Охрана труда

Как быть, если сотрудник обратился в трудовую инспекцию с жалобами на несправедливое начальство?

Как показывает практика, риск того, что работники пожалуются на работодателя в инспекцию труда, - около 5%. То есть если вы управляете компанией из 100 человек, найдутся 5, которые будут недовольны, чтобы вы не делали для их комфорта. Этот риск необходимо учитывать при организации работы компании.
Как быть, если сотрудник обратился в трудовую инспекцию с жалобами на несправедливое начальство?

Как показывает практика, риск того, что работники пожалуются на работодателя в инспекцию труда, - около 5%. То есть если вы управляете компанией из 100 человек, найдутся 5, которые будут недовольны, чтобы вы не делали для их комфорта. Этот риск необходимо учитывать при организации работы компании. Именно поэтому стоит вести кадровое делопроизводство в соответствии с законодательством и чтить Трудовой кодекс РФ при принятии решений в отношении персонала (насколько это возможно с учетом интересов бизнеса).

Снижению рисков также будет способствовать выстраивание диалога с работниками. Например, если работник может пожаловаться вам, как руководителю, или специально назначенным людям, высказав свои жалобы лично, письменно или по электронной почте. То есть работник не доносит свои жлобы до инспекции, если понимает, что в компании его выслушают и обсудят его проблемы.

Если предпринятые профилактические меры все-таки не помогли, и работник обратился в инспекцию, то нередко его жалоба может стать поводом для внеплановой проверки ГИТ (ст. 360 ТК РФ). Обратите внимание, анонимные заявления работника не могут быть основанием для проверки, (ст.10 Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ). Конечно, лучше предпринять все усилия, чтобы внеплановая проверка не состоялось. Даже если вы уверены, что в данной ситуации правы вы, а не работник, инспектор может быть другого мнения или может найти недостатки в представленных вами документах. Поэтому лучше провести переговоры с работником, с участием HR-директора, юриста компании и юриста работника (если таковой имеется), непосредственного начальника, с которым возник конфликт, и выяснить, как сотрудник и компания могли бы разрешить вопрос без привлечения инспекции. Если ситуации будет разрешена и работник заберет заявление — это может послужить (но не обязательно) поводом для отмены или прекращения проверки.

Если переговоры не помогли, придется готовиться к внеплановой проверки ГИТ. О проведении внеплановой проверки ГИТ, как правило, предупреждает работодателя не менее чем за 24 часа любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного электронной подписью. Поэтому у работодателя есть 24 часа, чтобы привести в порядок документы, касающиеся работника и конфликтной ситуации.

ГИТ скорее всего запросит следующие документы: документы, устанавливающие полномочия руководителя компании или его представителя, трудовой договор с работником, правила внутреннего трудового распорядка, личную карточку работника. Если спор касается задержки зарплаты, то платежные документы, подтверждающие выплату зарплаты. Если спор касается привлечения к дисциплинарной ответственности - должностную инструкцию работника, приказ о наложении взыскания и документы к нему. Если спор касается увольнения - приказ об увольнении, документы - основания к нему. Если ситуация связана с охраной труда - соответствующие журналы инструктажей, документы об обучении по охране труда, документы по медосмотру, спецоценке, выдаче СИЗ и т.д.

 Запрос документов инспектора не следует игнорировать, это может повлечь за собой административную ответственность по ст.ст.19.4, 19.7 КоАП РФ.

Начать дискуссию