Недавно Москву
посетил один из пионеров становления и развития консультирования в
области человеческих ресурсов в Америке и Европе Джек ТОМПСОН. О том,
чем российский стиль управления персоналом отличается от западного,
Джек ТОМПСОН и его российский коллега - генеральный директор компании "Экопси консалтинг" Владимир СТОЛИН - рассказали корреспонденту
"Известий" Наталье КОНЫГИНОЙ.
- Российский кадровый менеджмент отличается от западного?
В. С. Американское и западноевропейское общество больше верит
в человека, чем мы. У них в 1950-1960-х годах в философии, психологии,
консалтинге развилось гуманистическое направление, и общество поверило
в то, что человек - существо положительное, стремящееся развиваться. А
российский бизнес долгое время исходил из посылки, что человек немножко
ленив, немножко глуповат, что его надо контролировать. Мне кажется, у
этого убеждения есть философские и исторические корни. Мы долго
использовали выражение "совок" для характеристики самих себя,
подразумевая опять же, что мы ленивые, неорганизованные. Это тоже наша
национальная черта - убеждать мир, что мы чемпионы во всем плохом. Я в
это не верю. Мы - нормальные талантливые люди, создающие хорошие вещи,
думающие не только о том, как бы увильнуть от работы, но и о том, чтобы
реализовать себя. Когда-нибудь мы преодолеем это предубеждение против
себя, и тогда больших различий не будет.
- Как в таком случае можно охарактеризовать западный менеджмент?
Д. Т. На Западе, несмотря на все наши разговоры о демократии,
много менеджеров, использующих в том числе и авторитарную систему
управления персоналом. В последнее время мы проводили много
исследований на эту тему. В итоге пришли к выводу, что основываться на
вере в человека более эффективно. Но если ваша компания долгое время
управлялась авторитарно, вы не можете прийти однажды и сказать: "Все
могут делать что хотят". Должен быть план, как изменять подход к
управлению персоналом. Но универсальных рецептов здесь не существует:
то, что сработало в одной компании, может не сработать в другой.
В. С. И на Западе есть любители жесткой иерархической структуры
и строгой дисциплины. Но общее изменение в подходе к человеку - это был
целый культурный сдвиг, на который ушли десятилетия. Вера в человека
делает чудеса. А у нас почему-то зачастую популярны люди, которые нас "гвоздят".
Но чтобы общество приняло демократический подход к сотрудникам, нужны примеры
компаний, где такой подход работает. Надо
показывать, что результат этих компаний достигнут не благодаря тому,
что босс всех построил, а благодаря тому, что поддержал творческое
начало, инициативу сотрудников. Мы мало видим таких образцов, их трудно
отыскать, но тем не менее они есть.
Д. Т. Я знаю русского менеджера, который наиболее демократичен
из всех тех, с кем я общался в Штатах. Его сотрудники занимаются
творческой работой. Однажды этот руководитель сказал своим подчиненным: "Если вы выполните работу к среде, почему бы вам не съездить до пятницы
в Москву, походить по художественным галереям?" У подчиненных после
этого не только улучшилось мнение о боссе, но они еще и смогли
совершенствоваться в своем деле, эффективно организовать рабочее время.
- Как западные менеджеры чувствуют себя в России?
Д. Т. В самом начале всегда тяжело работать с пересечением
культур. Человек, который отправляется работать в чужую страну,
обязательно должен быть приспосабливаемым в культурном плане и сам по
себе должен быть яркой, сильной личностью и профессионалом.
- Причины, по которым российские и американские менеджеры обращаются в консалтинговые фирмы, одинаковы?
Д.Т. У консалтинговых фирм есть два типа клиентов. "Ти-клиенты" (от слова trouble - проблема) приходят к нам, потому что у
них есть нерешенные проблемы. А "ди-клиенты" (от слова development -
развитие) приходят, потому что стремятся к развитию. Экономика
Соединенных Штатов сейчас в упадке, поэтому многие американские
компании представляют собой "ти-клиентов". А в России экономика на
подъеме, и многие компании развиваются очень быстро. Им пока не нужно
решать проблемы, они концентрируются на реализации возможностей.
В. С. Мы недавно подсчитали, что последние три года среди
клиентов нашей компании почти в два раза больше "ди-клиентов". Интуиция
нам это подсказывала, но мы все-таки немножко удивились этому факту. У
нас в компании работает американский коллега. Мы вместе с ним
интервьюировали клиента, которому должны были помочь в работе с
персоналом. После интервью коллега сказал: "Я не понимаю, что ему надо.
У него оборот компании растет на 20% в год, рентабельность около 15%,
текучести кадров нет, чего он еще хочет?" Это типичный пример
"ди-клиента".
- Чего же он хотел?
В. С. "Ди-клиентам" не нравится даже равномерное развитие.
Они стремятся от хорошего к лучшему. Я думаю, здесь дело в российском
менталитете. Мы менее прагматичны, чем западные коллеги: там механизм
не чинят, пока он не сломается. А бизнесмены в России настроены иначе.
Провели год назад реформу, она еще свое не отработала - они уже
следующую готовят. Потребность быть в бизнесе лучшими сейчас очень
сильна.
- Эта потребность приносит больше пользы или вреда? Может быть, эти перфекционисты неразумно тратят средства?
В. С. Российский бизнес сейчас просто из одной стадии
переходит в принципиально новую. Раньше была стадия - "и так сойдет".
Новая стадия жажды развития мне нравится больше, чем "сойдет".
Как национальные черты влияют на русский кадровый менеджмент
Недавно Москву посетил один из пионеров становления и развития консультирования в области человеческих ресурсов в Америке и Европе Джек ТОМПСОН. О том, чем российский стиль управления персоналом отличается от западного, Джек ТОМПСОН и его российский коллега - генеральный директор компании "Экопси консалтинг" Владимир СТОЛИН
Наталья КОНЫГИНА
Начать дискуссию