Управление персоналом

Зачем компании прибегают к услугам фрилансеров?

Ответ очевиден: во-первых, не всем хватает штатных специалистов. Во-вторых, услуги фрилансера дешевле. Однако риск этого сотрудничества часто недооценивают обе стороны: бывает, конечно, что сотрудничество оказывается успешным и безоблачным, но случается и такое, что партнеры не просто на повышенных тонах выясняют отношения, но и прибегают к услугам третьих лиц для выяснения конфликтной ситуации. Как обезопасить себя и сделать этот бизнес взаимовыгодным?

Мария Петрищева

Зачем всевозможные компании прибегают к услугам фрилансеров? Ответ очевиден: во-первых, не всем хватает штатных специалистов. Во-вторых, услуги фрилансера дешевле.

Однако риск этого сотрудничества часто недооценивают обе стороны: бывает, конечно, что сотрудничество оказывается успешным и безоблачным, но случается и такое, что партнеры не просто на повышенных тонах выясняют отношения, но и прибегают к услугам третьих лиц для выяснения конфликтной ситуации. Как обезопасить себя и сделать этот бизнес взаимовыгодным? В чем преимущество быть фрилансером? Все просто: риски, прибыль и все нервотрепки — только ваши. Фрилансеру не надо посещать утренних собраний, тратить деньги на бензин и вставать можно во сколько хочется. А начальнику фрилансеров не обязательно платить за аренду офиса. Да и большинство услуг для физических лиц дешевле, чем для юридических.

Не факт, что такому начальнику понадобится даже бухгалтер, ведь не секрет, что фрилансеры живут на гонорары, далеко не всегда выплачиваемые «вбелую». Кроме того, если это налогооблагаемый доход, то заказчики, как правило, сами занимаются решением этого вопроса. И, наконец, профиль деятельности фрилансер определяет сам, что достаточно удобно, так как позволяет ему использовать свои интеллектуальные способности с самой неожиданной стороны.

Теперь о минусах. Здесь, что называется, «то густо, то пусто». Мало того что бизнес фрилансера носит сезонный характер, так еще есть и такая неприятность, как возможное нежелание заказчика оплатить услуги в том объеме, на котором вы изначально сошлись.

Свобода и бизнес

Фрилансеры для малого и среднего бизнеса — это вариант «скорой помощи». К их услугам прибегают, когда не имеет смысла нанимать на временную работу штатных специалистов, требуется особый креатив либо возникла форс-мажорная ситуация и все горит.

Вот что говорит Ольга Гозман, генеральный директор компании Begin Group: «В нашей компании фрилансеры — дизайнеры, IT-специалисты, фотографы. Деятельность фрилансера должна очень четко контролироваться. В этом случае особенно важны сроки исполнения. Наиболее эффективна сдельная система оплаты. Кроме того, всегда лучше иметь варианты замены того или иного исполнителя, работающего по свободному графику. Фрилансеров мотивировать довольно сложно. Они более непредсказуемы, чем штатные сотрудники.

В их отношении не работает нематериальная мотивация. Прибегая к услугам фрилансеров, можно серьезно сэкономить на опытных специалистах. Также для небольшого бизнеса крайне важна экономия офисного пространства. Иногда имеет смысл нанимать фрилансеров из других регионов — например, тех же дизайнеров или программистов, то есть людей, общение с которыми может проходить исключительно дистанционно.

Такой шаг нередко помогает сэкономить значительные средства. К тому же в более сложных условиях региональных рынков труда искать свободных специалистов обычно легче. Например, можно прибегнуть к рекомендациям деловых партнеров, работающих в регионах».

Екатерина Успенская, директор по персоналу компании «АльфаСтрахование», считает, что услуги фрилансера для юридической компании — это своего рода тест, лакмусовая бумажка: слишком большое число фрилансеров свидетельствует о плохо налаженных бизнес-технологиях в компании. «У нас абсолютно легитимная компания, и в случае активного привлечения людей со стороны контроль над финансовыми потоками ухудшается. Нужно отслеживать все договоры подряда, чтобы не возникало никаких финансовых злоупотреблений. Поэтому в целом — в нашей компании не приветствуется слишком частое обращение к услугам фрилансеров. Мы привлекаем их только в единичных случаях, на временную, разовую, неповторяющуюся работу». К примеру, в «АльфаСтраховании» успешно сотрудничают с преподавателями английского языка— фрилансерами.

«Их отличает мобильность, гибкость, умение подстраиваться под график наших сотрудников,— говорит Екатерина.— Кроме того, часто бывает такое, что прекрасный специалист не лоялен компании, в которой работает, или переходит из одной фирмы в другую. В таком случае его профессионализм для нас однозначно важнее, чем место официальной работы, и мы заключаем договор непосредственно с ним».

Заложники скупости

Практика показывает, что компании, которые регулярно привлекают на одну и ту же работу разных фрилансеров (что исключает тезис о неповторимом одноразовом и исключительном характере работ, о которых говорили наши комментаторы), скорее всего, просто избегают ответственности и не желают брать на себя обязательства перед штатными сотрудниками. Это не самый перспективный путь, ведь очевидно, что такие условия работы не привлекательны для профессионалов и рано или поздно компания станет заложником собственной скупости.

С другой стороны, если общим моментом является очевидное удешевление стоимости того или иного проекта за счет услуг фрилансера, то далеко не все компании, заключая авторский договор либо договор подряда, всерьез воспринимают штрафные санкции, которые им грозят в случае нарушения финансовых обязательств.

Маневр и мотив

В чем основной риск для потенциального заказчика? Конечно, вы можете нарваться на неисправимого лентяя и безответственного человека, для которого вывеска «Фрилансер» всего лишь маскировка собственной лени и непрофессионализма. Стоит тщательно ознакомиться с отзывами предыдущих клиентов, поговорить подробнее с теми, кто вам рекомендует данного специалиста.

Основной вопрос, который может вызвать не один нервный срыв,— это сроки работы. Заказчик должен понимать, что он не один такой, никакого эксклюзива, как это бывает со штатными сотрудниками, у него нет и не будет. А вот маневр по времени у исполнителя очень ограничен. Как клиенту застраховаться от подобного? Здесь можно поступить просто: не сообщать настоящий дедлайн, оставляя себе небольшой запас.

Это помогает. Если работа масштабная и должна занять несколько недель, то лучше откровенно поговорить с потенциальным исполнителем о его текущей загрузке и обязательствах, а еще лучше — дополнительно мотивировать бонусом в случае досрочного выполнения проекта. Преимущества работы с фрилансером в том, что он, как правило, универсал, готов к стрессам и «прокачан» гораздо серьезнее, чем офисные сотрудники. У него совершенно другая— перед вами — степень ответственности. Ему не на кого свалитьсвой прокол. Профессиональные фрилансеры, в силу того что ответственны в первую очередь перед собой, отличаются качественно иной, чем штатные сотрудники, внутренней самодисциплиной и умением оперативно реагировать на потребности клиента.

Адреналин и эффективность

Есть клиенты и фрилансеры, чье общение становится не просто изысканно-светским удовольствием для обеих сторон, но отличается крайней эффективностью и даже интимностью, как на приеме у дорогого психоаналитика. Не исключено, что вы будете обращаться к фрилансеру просто потому, что не сможете себе отказать в общении с профессионалом, который не только обеспечивает высококлассный сервис, но и снабжает вас такой информацией о рынке, которую в состоянии добыть только вольный стрелок — он же и засланный казачок. И еще одно — важная мотивация для фрилансера — это адреналин. Он, как правило, неплохой аналитик, прекрасно оценивает ситуацию и сам принимает решение, рисковать или нет. И если он согласился с вами работать, не факт, что он решил, что вы — надежный партнер. Возможно, ему просто захотелось экстрима, а это типично для людей, боящихся офисной стабильности, даже компенсируемой ежемесячными и регулярными отчислениями на банковский счет.

Начать дискуссию

Бесплатно с Аренда

Аренда: что нужно раскрыть в учетной политике

Бухгалтерские стандарты и НК в ряде случаев позволяют выбирать способы учета при аренде. Выбранные варианты нужно отразить в учетной политике. Расскажем, как сформировать бухгалтерскую и налоговую учетную политику у арендатора и арендодателя.

Аренда: что нужно раскрыть в учетной политике

⚡️ Итоги дня: водителей лишат прав за сокрытие номеров, запустят сервис знакомств с проверкой кредитов, а у сотрудников ЦБ появится оружие

Подготовили обзор главных событий дня — 17 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

За передачу банковской карты могут ввести уголовную ответственность

Росфинмониторинг планирует установить уголовную ответственность за нелегальную передачу банковских карт третьим лицам. Такая мера призвана снизить число незаконных банковских операций.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 

В апреле 2024 года председатель Правительства Михаил Мишустин заявил, что нельзя запрещать российским компаниям вести бизнес за границей, при этом власти будут тщательно следить за выводом капитала. Такое заявление лишний раз подтверждает легальность ведения торговой и иной деятельности для получения прибыли на международном рынке. 

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 
УСН

👀 Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО + мнение налогового эксперта

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

Интервью

ТоТ еще разговор. Андрей Матюха: Трюфель, юдзу, пондзу

Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». Сегодня в гостях Андрей Матюха – шеф-повар, автор и совладелец краснодарских ресторанов: The Печь, Угли-Угли и Племя, которые стабильно попадают в ресторанные рейтинги, а также гриль-бар Ребрышки и Бедрышки, который открылся совсем недавно.

2
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

15% сотрудников постоянно сталкиваются с задержкой зарплаты

Большинство работников хотят справедливого наказания для компаний, которые нарушают трудовые права. 21% опрошенных проголосовали за привлечение к уголовной ответственности.

Как ИП получить налоговый вычет 

Индивидуальный предприниматель может уменьшить налоговую базу, используя налоговые вычеты — стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные и профессиональные. Разбираемся, как их получить. 

Как ИП получить налоговый вычет 

Какие документы нужны при приеме на работу граждан Абхазии

По общему правилу, чтобы принимать на работу иностранцев, компания должна получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Есть исключения, но не для граждан Абхазии.

Карьера бухгалтера

💫 Почему подписка «Клерк.Премиум» нужна каждому бухгалтеру

Повышайте квалификацию на онлайн-курсах, изучайте нюансы изменений в законодательстве на вебинарах и ежедневных разборах от экспертов «Клерка», задавайте свои вопросы на консультациях, оттачивайте свои навыки и учитесь применять новые правила еще до вступления их в силу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху

Индивидуальный подход к разработке сложных комплексных IT-продуктов — это костюм, сшитый на заказ, он идеально сидит и не «топорщится».

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху
Общество

О налогах в Кыргызии

Недавно один из клиентов попросил рассказать о налогах в Кыргызии и я вспомнил, что хотел написать о них здесь тоже. Фокус на физ. лицах, получивших гражданство Кыргызии, но не живущих там постоянно.

Импорт

Будет решена проблема подтверждения соответствия модернизированного импортного оборудования

Общественный совет при Росаккредитации займется решением проблемы подтверждения соответствия импортного оборудования после его модернизации и ремонта.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!» — налоговики руководствуются этим принципом почти буквально. Если среди ваших контрагентов обнаружится неблагонадежный, «технический» партнер, сделки с ним будут оспорены, а налоги пересчитаны в пользу бюджета. Рассказываем, как минимизировать риски.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

Как легально платить фрилансеру за рубежом

Сохранить сотрудничество с высококлассными специалистами, которые уехали за границу — важная задача для бизнеса. Но чтобы решить ее, нужно понять, как организовать взаимодействие и выплачивать вознаграждение за услуги. В статье рассмотрим доступные варианты.

Как легально платить фрилансеру за рубежом

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

Решение переходить на систему электронного документооборота оправдано для крупных предприятий. Еще СЭД необходима компаниям, которым приходится обрабатывать много документов. Но после внедрения могут возникнуть проблемы, если не учесть ряд аспектов на этапе выбора программы, а также если не подготовить к процессу своих сотрудников.

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

На малый бизнес сократят отчетную нагрузку

Представителей малого бизнеса и микропредприятия избавят от дублирования статистической отчетности. Ведомствам запретят требовать информацию, которая не входит в перечень правительства.

АУСН

📆 Бизнес на УСН и НПД сможет перейти на АУСН в середине года

Перейти на АУСН сейчас можно только с начала года, подав уведомление до 31 декабря. Эту норму изменят.

Налоговая заблокировала счета актера Павла Прилучного

Индивидуальный предприниматель Павел Прилучный не подал декларацию. Теперь его счета в трех банках заблокированы.

Интересные материалы

💼 ФНС предупредила о рисках при найме бывших самозанятых + предупреждение налогового эксперта

Компании могут принимать на работу по трудовому договору самозанятых, с которыми уже сотрудничали в рамках гражданско-правовых отношений.