Управление персоналом

Сила компании - в культуре

Обычный гражданин большую часть своей взрослой жизни проводит на работе - среди коллег, подчиненных, начальства, клиентов... Хорошо, если при этом человек чувствует себя не отдельным винтиком, а частью единого механизма. Что делает организацию таким единым целым? Психологи утверждают - корпоративная культура. А душевный комфорт на рабочем месте - не что иное, как гармоничное сочетание корпоративной культуры и собственной системы ценностей. О тонкостях построения корпоративной культуры корреспондент «УНП» поговорила с психологами, специалистами в сфере подготовки персонала и руководителями компаний.

Обычный гражданин большую часть своей взрослой жизни проводит на работе - среди коллег, подчиненных, начальства, клиентов... Хорошо, если при этом человек чувствует себя не отдельным винтиком, а частью единого механизма. Что делает организацию таким единым целым? Психологи утверждают - корпоративная культура. А душевный комфорт на рабочем месте - не что иное, как гармоничное сочетание корпоративной культуры и собственной системы ценностей. О тонкостях построения корпоративной культуры корреспондент «УНП» поговорила с психологами, специалистами в сфере подготовки персонала и руководителями компаний.

А я обычаи узнаю по походке...

Под корпоративной культурой следует понимать некий свод присущих конкретной организации ценностей, положений и норм поведения. Во многом корпоративная культура определяется уровнем развития самой фирмы, заявленной миссией и сложившимися социальными отношениями как внутри фирмы, так и за ее пределами. «В небольших компаниях культура не выходит за рамки привычек и ценностей работодателя. Чем крупнее организация, тем серьезнее в ней относятся к формированию корпоративной культуры», - отмечает Андрей Киселев, руководитель небольшого производства в Перми.

Большинство крупных компаний стремятся закрепить нормы и правила во внутренних документах, расписывая внутрифирменные стандарты для всех уровней сотрудников - от управленцев до самых низов. «Постановка стандартов - один из важнейших аспектов формирования корпоративной культуры. Начинать нужно с того, на какой по счету звонок секретарь берет трубку, что он говорит, как у него звучит голос», - объясняет директор московского Центра обучения «КЛАСС» Леонид Кроль. По его словам, внешний вид сотрудников, единые стандарты корпоративного обслуживания во всех филиалах организации, четко регламентированные фразы секретарей и телефонисток - все это внешние признаки корпоративной культуры.

«Корпоративная культура начинается буквально со слова «здравствуйте», сказанного начальником. Или несказанного. Или сказанного, но только заместителям. Ведь уже по одному этому можно судить, какие отношения у руководства с подчиненными: панибратские, дружелюбные, предельно строгие или руководитель вовсе не замечает сотрудников», - рассуждает психолог из Нижнего Новгорода Иван Ключиков. По его словам, о культуре можно судить по тому, как разрешаются конфликты в организации, а также по устоявшимся обычаям и традициям. Скажем, принято ли отмечать дни рождения и праздники. Компонентами корпоративной культуры также можно считать, к примеру, признание заслуг сотрудников и поощрения за успехи в труде.

Единство в движении

Стоит ли придавать особое значение корпоративной культуре? Работодатели уверены, что да. «Корпоративная культура является основой для формирования сплоченного коллектива, способного реализовывать стратегические задачи и тем самым двигать развитие компании вперед, - отмечает генеральный директор ООО «АКЭФ-Аудит» Наталья Потапова. - К примеру, главные принципы деятельности Финансово-консалтинговой группы «АКЭФ», в которую входит наша компания, - профессионализм, партнерство и респектабельность. Вся корпоративная культура у нас построена на этих принципах. Именно они являются определяющими при подборе персонала», - подчеркивает Наталья Владимировна.

С этим мнением соглашаются и специалисты в области обучения персонала. «Хорошо выстроенная корпоративная культура в крупной компании дает человеку чувство защищенности, сознание того, что он живет внутри некоего огромного механизма. Он понимает, что все его действия четко регламентированы, и осознает свою принадлежность к чему-то большому и важному», - уверен Леонид Кроль из «КЛАССА».

Коллектив коллективу рознь

Увы, далеко не всегда общий, коллективный настрой соответствует настрою отдельно взятого сотрудника. «Недавно перешла в новый коллектив - не складываются у меня там отношения. На прежней работе все как-то дружнее были. А здесь все работают - каждый сам за себя, лишний раз за помощью не обратишься», - сетует бухгалтер из Подмосковья Ирина Ложкина. Почему некоторые, как ни пытаются, не могут почувствовать себя родным в своей организации? Дело в несходстве характера сотрудника и корпоративной культуры, комментирует психолог Иван Ключиков.

«Обычно культура формируется руководством. Предположим, начальство не курит, активно занимается спортом. В такой компании вряд ли комфортно будет чувствовать себя человек, совершенно не заботящийся о своем здоровье, засиживающийся допоздна и любящий потом поспать. Чувство разобщенности с остальными может быть на подсознательном уровне - даже при отсутствии выговоров за опоздания. Причем сотрудник может быть при этом отличным профессионалом», - рассуждает Иван Сергеевич.

Или же другой пример: организация привыкла жить исключительно по регламентам и уставу, сотрудники действуют по строгим указаниям «сверху». «Меня такое вполне устраивает. Я хочу только четких рекомендаций и установок. Скажем, занимаюсь проводками и готовлю первичную документацию. Остальное - не мое дело», - говорит менеджер расчетного отдела тульской строительной компании Наталья Львова. А вот менеджеру по связям с регионами торговой компании из Владимира Андрею Петухову такой стиль управления не подходит: «Я не робот и, каждый день сталкиваясь на практике с определенными вопросами, к примеру, могу предложить оптимизацию процесса общения с партнерами. Изо дня в день выполнять только чужие указания становится скучно».

Чужой среди своих?

Как же приобщить сотрудника к корпоративным ценностям? «Проведение мероприятий ознакомительного характера, а также письменное наставничество в виде памяток, инструкций по взаимодействию облегчают адаптацию вхождения новых сотрудников в коллектив. На этом этапе сотрудник понимает, насколько он готов следовать идеям компании, ее ценностям», - объясняет Наталья Потапова. По ее словам, «подстроиться» под корпоративную культуру практически невозможно: она или соответствует внутренним устоям и принципам человека, или нет.

«Действительно, новому сотруднику достаточно сложно бывает принять стиль отношений, принятый в компании. Зачастую ценности, которые декларируются («мы одна семья», «клиент всегда прав» т. п.), на практике подменяются противоположными. На фирме все родственники - значит, пришлому человеку карьеры не сделать, будь он хоть семи пядей во лбу и т. п. Но в то же время зарплата высокая, нигде столько не заработать. Здесь сотруднику важно понять, насколько личные цели могут быть реализованы в этой компании и чем ради их достижения можно поступиться», - считает бизнес-тренер Ирина Чугунова из Центра подготовки персонала «Фактор-П» города Казани. А работодатели, по ее мнению, могут воспользоваться различными тренингами, направленными на формирование команды и адаптацию новичков.

Никто ведь не мешает сотруднику иметь свое собственное отношение к культуре организации, говорит Иван Ключиков. «Действуйте по собственному разумению и так, чтобы это не противоречило нормам поведения в организации, - советует он. - В компании принято, что каждый сам за себя? Но это же не мешает доброжелательно и чутко относиться к окружающим - так, как привыкли вы».

Роксана Ахмедова, корреспондент «УНП»

Начать дискуссию

⚡️ Итоги дня: водителей лишат прав за сокрытие номеров, запустят сервис знакомств с проверкой кредитов, а у сотрудников ЦБ появится оружие

Подготовили обзор главных событий дня — 17 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

За передачу банковской карты могут ввести уголовную ответственность

Росфинмониторинг планирует установить уголовную ответственность за нелегальную передачу банковских карт третьим лицам. Такая мера призвана снизить число незаконных банковских операций.

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 

В апреле 2024 года председатель Правительства Михаил Мишустин заявил, что нельзя запрещать российским компаниям вести бизнес за границей, при этом власти будут тщательно следить за выводом капитала. Такое заявление лишний раз подтверждает легальность ведения торговой и иной деятельности для получения прибыли на международном рынке. 

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
УСН

👀 Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО + мнение налогового эксперта

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

Интервью

ТоТ еще разговор. Андрей Матюха: Трюфель, юдзу, пондзу

Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». Сегодня в гостях Андрей Матюха – шеф-повар, автор и совладелец краснодарских ресторанов: The Печь, Угли-Угли и Племя, которые стабильно попадают в ресторанные рейтинги, а также гриль-бар Ребрышки и Бедрышки, который открылся совсем недавно.

2

15% сотрудников постоянно сталкиваются с задержкой зарплаты

Большинство работников хотят справедливого наказания для компаний, которые нарушают трудовые права. 21% опрошенных проголосовали за привлечение к уголовной ответственности.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как ИП получить налоговый вычет 

Индивидуальный предприниматель может уменьшить налоговую базу, используя налоговые вычеты — стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные и профессиональные. Разбираемся, как их получить. 

Как ИП получить налоговый вычет 

Какие документы нужны при приеме на работу граждан Абхазии

По общему правилу, чтобы принимать на работу иностранцев, компания должна получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Есть исключения, но не для граждан Абхазии.

Карьера бухгалтера

💫 Почему подписка «Клерк.Премиум» нужна каждому бухгалтеру

Повышайте квалификацию на онлайн-курсах, изучайте нюансы изменений в законодательстве на вебинарах и ежедневных разборах от экспертов «Клерка», задавайте свои вопросы на консультациях, оттачивайте свои навыки и учитесь применять новые правила еще до вступления их в силу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху

Индивидуальный подход к разработке сложных комплексных IT-продуктов — это костюм, сшитый на заказ, он идеально сидит и не «топорщится».

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху
Общество

О налогах в Кыргызии

Недавно один из клиентов попросил рассказать о налогах в Кыргызии и я вспомнил, что хотел написать о них здесь тоже. Фокус на физ. лицах, получивших гражданство Кыргызии, но не живущих там постоянно.

Импорт

Будет решена проблема подтверждения соответствия модернизированного импортного оборудования

Общественный совет при Росаккредитации займется решением проблемы подтверждения соответствия импортного оборудования после его модернизации и ремонта.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!» — налоговики руководствуются этим принципом почти буквально. Если среди ваших контрагентов обнаружится неблагонадежный, «технический» партнер, сделки с ним будут оспорены, а налоги пересчитаны в пользу бюджета. Рассказываем, как минимизировать риски.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

Как легально платить фрилансеру за рубежом

Сохранить сотрудничество с высококлассными специалистами, которые уехали за границу — важная задача для бизнеса. Но чтобы решить ее, нужно понять, как организовать взаимодействие и выплачивать вознаграждение за услуги. В статье рассмотрим доступные варианты.

Как легально платить фрилансеру за рубежом

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

Решение переходить на систему электронного документооборота оправдано для крупных предприятий. Еще СЭД необходима компаниям, которым приходится обрабатывать много документов. Но после внедрения могут возникнуть проблемы, если не учесть ряд аспектов на этапе выбора программы, а также если не подготовить к процессу своих сотрудников.

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

На малый бизнес сократят отчетную нагрузку

Представителей малого бизнеса и микропредприятия избавят от дублирования статистической отчетности. Ведомствам запретят требовать информацию, которая не входит в перечень правительства.

АУСН

📆 Бизнес на УСН и НПД сможет перейти на АУСН в середине года

Перейти на АУСН сейчас можно только с начала года, подав уведомление до 31 декабря. Эту норму изменят.

Налоговая заблокировала счета актера Павла Прилучного

Индивидуальный предприниматель Павел Прилучный не подал декларацию. Теперь его счета в трех банках заблокированы.

💼 ФНС предупредила о рисках при найме бывших самозанятых + предупреждение налогового эксперта

Компании могут принимать на работу по трудовому договору самозанятых, с которыми уже сотрудничали в рамках гражданско-правовых отношений.

Интересные материалы

МИР

Китай может сотрудничать с Россией по платежной системе «Мир»

В Китае действует механизм оптимизации платежных услуг, который позволяет привязать карту иностранного банка к системам платежа внутри страны. Так туристы могут без проблем оплачивать покупки по безналу.