Михаил Малыхин
“Черные метки” и разноцветные стикеры — таков неполный перечень инструментов, которыми пользуются современные компании, чтобы приучить сотрудников содержать в порядке рабочие места. Эффект таких затей — экономия на мебели. При этом чистота на столах не гарантирует, что повысится производительность труда.
В августе этого года в офисах металлургической компании “Русал” провели акцию “Русал” — остров сокровищ“. Под “сокровищами” подразумевали оставленные без присмотра документы, которые сотрудникам надлежало защищать от “пиратов” — рабочей группы во главе с представителями дирекции по персоналу, ежедневно обходившей офис. Если им на глаза попадался безнадзорный документ, они изымали его и запечатывали в полиэтиленовый пакет. На столе сотрудника оставляли “черную метку”. Руководитель подразделения, в котором сотрудник набирал более 10 меток, приглашался для объяснений к руководству. А изъятые “сокровища” можно было забрать на следующий день в отделе документационного обеспечения.
“Цель акции — формирование у персонала культуры работы с конфиденциальными документами, а также развитие навыков эффективной работы по систематизации документов, — говорит Виктория Петрова, директор по персоналу "Русала". — И конечно, мы хотели получить чистый офис, где столы не захламлены макулатурой”. В ноябре на столах сотрудников в конце рабочего дня не оставалось ни одного документа, а все ненужные бумаги отправлялись в корзину. “Кроме того, мы получили хоть и небольшой, но экономический эффект: нам не пришлось заказывать дорогие офисные шкафы для хранения лишних бумаг”, — отмечает Петрова.
В компании считают, что организация подобных мероприятий помогает “реализации концепции корпоративной системы документационного обеспечения управления”. “Мы руководствовались пониманием того, что лучше, как говорится, предупредить, чем исправлять”, — поясняет Петрова.
Кто первым сел
“Русал” не единственная компания, предлагающая своим сотрудникам игры, цель которых — чистота рабочего места. “Вместе с переездом в новый офис в конце 2004 г. в IBM в Москве изменились и внутренние правила работы ее сотрудников, — рассказывает Кирилл Корнильев, генеральный директор IBM East Europe/Asia. — Теперь у подавляющего числа сотрудников нет своего постоянного рабочего места. Это означает, что личные вещи и необходимые для работы документы хранятся в индивидуальных шкафах, а после прихода в офис сотрудник может занять любое рабочее место. По завершении работы рабочее место должно остаться чистым и все вещи убраны обратно”. “Этот метод называется "мобильный офис", и он сегодня довольно моден в Москве, — утверждает Нина Серегина, руководитель IT-отдела компании 3R Recruitment Company. — Метод помогает держать рабочее место в порядке и чистоте: никаких личных вещей и оформления в своем собственном стиле”. “Он повышает организованность сотрудников, помогает им оптимально использовать бумажные документы, — говорит Корнильев. — Кроме того, сотрудники получают возможность более активно общаться и узнавать своих коллег, что особенно важно в динамично развивающейся компании”. Впрочем, не везде в борьбе за чистоту ограничиваются играми. “Во многих компаниях начальники подразделений время от времени лично проходят по офису и смахивают горы бумаг и игрушек-талисманов в мусорную корзину”, — уверяет Елена Егорова, директор департамента продаж и развития консалтингового агентства Penny Lane Personnel.
По ее словам, чаще всего за беспорядок на столе работники отделываются устным выговором, однако бывает, что их и штрафуют. “По Трудовому кодексу денежные штрафы запрещены, но в компаниях с серыми схемами выдачи зарплат доказать, что тебя оштрафовали, зачастую невозможно, — размышляет Егорова. — Я знаю случаи, когда в учреждениях с белыми схемами за неопрятный стол не продлевали бесплатный абонемент в фитнес-клуб, не платили обещанные надбавки "за бензин" или не оплачивали обслуживание мобильного корпоративного телефона”.
Игра в ящик
В 2001 г. сотрудники кадрового агентства Exclusive Personnel, придя на работу после выходных, обнаружили, что у рабочих столов демонтировали ящики. “Это были радикальные меры, но мы вынуждены были на них пойти после того, как ряд важных документов были залиты кофе, резюме кандидатов терялись, а затем спустя месяц их находили в ящиках столов сотрудников, — поясняет Александр Казаков, замгендиректора компании. — После этого сотрудникам ничего больше не оставалось, как все документы в конце дня возвращать на место — в шкафы с документацией”.
“Для работодателя существуют лишь две причины, чтобы следить за порядком на рабочих столах подчиненных: сохранение секретности в случаях, когда речь идет о лежащих без присмотра важных документах, и сохранение положительной репутации компании в случае, если речь идет о клиентском бизнесе”, — уверена Егорова из Penny Lane Personnel.
Впрочем, стимулы к тому, чтобы содержать стол в порядке, есть и у работников. “Лет семь назад Дювейн Паддик, известный британский тренер по управлению временем, — вспоминает Ирина Лихова, директор по управлению персоналом компании "Мегафон", — очень помогла организовать пространство рабочего стола”. Паддик вытряхнула содержимое ящиков и предложила разобрать документы на три группы. Первая — те, по которым ведутся проекты в данный момент, вторая — справочная информация, к которой необходимо обращаться время от времени, и третья — архив. Систематизация происходила с помощью стикеров зеленого, красного и желтого цветов, а то, что не попало в эти категории, было отправлено в корзину.
“Дело заняло все выходные, однако в итоге возникло очень ясное ощущение того, что дела под контролем, и уровень стресса значительно снизился, — говорит Лихова. — Конечно, я не самый организованный человек в мире, но теперь я точно знаю, что когда работаешь за чистым столом — это действительно позитивно влияет на качество работы”. В “Мегафоне” нет жестких требований к соблюдению правила “чистых столов”, но своим опытом Лихова делится с сотрудниками компании.
Выход в пространство
“Но, на мой взгляд, к организации рабочего места нужно подходить индивидуально, так как для определенного типа сотрудников небольшой беспорядок на столе является неотъемлемым условием качественного выполнения работы. Для них некоторый внешний хаос не только не мешает работе, но, наоборот, создает предпосылки для ее качественного выполнения, — отмечает Серегина из 3R Recruitment Company. — Хотя есть и другой тип, для которого беспорядок на столе отражает беспорядок мыслей в его голове. Это должны учитывать HR-специалисты, обязанность которых — обеспечить комфортную психологическую атмосферу в коллективе”.
“Порядок и беспорядок — понятия субъективные, — размышляет Вера Александрова, руководитель направления "Тестирование, оценка и аудит персонала" компании "Анкор". — Неопрятная, с точки зрения начальника, гора документов на рабочем столе может оказаться необходима работнику для выполнения сложного задания, и нарушение положения бумаг порой способно провалить его проект. Легкомысленные на первый взгляд семейные фото или какие-нибудь мишки-зайчики на рабочем месте могут снимать стресс и тем самым помогать поддерживать работоспособность долгое время. По большому счету, рабочее место — это территория, которую человек инстинктивно обустраивает по-своему, говоря тем самым окружающим: это мое”. “Нарушать эту гармонию я бы советовала лишь в случае крайней необходимости: если речь идет о работе с важными документами ограниченного доступа либо в представительских офисах, где клиенты по рабочему столу судят о компании в целом. Впрочем, возможно, "рабочий беспорядок" на столе нужно еще заслужить. Требования кадровика к новому сотруднику держать свой рабочий стол в идеальном порядке я бы даже рекомендовала”, — говорит Александрова.
Начать дискуссию