Когда сотрудник покидает компанию, его бывший работодатель задает себе вопрос: а что ему у нас не понравилось? Вопрос выглядит вполне резонным, ведь не от хорошей жизни уходят сотрудники. Однако это не так. Большинство людей, планирующих увольнение, довольны своим нынешним местом работы. К такому парадоксальному выводу пришли специалисты рекрутинговой компании Kelly Services, которая совместно с австралийским агентством Statistics Workshop провела исследование на тему "Смена места работы московскими специалистами".
В ходе исследования были опрошены 410 респондентов из Москвы. Из них 30% - специалисты начального уровня, 60% - менеджеры среднего звена и 10% - менеджеры высшего звена. Целью рекрутеров было оценить готовность работающих людей к смене места работы, а затем соотнести полученные данные с такими характеристиками, как пол, возраст, семейное положение, отношение к своей нынешней работе.
Согласно полученным в ходе опроса данным 66% московских работников уже ищут себе работу или собираются сменить ее в ближайшие два года. И лишь 7% респондентов сказали, что определенно не собираются этого делать или по крайней мере "не уверены".
Анализ группы потенциальных беглецов дал следующие результаты. Пик обострения тяги к перемене мест приходится на возраст 25 - 29 лет. 35% всех собирающихся менять работу в ближайшее время приходится на эту возрастную категорию. Следом идет группа чуть более молодых людей, от 22 до 24 лет, - они составляют 26% от общего числа желающих сменить работу. То есть в сумме 61% перебежчиков находятся в возрасте от 22 до 29 лет.
Дальнейший анализ показал, что среди потенциальных беглецов лишь 40% мужчин и также 40% связаны семейными отношениями. Таким образом, портрет наиболее вероятного беглеца можно обрисовать так - это незамужняя девушка в возрасте от 22 до 29 лет. При этом не так важно, в какой компании она работает - западной или российской (в выборке оказалось по 45% респондентов из отечественных и западных компаний, остальные работают в госсекторе) , главное, что она довольна своей работой.
Из всех работников, попавших в группу потенциальных беглецов, 51% относится к категории счастливых работников. Это люди, которые утверждают, что они "счастливы" или даже "очень счастливы" работать в этой компании. Чувствуют себя "несчастными" на работе 44% планирующих уволиться. Остальные относятся к категории "безразличных работников".
Рекрутеры восприняли результаты исследования своих коллег весьма позитивно. По мнению генерального директора агентства "Гост-Юнивер" Оксаны Соколовой, рекрутер изначально должен быть уверен в том, что любой человек всегда готов сменить работу. "Какая бы ни была работа и как бы она ни нравилась работнику, в кармане у рекрутера всегда найдется предложение получше", - говорит она.
Не стали неожиданностью выводы исследования и для работодателей. Генеральный директор, научный руководитель петербургской научно-производственной корпорации "Механобр-Техника" Леонид Вайсберг говорит, что понимает психологию людей, часто меняющих работу. "Хотя мне в своей жизни ни разу не удалось сменить работу: я прошел путь на одном предприятии от рядового сотрудника до генерального директора и собственника, - я понимаю, что сейчас сложился новый круг чрезвычайно амбициозных менеджеров". По его мнению, на то есть вполне объективные причины. По мере развития рынка труда люди получают все больше соблазнов и возможностей. "Чем больше город, тем больше доля блуждающих менеджеров. В Петербурге их меньше, чем в Москве, а в любом другом городе меньше, чем в Петербурге", - говорит Леонид Вайсберг.
По данным американской организации Society for Human Resource Management, в 53% случаев людей заставляет искать новую работу стремление улучшить свое финансовое положение. На втором месте - соображения карьерного роста (35% ), далее - стремление разнообразить свой опыт (32% ).
Вайсберг считает, что потенциальный беглец - это добросовестно работающий сотрудник с хорошим дипломом. Своей целью он ставит получение от работодателя реальных навыков и красивого пополнения резюме. Он считает, что неприлично работать в одной компании меньше года, но и задерживаться на одном месте тоже нехорошо. При этом он не относится к людям, преданным компании, и, как только представляется возможность, пытается взять новую высоту. "У меня нет предубеждений относительно таких сотрудников. В конце концов, других нам никто с парашютом сюда не сбросит, и поэтому надо учиться работать с ними", - говорит Леонид Вайсберг.
Несмотря на то что постоянно меняющих работу недолюбливают и работодатели, и рекрутеры, эта категория людей часто делает быструю и успешную карьеру, говорит Оксана Соколова. "Мы очень осторожно относимся к таким кандидатам, потому что агентство несет и моральную, и юридическую ответственность перед заказчиком. Тем не менее сложно не признать, что они относятся к категории легко продаваемого товара", - замечает она. Соколова даже вспомнила кандидата, специалиста в ИТ, который из-за переходов с места на место настолько примелькался всем работодателям, что ему пришлось сменить фамилию.
Михаил Нестеренко недавно оставил пост директора консалтинговой компании ARK Business Group и сейчас рассматривает несколько предложений. Он признается, что работу меняет практически ежегодно. "Жизнь устроена таким образом, что увольняться выгоднее, чем работать. Как правило, предусмотрены компенсационные пакеты, и в какой-то момент становится ясно, что выгоднее уволиться, чем работать дальше", - говорит он. По его мнению, прием на работу давно уже не равносилен семейному союзу. "В большинстве случаев нанимают для решения конкретных задач, и, когда цель достигнута, необходимость в услугах друг друга отпадает", - говорит он.
И рекрутеры, и работодатели единодушны в том, что нужно считаться с тем, что появился новый тип менеджеров, которые не считают нужным посвящать себя одной компании. Леонид Вайсберг выработал для себя правило "трех третей", согласно которому треть молодых менеджеров станет хорошими управленцами независимо ни от чего, другая треть так и будет блуждать с места на место, а вот оставшаяся часть относится к категории людей с неопределившимися ценностями. "Их надо выделять, и на них руководитель должен тратить все свои силы", - считает Леонид Вайсберг.
Начать дискуссию