Управление персоналом

Кадровая безопасность: к чему приводят недостаточные проверки новых сотрудников

Известный эксперт по кадровой безопасности рассказывает, к чему может привести халатность при подборе финдира, главбуха или любого другого специалиста. Как минимизировать риски при приеме и последующей работе новых сотрудников?
Кадровая безопасность: к чему приводят недостаточные проверки новых сотрудников

Известный эксперт по кадровой безопасности на примерах крупных предприятий рассказывает, к чему может привести халатность при подборе финдира, главбуха или любого другого специалиста.

Даже если HR подразделения оценивают кандидата на наличие у него необходимых навыков, кадровики и руководитель могут не осознавать риски, которые возникают при трудоустройстве в компанию нового работника.

Как минимизировать такие риски?

Когда плохо проверили финансового директора

Мне известен случай, когда в одну из весьма преуспевающих компаний на должность финансового директора был принят мужчина, не имеющий должного уровня, опыта и квалификации. Это вызвало обеспокоенности со стороны службы безопасности. Через некоторое время главный финансист на ключевые должности подконтрольного ему сектора назначил лояльных к любым его действиям работников.

На остальные должности, путём ротации назначил откровенно не дальновидных лиц, которые имея не высокий уровень профессиональной квалификации, не смогли бы увидеть неправомерные действия своего руководителя.

В дальнейшем, через подконтрольных ему подчинённых, новоиспечённый финансовый директор в программу «Банк-Клиент», на основании заранее подготовленных подложных документов, внес в указанную программу карточку аффилированной ему компании.

В это время другой его подчинённый, согласно заранее отведённой ему роли, под видом оказанных услуг (которые впоследствии оказались, конечно же, фиктивными) перевёл 16,5 миллионов рублей на счёт аффилированной компании.

Реализация данной преступной схемы стала возможной благодаря фактическому отсутствию на предприятии квалифицированной, функционирующей системы кадровой безопасности.

Контроль и после приема на работу

Для эффективного функционирования крупного предприятия следует уделять внимание не только банальной первичной проверки кандидатов (на судимость, наличие долговых обязательств и т.п.), но и непосредственной деятельности их, после приёма на работу. Сектор безопасности обязан на постоянной основе отслеживать и контролировать взаимоотношения в коллективе, кадровые перестановки, изменение штатной структуры, для чего необходимо плотное взаимодействие с кадровыми службами, лицами, отвечающими за движение штата работников.

Зачастую топ-менеджмент предприятия не видит разумность интеграции службы безопасности в кадровую деятельность, ведь, как правило, на крупных предприятиях большая «текучка» кадров это нормально, дополнительные проверочные мероприятия создадут только проблемы в виде излишней бюрократии при оперативном решении вопроса по наполнению штатов.

Как мы видим, на вышеуказанном мной случае хищения, кстати, довольно распространённом, данное мнение является в корне ошибочным. Руководитель безопасности должен не только своевременно верно задать вектор функционирования подчинённого ему сектора, но и потратить достаточно большой объём времени на убеждение в правильности выбора своих действий. А враг в это время не дремлет и предпринимает активные попытки проникновения в компанию в целях извлечения личной, противозаконной выгоды!

Как координировать и регламентировать кадровый контроль

Такое взаимодействие должно быть достигнуто не только на словах, но и зафиксировано в локальных нормативных актах, при этом, учитывая, что подразделения безопасности привлекаются для разрешения возникающих внутрикорпоративных споров, их полномочия должны быть максимальны, а взаимодействие со всеми смежными подразделениями прозрачным и максимально оперативным.

Очень важно сектору безопасности координировать подбор персонала в области противодействия формирования этнических групп, потому что они могут стать катализатором возникновения рисков злоупотребления полномочиями, что в конечном итоге может привести не только к внутрикорпоративным конфликтам между работниками, но и к принуждению к увольнению более компетентных сотрудников и заменой их менее профессиональными лицами, принадлежащими к данной этнической группе.

Кроме того, отношения между работниками, не ограничивающимися деловым сотрудничеством, существенно увеличивают риск совершения ими противоправных деяний, ведь, имея устойчивые связи им легче вступить во внутрикорпоративный сговор.

В этой связи разумно курировать работу кадровых служб, отслеживая назначения вновь принимаемых работников и активно принимать участие в распределении персонала. Данный метод позволяет существенно улучшить работоспособность работников предприятия и своевременно осуществить профилактику возникновения рисков.

Таким образом, участие сектора безопасности в организации кадровой политики не должно ограничиваться банальным изучением личности претендента, но и активно должны внедряться разнообразные функции взаимодействия с кадровыми подразделениями, координации формирования коллектива предприятия.

Сбор данных о сотрудниках и кандидатах

Важной темой является проблематика сбора и обобщения информации как о кандидатах, так и о работающих на предприятии сотрудниках.

Ключевым моментом является получение от кандидата до начала проверки его личности, согласия на обработку персональных данных, так как диспозиция Федерального закона «О персональных данных» № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года гласит, что персональные данные могут обрабатываться, храниться и передаваться третьим лицам только с согласия их носителя. Нарушение данной нормы грозит Предприятию штрафными санкциями.

Вторым важным моментом является хранение персональных данных. С 1 июля 2017 года, в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 07 февраля 2017 года, была существенно ужесточена ответственность за нарушение при работе с персональными данными.

В статье 87 ТК РФ прямо указано на обязательное наличие на каждом предприятии внутреннего локального нормативного акта, регулирующего порядок использования и хранения персональных данных. На предприятии, как правило, разрабатывается положение о защите персональных данных работников. В целях предания законности действиям представителей безопасности при проведении проверок, в указанном положении необходимо определить перечень должностных лиц предприятия, имеющих право доступа и работы с персональными данными, включив в них и специалистов сектора безопасности.

Нередко руководители подразделений безопасности, действуя исключительно в интересах обеспечения кадровой безопасности, делегируют своим подчинённым право сбора сведений о частной жизни сотрудника, составляющих его личную или семейную тайну, наличия у него и его родственников собственности. Понятно, что такие сведения могут ясно дать понимание о том, соответствует ли доход работника и его реальные затраты, соблюдает ли он антикоррупционную политику предприятия, надёжен ли он. Но законно ли это?

Если нет согласия на сбор таких сведений со стороны работника, учитывая, что представители сектора безопасности не наделены правом проведения оперативно-розыскных мероприятий, данные действия являются незаконными, и подпадают под действие статьи 137 УК РФ (нарушение неприкосновенности частной жизни).

Необходимо организовывать контроль за деятельностью работников путём введения на предприятии градации должностей, определить степень рисков для каждой должности, разработать глубину проведения проверки деятельности работника и его подразделения, а также частоту проведения этих проверок.

Начать дискуссию

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Налоговый учет

Виды доходов, подлежащие налогообложению по ставке 18% в 2024 году

В 2024 году налоговая политика подвергнется некоторым изменениям, которые коснутся различных видов доходов граждан. Понимание того, какие именно доходы будут облагаться налогом по ставке 18%, поможет лучше планировать свои финансовые обязательства и избегать неприятных сюрпризов при уплате налогов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Налоговое требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Интересные материалы

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть