Анатолий Чернов
Считается, что эффективное предприятие должно избавляться
от непрофильных активов и все силы сосредотачивать на основном направлении.
Если это верно, то можно
предположить, что и эффективный менеджер должен уметь выделить для себя самое
главное, т. е. профильные активы, как некий набор навыков и ценностей и концентрироваться
именно на их развитии.
"Следуя финансовой аналогии, профильными активами будут являться те, которые
непосредственно связаны с основной деятельностью человека, - говорит директор
департамента фондового учета КБ "Гута-банк" Алексей Широков. По его
мнению, резонно задаться вопросом - следует ли избавляться от непрофильных навыков
и увлечений?
На первый взгляд - стоит. "Считается, что большего успеха в жизни добивается тот, кто сосредотачивается на определенной линии развития", - говорит Алексей Серебряков, директор Центра тестирования "Гуманитарные технологии" при МГУ. Его центр более 10 лет занимается определением профессиональной ориентации людей. Недавно центр провел исследование, в результате которого выяснилось, что из тех, кто выбрал направление учебы, соответствующее его психологическому складу (это определялось в ходе тестирования) , более 85% с успехом заканчивали вуз. Из тех, кто поступал наугад, т. е. не вполне понимая свои склонности, до пятого курса доучились лишь 69%. По мнению экспертов центра, это свидетельствует о том, что правильный выбор целей и, следовательно, профильного вуза в итоге более результативен, а метания в разные сферы лишь отнимают время. Причем это только полбеды. Алексей Широков, пользуясь той же финансовой терминологией, предостерегает, что смена вида деятельности, т. е. переход в "новое производство", может потребовать новых "основных фондов", которыми человек просто не обладает, например возраст, образование, навыки. "Рентабельность непрофильных активов всегда полезно ставить под сомнение, т. е. реально оценивать свои возможности", - поясняет он.
Кадровые специалисты с большим недоверием относятся к людям, мечущимся в разные сферы. "Сфокусированность человека на одном деле лучше отражается на его профессиональных достижениях - это ценит и рынок, и мы, - говорит управляющий партнер компании по подбору руководителей Winner Partners Григорий Окунь. - Поэтому можно сказать, что мы продаем профильные активы".
Впрочем, он добавляет, что непрофильные активы могут сильно подпитывать человека, расширять его кругозор и сформировать то единственное, что сделает его уникальным профессионалом. "В этом случае и цена возрастет", - считает Григорий Окунь.
"Как это ни банально, но истина находится посередине, - говорит Алексей Широков. - По сути, мы имеем дело с диверсификацией. С одной стороны, она должна быть разумной, чтобы не навредить основному производству, с другой стороны, это помогает минимизировать наши риски. В период кризиса именно непрофильные активы могут стать основой бизнеса".
Например, в августе 1998 г. многие люди, оказавшись без работы, были вынуждены заняться чем-то другим и преуспели на новом поприще. "Для многих новая деятельность оказалась более успешной, чем их карьера до кризиса: кто-то открыл собственный бизнес, кто-то сделал неплохую карьеру в областях, о которых до этого вообще имел смутное представление", - говорит он.
У петербургского предпринимателя, гендиректора компании "Эко-балт" Александра Бойко два бизнеса - общественное питание и оптово-розничная торговля. Сам он считает себя человеком увлекающимся и проецирует это на бизнес. "Вот праздновали 300-летие, все силы были брошены на общепит, потому что это было востребовано. Туристы уехали, значит, надо кормить горожан, а это уже розничная торговля", - рассуждает предприниматель.
Прочитав недавно книгу, как он выразился, "двух сумасшедших профессоров" ( "Бизнес в стиле фанк") , Бойко еще сильнее укрепился в мысли, что бизнесмен не должен ограничивать себя никакими рамками. "Мне понравилась идея про то, что в современном мире все ноу-хау живут недолго: если сегодня ты что-то придумал, то завтра это уже будет у конкурента, - говорит Александр Бойко. - Поэтому какой смысл останавливаться на профильном направлении? Чем больше диверсифицированы взгляды на бизнес и управление им, тем больше шансов выиграть в конкурентной гонке".
По мнению консультантов, этот тезис в какой-то мере справедлив и для развития личностных навыков. Развитие профессиональных навыков на определенном уровне может стать бесплодным. Это называется "достичь предела компетентности". "Менеджер - это ведь не машина с набором функций, а человек. И, говоря о его профильных и непрофильных активах, следует понимать также его жизненные цели", - говорит старший партнер компании Pathways Russia Олег Трояновский.
В обобщенном виде он выделяет два типа управленцев: для одних важны прагматические цели - карьера, профессиональные навыки, для других главные цели лежат вне прагматической плоскости - это может быть отношение к людям, семья и т. п. Олег Трояновский уверен, что, ориентируясь исключительно на прагматические цели, человек рано или поздно заходит в тупик. "Если человек в глубине души не любит людей, то как бы он ни развивал, например, коммуникативные навыки, хороший управленец из него не получится, - говорит Олег Трояновский. - Получается, что для дальнейшего развития он должен проанализировать свои фундаментальные ценности, которые в общем-то не являются его профильными активами, и по возможности скорректировать их".
Разумеется, пока никто не опроверг правила, согласно которому большего успеха достигает тот, кто концентрирует все усилия на одной цели. Но из любого правила есть исключения.
Начать дискуссию