Управление персоналом

Головоломки для практиков. Какой счет любят деньги?

Компания Lora (все названия компаний в этом примере условны) является крупным мировым производителем парфюмерной продукции и имеет представительства и филиалы в 70 странах мира. В России головной офис компании находится в Москве, небольшие представительства расположены по всей стране, практически во всех крупных городах. В российском филиале компании работают около 500 человек.

Сергей Мордовин
кандидат экономических наук, ректор Санкт-Петербургского международного института менеджмента (ИМИСП), вице-президент Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), председатель аккредитационного совета CEEMAN (Central and East European Management Development Association)

Компания Lora (все названия компаний в этом примере условны) является крупным мировым производителем парфюмерной продукции и имеет представительства и филиалы в 70 странах мира. В России головной офис компании находится в Москве, небольшие представительства расположены по всей стране, практически во всех крупных городах. В российском филиале компании работают около 500 человек.

Сергей Иванов устроился на работу в компанию Lora в ноябре 1998 года. После кризиса российское отделение компании понемногу восстанавливало свою активность, приглашая тех работников, которые были сокращены в августе, а также новых работников на места тех, кто уже успел найти новую работу. Сергей и сам стал жертвой кризиса - получив в качестве выходного пособия двухмесячный оклад и подержанную "Ауди-80", он вынужден был покинуть Schwepps, в котором проработал торговым представителем три года.

Lora набирала не только торговых представителей. Лучшим из прошедших собеседование кандидатам предлагалось место менеджера по работе с ключевыми клиентами. Сергей успешно прошел собеседования с директором по персоналу и коммерческим директором компании и оказался в числе лучших кандидатов для работы в представительстве коммерческой службы компании в Петербурге. Кроме него, в представительстве уже работала одна девушка, Анна, а по результатам собеседования были приглашены еще четверо молодых людей. Таким образом, команда Питера формировалась практически заново.

Руководителем представительства был назначен бывший московский торговый представитель Алексей Петров, успешно отработавший год на секторе оптовых клиентов городов Золотого кольца. В дополнение ко всем благам, предусмотренным для этой позиции, компания предложила Алексею вполне достойную компенсацию за съем трехкомнатной квартиры в Петербурге.

Ситуация, когда человека посылали в столь длительную командировку, была обычной для компании Lora. Представительства существовали во многих российских городах, где сложно было найти или вырастить достойного руководителя. Однако в Питере всегда был "местный" шеф, имевший опыт работы торговым представителем в этом городе. Уже после того как Алексей принял предложение, коммерческий директор компании Lora сказал ему в курилке: "Не беспокойся, это на полгода, не больше. Тебе просто нужно вырастить нового шефа в Питере, а там можешь возвращаться домой"…

Уже через месяц работы в Lora Сергей понял, что именно его "растят" на роль руководителя питерского представительства. Он сразу же фактически попал на вторую по значимости должность, так как занимался продажей продукции компании четырем основным дистрибьюторам в регионе. Алексею оставалось лишь подписывать наиболее важные документы и изредка присутствовать на наиболее ответственных переговорах.

Сергей был опытным торговым представителем и быстро нашел общий язык со своими клиентами. Он не хватал звезд с неба, но работал четко, а главное много. Хотя никто никогда не проверял, когда начинается и заканчивается его рабочий день, Сергей редко возвращался с работы раньше девяти вечера, а утром в 9.00 уже назначал первую встречу с клиентом. У Алексея было намного больше проблем с другими представителями, и он интересовался делами Сергея, лишь когда приходило время выписывать ему очередную премию по итогам месяца…

Эти самые премии и были практически тем единственным, что не вполне устраивало Сергея в его партнерстве с компанией Lora.

Сама система оплаты труда в коммерческой службе российской Lora была весьма сложной и запутанной. Сотрудник коммерческой службы получал фиксированную часть зарплаты просто за то, что приходил на работу. Кроме этого, при условии выполнения индивидуальной программы продаж сотрудник получал премию: при выполнении 100% программы - 100% премии, при 120% - 120%. Даже при выполнении программы продаж на 90% работнику выплачивалась премия в размере 70%. Фиксированная зарплата и премия составляли примерно одинаковые части. Иногда премия разбивалась на две части: половину составляло выполнение программы, а половину - достижение особых задач, например в области мерчандайзинга. А иногда руководителю представительства выделялся бюджет для достижения неких актуальных приоритетов компании - тогда он имел возможность получить дополнительную премию. Ежегодно представитель, проработавший в компании больше года, участвовал в прибыли компании, то есть получал дополнительные выплаты, приблизительно равные месячному окладу. Расчет зарплаты и премии производился в так называемых пунктах, и пункт периодически индексировался в зависимости от инфляции и уровня прибыли компании.

Помимо прямых выплат, у торговых представителей были и другие элементы компенсационного пакета. Представителю практически в бесконтрольное пользование предоставлялась служебная машина, которая была застрахована и обслуживание которой полностью брала на себя компания. Ежемесячно представитель получал бесплатную продукцию компании (парфюмерно-косметические средства) на весьма значительную сумму, реальное использование которой никто не контролировал. Предоставлялись также медицинская страховка высокого уровня, компенсация питания, оплата мобильного телефона, оплата ежемесячного однодневного обучения в Москве и другие незначительные льготы.

Одним словом, оценить размер получаемого вознаграждения конкретного сотрудника в конкретный месяц было очень сложно. Во-первых, выполнение плана продаж не всегда полностью зависело от усилий представителя, особенно в случае Сергея. Он работал с крупными клиентами, российскими предприятиями, которые "планировали" закупки в соответствии со своими финансовыми возможностями и весьма своеобразным представлением о законах развития бизнеса вообще. Поставки и отгрузки иногда срывались по вине клиентов - спрогнозировать выполнение плана торговым представителям было сложно. Во-вторых, невозможно было предвидеть изменение уровня упомянутого "пункта", который менялся Москвой раз в три-четыре месяца на 10-15%. В-третьих, нельзя было оценить стоимость нематериальных выгод, таких как использование автомобиля или мобильного телефона в личных целях и т.п.

Сергея, человека системного по натуре, естественно, раздражала неопределенность и совершенная непредсказуемость величины зарплаты в следующем месяце. Через несколько месяцев работы в компании он понял, что фактически не может планировать свои доходы, как делал раньше, получая фактически в два раза меньше.

Самое обидное заключалось в том, что, работая на позиции менеджера по ключевым клиентам, Сергей действительно не мог повлиять на результаты своей работы. Простой представитель, как, например, Максим, с которым он стал наиболее близок в последнее время, имел гораздо большее влияние на ситуацию. В конце месяца ему лишь стоило приложить небольшое усилие, чтобы выполнить программу не на 90, а на 100%. Максим работал напрямую с 30 магазинами и мог найти среди них такой, который купил бы продукции немного больше, чем ему реально было необходимо. В удачные месяцы Максим мог "притормозить" своих клиентов и выполнить ровно 120%, чтобы в следующем месяце не столкнуться с "перегрузом" клиентов. Максим занимался строительством новой квартиры и с уверенностью говорил о своих планах.

Между тем прошло полгода, и Алексей начал готовиться передавать дела. Действительно, он был уверен в том, что Сергей станет хорошим руководителем представительства, знакомым не понаслышке с основными игроками на рынке Петербурга и имеющим хороший опыт работы представителем в Schwepps. Алексей был уверен и в том, что Сергею удастся успешно руководить командой: он пользовался большим уважением у торговых представителей, хотя и был несколько замкнут. Кроме того, жена Алексея, оставшаяся в Москве, ждала ребенка и поторапливала мужа с возвращением в первопрестольную.

В июне 1999 года в Петербург с очередным визитом приехало высокое руководство: город несколько отставал по развитию от других регионов страны, и это был официальный повод для визита. Неофициальным же были белые ночи, увидеть которые мечтал недавно переведенный в Россию из Парижа генеральный директор компании. Результаты визита были неоднозначны - дирекция выявила огромный потенциал быстро развивающегося города и выделила две дополнительные ставки торговых представителей для северной столицы. Итоги работы Алексея были оценены как воодушевляющие, вследствие чего Алексею было настоятельно предложено остаться работать в Питере… В компании Lora не принято отказываться от настоятельных рекомендаций высшего руководства, поэтому в течение следующего месяца Алексей перевез в Питер жену.

Прошел еще год, прежде чем Сергей окончательно перестал верить в то, что станет руководителем представительства. Собственно, не власть над коммерческой командой, теперь уже из 8 человек, привлекала его. Руководитель представительства получал фиксированную зарплату, а премией поощрялся только в редких случаях поистине крупных достижений. Алексей получил наконец предложение вернуться в Москву на позицию директора региона Урал-Сибирь... А в Питер прислали нового шефа - Евгения Сидорова из мурманского представительства компании.

Три месяца спустя Сергей Иванов уволился из компании Lora по собственному желанию. Возможно, он проработал бы дольше, однако случайно увидел в газете объявление о наборе менеджера по работе с ключевыми клиентами в компанию Nesse. Он прошел собеседование с необычайной легкостью человека, довольного жизнью и работой. Предложение компании Nesse, которое не заставило себя ждать, поразило его своей привлекательностью.

Оставаясь фактически на аналогичной позиции, Сергей получал в подчинение 12 человек торговых представителей. Компенсационный пакет состоял из зарплаты, которая была почти в два раза выше, чем сумма постоянной части в компании Lora. Зарплата была полностью фиксирована и выплачивалась в рублях. Сотруднику, как и на прежнем месте работы, предоставлялась машина и медицинская страховка. Сергей согласился не раздумывая. Давняя мечта о планировании доходов осуществлялась. Сергей отказался даже от корпоративной поездки в Египет, организованной компанией Lora, чтобы поскорее приступить к работе в Nesse.

Еще через три месяца руководителем представительства компании Lora в Питере стала Анна, единственная девушка, которая пережила с компанией Lora кризис. Максим, претендовавший на это место после ухода Сергея, послал свое резюме в компанию Nesse, что настоятельно рекомендовал ему Сергей все эти три месяца. "Приходи, - говорил Сергей, - мне здесь одному скучновато. Знаешь, не хватает нашей гонки за удачей, все прописано, выше головы не прыгнешь…"

Как и Сергей, Максим успешно прошел собеседование и уже планировал писать заявление об уходе, когда ему позвонили из отдела персонала компании Nesse, чтобы сообщить об отказе в приеме на работу. Обескураженный Максим попросил объяснить причину. "Извините, но у нас уже есть негативный опыт приема на работу сотрудников из компании Lora. Нам кажется, что мы не сможем заинтересовать вас нашей системой оплаты труда".

В О П Р О С Ы :

1. По какой причине, с вашей точки зрения, в компании Lora использовалась вышеописанная система оплаты? Считаете ли вы ее эффективной?

2. Исходя из анализа системы оплаты в компании Lora определите, на каком этапе жизненного цикла находится компания?

3. Были ли сделаны московскими руководителями Сергея Иванова какие-нибудь ошибки в области управления персоналом?

4. Что именно насторожило кадровых сотрудников компании Nesse в отношении работников, ранее работавших в Lora?

О Т В Е Т Ы :

1. По какой причине, с вашей точки зрения, в компании Lora использовалась вышеописанная система оплаты? Считаете ли вы ее эффективной?

Являясь бесспорным лидером на рынке парфюмерной продукции и имея весьма сильный брэнд, компания Lora, очевидно, придерживается в своей политике оплаты труда известного в управлении персоналом принципа "Денежное вознаграждение должно быть дифференцировано в зависимости от результатов работы". При этом используется не вполне понятная для рядовых сотрудников система расчета показателей эффективности работы, что естественным образом снижает общую эффективность системы оплаты труда. К сожалению, высококвалифицированные управленцы компании Lora забыли еще об одном важном принципе -"Работник должен заранее знать, сколько он может заработать".

2. Исходя из анализа системы оплаты в компании Lora, определите, на каком этапе жизненного цикла находится компания.

Строго говоря, границы между этапами жизненного цикла любой компании несколько размыты. Если использовать в качестве критерия для определения этапа жизненного цикла компании Lora в России состояние системы мотивации, можно говорить о переходе компании от этапа "расцвет" (мотивация основана на вознаграждении инициативы в пределах принятого в компании риска и обмена знаниями) к этапу "стабильность" (мотивация основана на денежном и неденежном вознаграждении инициативы, направленной на сохранение status quo, а обмен знаниями неэффективен).

3. Были ли сделаны московскими руководителями Сергея Иванова какие-нибудь ошибки в области управления персоналом?

Известно, что в области управления персоналом перед любой организацией стоит несколько задач: обеспечение бизнес-процессов необходимыми человеческими ресурсами (подбор), обеспечение эффективной работы персонала (обучение, развитие и мотивация) и удержание необходимого персонала. Представляется, что в условиях растущей конкуренции на российском рынке квалифицированной рабочей силы компания хуже всего справляется с проблемой удержания персонала. При этом принцип "Понимание и сближение целей работодателя и работника - кратчайший путь к повышению эффективности работы предприятия", видимо, не является основой кадровой политики фирмы Lora в России. Отсюда и многочисленные "технологические" ошибки, допущенные московскими руководителями, приведшие к потере ценного для компании работника.

4. Что именно насторожило кадровых сотрудников компании Nesse в отношении работников, ранее работавших в Lora?

Известно, что в любой компании сформирована соответствующая именно ей оригинальная организационная культура, которая определяется следующими основными характеристиками:
- наблюдаемые регулярные формы поведения;
- нормы;
- доминирующие ценности;
- философия;
- правила;
- организационный климат.
Видимо, проблемы с бывшими работниками фирмы Lora лежат не в области сиcтемы мотивации, применяемой в Nesse, а в существенных различиях организационных культур двух компаний. Очевидно, некоторые из вышеуказанных характеристик, вполне разделяемых сотрудниками Lora, являются малоприемлемыми с точки зрения организационной культуры компании Nesse (в первую очередь нормы и доминирующие ценности). И напротив, бывшие работники Lora не готовы отказаться от привычных норм и ценностей в пользу ряда элементов корпоративной культуры Nesse.

Начать дискуссию

Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интернет и IT

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

Интересные материалы

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция