такие меры имеют под собой основания, ведь постоянное перенапряжение чревато возникновением так называемого синдрома усталости, когда человек становится крайне раздражительным, теряет способность к работе и достаточно любого повода, чтобы вызвать у него всплеск негативных эмоций. В состоянии крайнего психического утомления он может вообще потерять интерес к работе, перегореть и пребывать в подавленном настроении с утра до вечера, изо дня в день”, — говорит гендиректор HR-лаборатории Human Technologies Алексей Серебряков. Такому сотруднику лучше всего дать возможность отдохнуть, причем не пару недель, а примерно столько, сколько он входил в это состояние, отмечает Серебряков, добавляя, что восстановительный период может занять полгода-год и даже больше.

Между тем исследования экономистов говорят, что, если не инвестировать в новые технологии, нагрузка на работающих с каждым годом будет только увеличиваться. По данным Центра развития, в период с 1999 по 2005 г. численность занятого населения выросла почти на 6% — с 62,7 млн до 66,4 млн человек, при этом объем ВВП за этот же период вырос на 57,3%, а производительность труда на одного человека (без учета изменений в продолжительности рабочего времени) — на 48%. Как отмечает ведущий эксперт центра Валерий Миронов, 6%-ный рост занятого населения происходил за счет краткосрочного сдвига в демографической структуре, в которую входило довольно многочисленное поколение 1980-х. Но поскольку одновременно снижалась рождаемость, то уже в 2008 г., согласно прогнозу Росстата, произойдет переход от роста к сокращению занятого населения. Это означает, что рост производства будет обеспечиваться не за счет увеличения числа рабочих, а за счет повышения производительности их труда.

В целом это ведет к тому, что между компаниями будет усиливаться конкуренция за кадры, а значит, будет расти заработная плата специалистов, улучшаться компенсационный пакет и условия труда, отмечает Владимир Гимпельсон, директор центра трудовых исследований Высшей школы экономики. “Мы констатируем, что рынок труда перегревается и "гонка зарплат" подходит к логическому финалу. Многие компании приходят к тому, что средством борьбы за персонал должны быть не только и не столько деньги”, — говорит Екатерина Варга, руководитель направления “Обзор заработных плат” рекрутинговой компании “Анкор”. По данным проведенных компанией опросов, уже 80% специалистов и менеджеров среднего звена считают обязательным предоставление полиса добровольного медицинского страхования, 69% — предоставление возможностей обучения и профессионального роста, 39% — предоставление или оплата питания, 18% — программ пенсионного страхования.

Однако кадровый голод одними соцпакетами и “понимающим” графиком работы не удовлетворить. Проблема нехватки специалистов в условиях роста сохраняется. Поэтому работодатели стараются заранее инвестировать в кадры, чтобы иметь возможность заполнить будущие и текущие вакансии сотрудниками надлежащего качества. “Автомобильный рынок растет колоссальными темпами, к примеру, продажи только нашей компании выросли в 2005 г. на 80%”, — говорит Валерий Тараканов, директор по стратегическому маркетингу группы компаний “Рольф”. В этой ситуации, отмечает он, всем приходится работать напряженно, и найти адекватное количество адекватных людей за короткий срок невозможно. Чтобы в будущем снизить нагрузку на своих сотрудников, компания инвестировала $70 млн в подготовку новых. На эти деньги в прошлом году была создана собственная автомобильная бизнес-школа. Однако первые ее выпускники смогут приступить к работе в конце этого года, говорит Тараканов.

Начать дискуссию