На нашем форуме и группе в Facebook «Красный уголок бухгалтера» участились сообщения от индивидуальных предпринимателей, бухгалтеров и руководителей компаний о чрезмерной бдительности банков.
«Клерк» собрал 10 самых популярных ситуаций, с которыми приходится сталкиваться клиентам банков. Расскажите в комментариях, с какими нелепыми и тормозящими бизнес требованиями банка приходилось недавно сталкиваться вам.
«Вы в черном списке»
Это даже, скорее не придирка, а приговор.
Росфинмониторинг, ЦБ и банки начали обмениваться информацией о сомнительных клиентах.
В июне банки уже получили черные списки на 200 тысяч подозрительных клиентов.
Есть информация, что уже в сентябре этот список увеличился до 500 тыс компаний.
Конкретных критериев внесения клиентов в стоп-лист от банков пока добиться никто не может.
Но после такой негласной «метки» открыть счет в другом банке проблемно.
«Ваши операции сомнительные»
Самая распространенная ситуация: банк не проводит какой-то конкретный платеж и запрашивает документы, подтверждающие финансово-хозяйственную деятельность и фактически выполненные работы/услуги.
Случается, что банк вдруг блокирует платеж даже по контрагенту, с которым компания работает много лет и платежи по которому проходили раньше без заминок.
Стандартно банк может запросить договор. Бывает, что достаточно и счета, на основании которого был совершен платеж.
Также банк может обратиться с просьбой представить информационное письмо, объясняющее экономический смысл операций по расчетному счету.
Банк может обратить повышенное внимание на клиента, если он не выплачивает зарплату сотрудникам или у него нет арендных платежей за помещение или других расходов, которые обычно несет реально работающая организация.
Вызовут подозрения и операции, когда деньги поступают на расчетный счет от большого количества контрагентов и сразу, в тот же день, полностью переводятся другим контрагентам.
Переводы на карты физлиц
Одна из главных проблем — проблемы с переводами на карты физических лиц.
С 2017 пристально контролируют платежи физлиц, с чем уже столкнулись предприниматели. Как себя обезопасить — разбирает Анна Соколова из консалтинговой компании «Бизнес стандарт».
Банки вводят повышенные комиссии за крупные переводы физлицам. Например, один из филиалов ВТБ сообщил клиенту, что при переводе на счета физлиц больше 6 млн. рублей комиссия будет 10% вместо привычного 1%.
Блокировки счетов физлиц
Физлица тоже почувствовали контроль со стороны банков.
Оцените историю, где Сбербанк заблокировал физлицу счет и потребовал пояснить транзакции за 3 месяца.
Недавно в соцсетях среди клиентов Сбербанка опять началась паника, на этот раз по поводу блокировки карт физических лиц до выяснения целей платежа. Не так давно массово обсуждали превращения дебетовых карт в овердрафтные и вот появился новый повод.
Пользователи Фейсбука, в частности, пишут о том, что банк пытается выявить использование карт физлиц в предпринимательской деятельности. При этом работники Сбербанка якобы звонят не получателю, а плательщику, с целью выявить за что же переведены деньги. Если отправитель денег ответит, что оплачивал услугу или товар, то карты блокируются. Причем как плательщика, так и получателя.
Это уже не первая волна таких сообщений в соцсетях. О подобной блокировке мы уже писали в конце сентября.
Однако Сбербанк опровергает массовый прозвон клиентов и блокировку карт. В сообщении, опубликованном в Фейсбуке, говорится о том, что паника по этому поводу возникает каждый месяц в течение всего этого года, причем после одного и того же сообщения в мессенджерах: «Сейчас идут проверки в Сбербанке о приеме денег за коммерч. деятельность на карты... Прозвоны начались с этой недели и идут по всем городам».
Ограничения по снятию наличности и крупным переводам
Ограничение по снятию наличности и переводам больших сумм — излюбленная претензия банков последнего времени.
Некоторые банки блокируют счета, по которым снимаются большие суммы, и требуют представить авансовые отчеты.
В Альфа-банке без документов не дают снимать больше 300 тыс руб. наличных. Об этом нам рассказал один из пользователей в «Красном уголке бухгалтера».
Недавно «Альфа-банк» сообщил клиентам, что «с 14 августа 2017 года вводит комиссию — 10% от суммы за перечисление остатка денежных средств и 25% за выдачу наличных в отношении компаний и ИП, к которым применены меры, предусмотренные федеральным законом 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Контроль за налогами
Опасно иметь незначительный объем налоговых платежей по отношению к оборотам по счету.
Заработал новый критерий благонадежности для клиентов банка: 0,9% налогов от оборота по счету.
Центробанк подготовил новые методические рекомендации для банков по выявлению и пресечению операций, действительными целями которых могут являться уклонение от уплаты налогов, обналичка, финансирование терроризма и пр. Некоторые из этих рекомендаций могут доставить большие неприятности честным бизнесменам.
Прежде всего ЦБ рекомендует обращать внимание на размер налогов и других обязательных платежей в бюджет. В качестве критерия и предложено исходить из значения 0,9% уплачиваемых налогов от дебетового оборота по счету клиента.
На «Клерк» проведен опрос, контролируют ли банки суммы налоговых платежей. Каждый пятый респондент ответил, что банк следит за их налогами.
Контроль за корпоративными картами
Центробанк выпустил еще одну методичку, в которой предписывает кредитным организациям усилить контроль за операциями по снятию наличных с корпоративных карт.
ЦБ обвиняет банки в игнорировании рекомендованной для юрлиц и ИП максимальной суммы налички, которая может быть получена с использованием корпоративных карт в течение одного операционного дня (не более 100 тыс. рублей).
Признаки из методички № 19-МР, по которым компанию или ИП признают недобросовестным:
- отношение объема получаемых за неделю наличных денег к оборотам по банковским счетам 30 % и больше;
- с даты создания юрлица прошло менее двух лет;
- деятельность клиента, в рамках которой поступают деньги на счет и списываются с него, не создает обязательств по уплате налогов. Или налоговая нагрузка минимальна;
- деньги поступают на счет от контрагентов, по банковским счетам которых идут транзитные операции;
- поступление от контрагента средств на счет клиента происходит с одновременным поступлением денег от того же контрагента на счета других клиентов;
- деньги идут на счет суммами, как правило, не превышающими 600 тыс руб.;
- снятие налички регулярно: как правило, ежедневно или в срок, не превышающий трех — пяти дней со дня поступления;
- наличности снимают, как правило, не больше 600 тыс руб., либо в сумме, равной или незначительно меньшей установленного банком лимита на день;
- наличные снимаются в конце операционного дня с последующим снятием налички в начале следующего операционного дня;
- у клиента нескольких корпоративных карт, и с их использованием преимущественно проводятся операции по получению наличности.
Претензия по полномочиям руководителя
Внимательно отслеживайте окончание срока полномочий руководителя.
Обычно банки заранее уведомляют о необходимости представить документы, подтверждающие продление полномочий руководителя, но иногда случается и форс-мажор, как в ситуации с нашего форума. Там банк перекрыл доступ к счету, так как истекли полномочия директора. Цитируем форумчанина:
Претензия по молодым компаниям
Под пристальным банковским контролем находятся организации, с даты государственной регистрации которых прошел незначительный период времени.
По таким клиентам практически по любой операции банк запрашивает информацию.
Недавно писали о таком случае. Компания только начала работать, оборота нет, а банк уже требует доказать, что организация не помогает террористам. Список документов, которые надо предоставить, внушительный.
Проблемы с интернет-банкингом
Банк отказывается проводить электронные платежи, вводит ограничения на пользование интернет-банком, а к оплате принимаются платежные поручения только на бумаге.
История о том, как клиент банка столкнулся с ограничением на электронные платежи, мы рассказывали здесь. Не отказывая в обслуживании, банкиры просто перекрывают доступ к системе интернет-банкинга, вынуждая компанию формировать бумажные платежные поручения. За каждую такую платежку взимается немалая комиссия, но что самое главное — такой способ управления счетом крайне неудобен для клиентов.
Еще одна история. На наш форум обратился представитель компании, которая получила блокировку интернет-банка. В итоге стало невозможно получить назад свои деньги в сумме 1 млн. рублей. Перечислить их на другой счет нельзя, так как в открытии счета другие банки отказывают. Но обслуживающий банк предлагает выход: зачислить деньги компании в доход кредитной организации.
Если ваш счет заблокировали, скорее всего, придется идти в суд. Юристы успокаивают: если собрать нормальную аргументацию, вполне реально выиграть.
___________________________________________________
А к чему придирается ваш банк? Рассказывайте в комментариях.
Комментарии
2Аноним, Вы писали:
Вот тут есть.
А мне интересно, человек не догадался вместо ходьбы по налоговой, ФСС и (зачем то?!) трудовой инспекции просто предоставить документ о полномочиях директора в банк? У нас в такой ситуации уже на следующий день счет работал. Единственное что попросил от нас банк- псолдний протокол о назначении или продлении полномочий. Все. Возможно там была какая-то более сложная ситуация, иначе такое поведение кажется нелепым.