Управление персоналом

Корпоративное движение

Перефразируя поэта Андрея Вознесенского, можно сказать, что над страной уже пару месяцев висит категорический императив: как провести новогодний корпоратив? Несмотря на всяческие кризисы и внутренние оптимизации, опытные HR‑менеджеры призывают видеть в корпоративных праздниках не только расходную статью в бюджете компании, но и прекрасный HR-инструмент.

Перефразируя поэта Андрея Вознесенского, можно сказать, что над страной уже пару месяцев висит категорический императив: как провести новогодний корпоратив? Несмотря на всяческие кризисы и внутренние оптимизации, опытные HR‑менеджеры призывают видеть в корпоративных праздниках не только расходную статью в бюджете компании, но и прекрасный HR-инструмент.

Как бы ни было трудно, лишь малая часть компаний полностью отказывается от корпоративных гуляний. Большинство ищет способы пусть экономно, но «погудеть» коллективом два–три раза за год по общенациональным и внутрикорпоративным поводам. Тем более что это не просто «хлеб и зрелища» для сотрудников. При правильном подходе есть от корпоративов и служебная польза: они сплачивают команду вокруг общих целей, дают возможность пообщаться с руководством в неформальной обстановке, изучить личные качества коллег и раскрыться самим (иногда, правда, выходит, что не с лучшей стороны).

Высший пилотаж — это «банкетно-развлекательным образом» остроумно продвинуть ценности и отметить достижения организации. Несколько лет назад компания UTS готовила новогоднее корпоративное мероприятие для одного из заказчиков и придумала нестандартный ход — сделать «гвоздем» программы обривание наголо головы генерального директора. Прямо на сцене, перед всем коллективом. «В процессе подготовки к празднику, — рассказывает предысторию Ксения Реброва, исполнительный директор UTS, — мы узнали, что генеральный директор поспорил с сотрудниками коммерческого отдела на собственную шевелюру, что они ни при каких обстоятельствах не выполнят годовой план продаж (уж больно план был амбициозный). Но те взяли и выполнили. И мы предложили генеральному директору устроить из бритья шоу. Он отнесся с пониманием, да и слово нужно было держать. Это совершенно точно надолго запомнилось всему коллективу!»

А теперь — дичь!

Традиции корпоративных праздников незыблемы: по-прежнему, как сообщается в недавнем исследовании «АльфаСтрахования», самыми популярными форматами являются застолья, мероприятия на природе, поездки с организацией тимбилдингов и корпоративные выезды за рубеж. Последние два года, впрочем, наложили свой отпечаток: «праздничные» бюджеты сокращаются (поскольку в компаниях их обычно относят к разряду необязательных трат), а количество корпоративов по сравнению с аналогичным предыдущим периодом уменьшилось на 7,8%. Исследователи также отметили увеличение числа мероприятий, в финансировании которых частично принимают участие сами работники. Фирмы туже затягивают пояса, но ищут способы не лишать сотрудников веселья.

Вокруг рынка корпоративов кормится немало бизнесов и людей: рестораны, артисты, банкетные площадки, кейтеринг-сервисы, организаторы праздников, туристические и ивент-компании. Когда-то этот рынок был щедрым и хлебным. «В августе 2008 года из‑за кризиса он практически полностью встал, — вспоминает перипетии управляющий директор столичного «Тики-Бара» Александр Уваров. — Потом несколько лет отрастал, однако с конца 2013 года вновь стал падать, что хорошо заметно и по количеству мероприятий, и по их бюджету. А это, естественно, сказывается на нашей выручке».

Тогда, в декабре 2013‑го, рынок испытал своеобразный шок. Активисты ОНФ подсчитали, что госкомпании собираются потратить на новогодние корпоративные праздники более 360 млн рублей, и доложили об этом президенту. Владимир Путин высказался по этому поводу резко: «Вообще это странная тема — много истрачено на корпоратив, мало… Сколько хотят, столько пускай и тратят. Только нужно сброситься из кармана своего и пойти на корпоратив, как всегда это было в прежние годы. Я с трудом могу себе представить, чтобы в тех организациях, где я раньше работал еще в советское время, чтобы из бюджета КГБ СССР выделили деньги на корпоратив. Чтобы деньги выделять из бюджета компании — это какая-то дичь». Специальных директив в адрес госкомпаний после этого не последовало, но большинство из них все-таки предпочло отменить празднества.

С тех пор для площадок, специализирующихся на проведении корпоративов, все пошло наперекосяк: самый крупный заказчик ушел, цены в целом снизились. Пострадали все — в том числе и небольшие заведения, никогда не претендовавшие на то, чтобы обслуживать корпоративные банкеты и концерты на многие сотни празднующих «корпоратов», — из‑за перераспределения оставшейся клиентуры. Зато у негосударственных заказчиков корпоративов появилось больше возможностей для выбора банкетной площадки, исполнителей для развлекательной программы.

Весь мир — театр

Каков он, удачный корпоратив, с точки зрения коллектива, компании и HR-руководителя?

Наиболее популярный формат корпоратива — тематические вечеринки, когда программа, антураж, костюмы участников, кухня и даже напитки выдержаны в одной теме. Нередко тему задает сама площадка, выбранная для мероприятия. Например, столичный «Тики-Бар» с его экзотическими интерьерами и островной кухней специализируется на проведении гавайских вечеринок, где все выстраивается вокруг тропиков, жарких стран, рома

У директора по маркетингу адвокатского бюро DS Law Анны Носовой рецепт таков. Во-первых, непременно нужно поместить сотрудников в непривычные условия, чтобы тем самым «выключить» рабочий режим и служебную субординацию. Пусть это будет выезд к реке, к историческому памятнику либо в модное или экзотическое ресторанное заведение. Во-вторых, важно тщательно продумать «удовольствия». Это могут быть небольшие подарки, кулинарные изыски, тренинги, выступления артистов. А еще непременно нужно предусмотреть активности, вовлекающие всех сотрудников, — от дефиле до исполнения песен под караоке. «Совместное творчество, — говорит Носова, — один из самых эффективных инструментов, поскольку предполагает высокую степень вовлеченности, элементы тимбилдинга, позитив. Например, можно организовать съемку видеороликов к корпоративу и их просмотр на мероприятии».

В последние несколько лет среди столичных компаний стало модно использовать искусство в развлекательных целях: сотрудники все чаще примеряют на себя роль актеров, а корпоративные мюзиклы и спектакли становятся «гвоздем» программы корпоративного мероприятия. «Наша компания одной из первых в Москве организовала собственный корпоративный театр, — говорит Ксения Реброва. — А сейчас это любимый формат корпоративов многих компаний, особенно в новогодние праздники».

Уровень корпоративных постановок обычно заметно выше, чем у «фабрично-заводской самодеятельности». С инициативными сотрудниками занимаются настоящие театральные режиссеры, тщательно готовятся костюмы и декорации. «Сейчас мы организуем такого рода мероприятия с привлечением профессиональных режиссеров-постановщиков, которые работают с творческими группами, репетируют и ставят номера в соответствии с концепцией вечера, — рассказывает Маргарита Быченко из «Правильного Агентства». — Мы также обеспечиваем техническую, графическую и видеоподдержку каждого выступления, делаем так, чтобы люди «раскрылись» в максимально профессиональных условиях и в красивом обрамлении».

Корпоративное искусство обязано быть ближе к народу, поэтому сценарий постановки должен быть насыщен историями и анекдотами из корпоративной жизни, понятными лишь сотрудникам. Это помогает наладить мощный контакт выступающих с их коллегами-зрителями.

Эффект от подобных мероприятий оценивается очень высоко: работа над постановкой объединяет людей, учит трудиться в команде, чувствовать плечо коллеги, проявлять инициативу. И это заразительно. «В моей практике, — говорит Быченко, — бывали случаи, когда сотрудники, посмотрев выступление своих коллег, жалели, что не приняли участия, и тут же подходили записываться в труппу, чтобы сыграть в следующей постановке».

Гулять со смыслом

Гораздо меньше усилий от коллектива требует организация праздника в форме тематической вечеринки. Этот формат, пожалуй, имеет наибольшую популярность в корпоративном мире на протяжении уже многих лет — тем более что он неистощим на варианты. Главный принцип таких вечеринок: программа, антураж, костюмы участников, кухня и даже напитки — все должно быть выдержано в рамках одной темы.

Нередко тему задает сама площадка, выбранная для мероприятия. Например, столичный «Тики-Бар» с его гавайскими интерьерами и островной кухней специализируется на проведении вечеринок, где все выстраивается вокруг тропиков, экзотических жарких стран, рома — и подкрепляется соответствующей развлекательной программой.

Темы для корпоративных вечеринок сильно подвержены моде. Иногда эта мода объяснима (ее может вызвать недавний выход на экраны фильма или еще какое-нибудь событие), иногда — нет. В последний год, например, на пике популярности держатся вечеринки, стилизованные под советское прошлое (в различных вариациях) или под церемонию награждения премией «Оскар». Так, международная компания International Service Check вывезла этим летом свое российское подразделение в загородный клуб в Тверской области на корпоратив «Пионерское детство». Были пионерские костры, горны, барабаны, вспоминает PR‑менеджер компании Анастасия Спешилова. Коллектив разбили на пионерские отряды, всем повязали красные галстуки и предложили участвовать в конкурсах. Недовольных не было.

Почти все популярные фильмы последних лет давали тему для вечеринок. «Гарри Поттер», «Властелин Колец», «Пираты Карибского моря», бондиана — становились богатым источником идей для корпоративов. «Два года назад в тренде была тема Великого Гэтсби, — говорит Ольга Смирнова, эксперт по маркетингу PR Partner. — Наше агентство тоже оказалось на этой волне: мы провели зажигательный новогодний праздник под ретромузыку в красивых костюмах и атмосфере 20‑х годов».

Бывает полезно проводить мероприятие не на отвлеченные темы, а так или иначе связанные со сферой деятельности организации. Единая система интернет-заказов для служб доставки различных компаний Delivery Club этой осенью отмечала свой день рождения с выездом в Суздаль. На месте сотрудников попросили разделиться на команды и выдали каждой по планшету со специальным приложением, поскольку добанкетная программа предполагала прохождение «мобильного» квеста. Командам пришлось разгадывать ребусы и загадки и немало побегать по городу. При приближении к месту, которое служило правильным ответом, гаджет вибрировал. «Такие мероприятия устраняют все барьеры в межличностном общении, — уверена Светлана Иншакова, директор по персоналу Delivery Club. — Становится легче коммуницировать в работе, ведь ты познакомился со своими коллегами не только на официальном уровне, но и в неформальной обстановке».

А вот компания UPM, специализирующаяся на производстве бумаги, этикеток и фанеры, много лет подряд организует «Лесной десант». Каждый год в мае сотрудники предприятия высаживают саженцы деревьев. Этой весной от российского подразделения приняли участие 60 человек. За время мероприятия около Приозерска появилось более 6 тысяч сосен.

«Социально полезные ивенты продолжают быть актуальными и в этом году, — отмечает Ксения Реброва (UTS). — Как известно, совместный труд сближает: сотруднику намного легче найти темы для разговора с коллегой во время благоустройства территории, чем просто сидя за отдельным столиком».

Побег из психбольницы

Кризис заставил компании умерить аппетиты, однако не отбил желания проводить праздники оригинально, с выдумкой. Поэтому небывалой популярностью в корпоративном мире в последнее время стали пользоваться интеллектуальные аттракционы — квест-комнаты, особый формат городских интерактивных игр, который появился в Москве в конце 2013 года (таких комнат в столице построено уже более сотни; первопроходец жанра — компания «Клаустрофобия»). Это игра для небольшого слаженного коллектива до 4–5 человек. Их закрывают в помещении, из которого необходимо выбраться, решив ряд головоломок за отведенное время. Помещения непростые: бутафоры, декораторы, инженеры и осветители стилизуют их под что-то необычное. Это может быть психиатрическая лечебница, арктическая станция, древнеегипетская гробница. «Людям надоели обычные застолья и стандартные развлекательные программы, — уверена Елизавета Ясько, директор по развитию TruExit (компания — организатор «квестов в реальности»). — Все ищут новых ощущений. При этом можно совмещать приятное с полезным. Ведь квесты в реальности — это интересное приключение, которое способствует командообразованию, развивает нестандартное мышление и другие навыки». Разумеется, подобные компании «кормят» клиентов не только загадками. В зонах отдыха располагаются фуршетные столы, напитки. Однако такой вид отдыха подходит далеко не всем организациям. В первую очередь — из‑за ограничений, накладываемых на количество гостей. Например, компания TruExit может принять одновременно до 45 человек. Одним словом, крупной фирме будет тесно — и тем не менее всегда можно поучаствовать в приключении отдельным департаментом или небольшим филиалом.

Другим хитом этого сезона стали аттракционы виртуальной реальности. Благодаря компактным размерам (обычно это стенд и виртуальные очки) их легко доставить в любое удобное место по требованию заказчика. Для работы аттракциона необходим лишь доступ к электричеству. Вместе с установкой на корпоративе работает специально обученный аниматор. В его функции входит привлечение внимания гостей к «гаджету», а также администрирование аппарата. «У нас в наличии огромный ассортимент игр: можно сказать, все, что было когда-либо выпущено для этого аттракциона, — говорит Андрей Скворцов, основатель компании Virtspace (оператор аттракционов виртуальной реальности). — Клиент может выбрать любую понравившуюся. Но, как показывает практика, самых ходовых и интересных — всего несколько штук на данный момент, их мы в первую очередь и рекомендуем для корпоративных мероприятий».

Маргарита Быченко («Правильное Агентство») считает, что у современных технологий большое будущее в сфере увеселительных мероприятий: «Современные технические средства позволяют полностью трансформировать среду и вызвать вау-эффект у гостей праздника. Развитие технологий диктует изменение форматов мероприятий от традиционных к технологическим, которые позволяют предлагать множество нестандартных интерактивных действий, вплоть до многоходовых приключенческих квестов на стыке офлайна и онлайна».

Нашел секвестр на смету

Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, сфера корпоративных праздников продолжает рождать новые тренды, откликаться на веяния моды. Потому компаниям приходится идти на хитрости, чтобы организовать корпоратив «по моде» и не очень крупно потратиться.

За последние два года сильно возросло количество корпоративных праздников, частично финансируемых самими сотрудниками, — с 5,7% до 12,3%, гласит исследование компании «АльфаСтрахование». При этом, как посчитали на портале Superjob.ru, в 8% компаний работники полностью оплатили корпоративные праздники из собственного кармана. То есть приверженцев старой советской традиции «скидываться», о которой говорил президент, немало и в негосударственном секторе.

В список развлечений, оказавшихся не по карману предприятиям, все чаще попадают выступления эстрадных звезд, известных танцевальных и песенных коллективов. «Сейчас мы готовимся к новогоднему корпоративу, и перед нами дилемма — заказывать кавер-группу или нет, — делится сомнениями Светлана Иншакова (Delivery Club). — Это весьма дорогое удовольствие, поэтому мы еще в раздумьях».

Компании меняют банкеты на более экономичные фуршеты, сокращают развлекательные программы, где возможно: придумывают, как могут развлечь себя силами собственного коллектива. «За исключением пиковых дат, московские банкетные площадки сейчас недозагружены, — делится наблюдениями Александр Уваров («Тики-Бар»). — Кроме того, конкуренцию им все чаще стали составлять обычные рестораны: в нынешней экономической ситуации ресторанный бизнес столкнулся со снижением количества гостей, поэтому тоже стал специализироваться на проведении небольших и средних корпоративных мероприятий. При этом для компании выбор корпоратива в тематическом ресторане иногда не просто означает экономию бюджета, но и cнимает головную боль по поводу развлекательной программы. Ведь в отличие от большинства банкетных площадок такие заведения часто готовы не только кормить гостей, но и развлекать. В частности, «Тики-бар» предлагает корпоративы в стиле гавайской вечеринки. В целом же, все стали очень гибки в отношениях с клиентом. Мы, например, иногда даже разрешали заказчикам самостоятельно закупать алкоголь для корпоративов, запланированных на конец декабря».

Крайняя мера — проведение праздника прямо в офисе. «В прошлом году из‑за кризиса нам, например, пришлось отказаться не только от ведущего, но и от места проведения, — рассказывает о своем опыте Дмитрий Азаров, генеральный директор и соучредитель «Лаш Раша». — Новогодний корпоратив было решено провести в офисе, куда и была приглашена компания с качественным оборудованием для караоке, а также организован небольшой банкет. Сэкономили значительную сумму». Компании «Лаш Раша» пришлось сэкономить на корпоративе и в следующем году, во время большого летнего собрания управляющих магазинами. Если раньше событие всегда сопровождалось масштабным праздником с угощениями и развлечениями, то в этот раз было решено обойтись серией небольших тренингов.

Но экономить на праздниках тоже необходимо с умом, правильно расставляя приоритеты. «Был такой случай, когда клиент пытался максимально порезать бюджет на развлекательной составляющей праздника, однако при этом закупил Moet & Chandon и другой элитный алкоголь на миллион», — сокрушается Ирина Бобнева, координатор проекта «Корпоративный менеджмент».

Бывает и другая ситуация, когда жесткая экономия касается «стола».

— Экономия хороша только в том случае, если она не бросается в глаза, — считает Ольга Никитина, начальник отдела по подбору персонала компании «Биплан». — Вы не должны показывать этого сотрудникам, а то они могут подумать, что для вас настали тяжелые времена. На салфетках или соках вы много не сэкономите, но имидж подпортите изрядно. Всю основную минимизацию расходов нужно перенести на аренду площадки и привлечение артистов, если вы собираетесь воспользоваться такой опцией. Лучше выбрать место попроще и сделать там масштабный праздник, чем обосноваться во дворце и есть бутерброды.

Сфера корпоративных праздников предлагает огромный ассортимент оригинальных, экзотических решений, позволяющих самым немыслимым образом провести любое мероприятие. Однако новогодние корпоративы — самый консервативный жанр. Обычно коллектив рассчитывает на традиционное застолье с добрыми конкурсами и развлекательной программой, а всякие новшества в программе воспринимает с предубеждением. Почему? Маргарита Быченко («Правильное Агентство») считает, что все дело в особенной атмосфере этого мероприятия: конец года, ожидание подарков, чудес, бонусов.

Тем не менее организация новогоднего корпоратива требует много сил и терпения:

— Главное отличие новогодних корпоративов — это спрос и ажиотаж, — говорит Ольга Никитина («Биплан»). — Все заведения оккупированы за несколько месяцев вперед, многие компании не успевают доставить заказы, а ценник увеличивается в геометрической прогрессии.

Предостерегает она и от размывания формата. Для большинства людей Новый год — это особенный праздник, веселый, дурашливый. Не стоит примешивать к новогоднему корпоративу тренинги, командообразующие конкурсы и прочее. Лучше позволить сотрудникам просто отдохнуть.

Фотосъемка предоставлена «Тики-Баром»

www.tiki-bar.ru

Особенности национального бронирования

Александр Уваровуправляющий директор «Тики-Бара» (Москва)

Ситуация с банкетными площадками, подходящими для проведения корпоративных праздников, в столице в последние несколько лет кардинально изменилась. В целом по году они недозагружены — даже те, что считаются «модными» и «статусными». Разумеется, это не относится к таким пиковым датам, как последняя неделя декабря. Наиболее востребованный день — последняя пятница года. И никакие кризисы на это повлиять не могут. Крупные и средние корпоративы на эти даты бронируются чуть ли не за полгода. Небольшие компании традиционно начинают обрывать телефон в первые дни декабря. Складывается впечатление, что руководители таких предприятий, перелистывая страницу ежедневника, неожиданно обнаруживают, что до Нового года осталось меньше месяца, и начинают предпринимать энергичные действия. Разумеется, места им достаются по остаточному принципу.

Начать дискуссию