Работа многих российских розничных, страховых и телекоммуникационных компаний не останавливается ни на минуту. Даже в новогодние праздники значительной части их персонала пришлось трудиться. Работодатели клянутся компенсировать им ударный труд в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
Анастасия Дагаева
Уже не только в Москве, но и в нескольких городах-миллионниках есть салоны связи “Евросеть”, которые работают не только в праздничные дни, но и ночи, в том числе новогоднюю, рассказывает Дмитрий Денисов, руководитель российской региональной сети компании “Евросеть”. “Даже на Новый год люди теряют мобильные телефоны, вдруг обнаруживают заблокированный счет или срочно нуждаются в подарке для друга, — смеется Денисов. — А "Евросеть" тут как тут. Как "скорая помощь". Мы уже приучили к этому клиентов и ничего менять не собираемся”. Сам Денисов сейчас находится в Австрии. В выходные Вена, как и большинство европейских городов, превращается в мертвую зону — закрыты даже продуктовые магазины. “Ну разве это нормально”, — недоумевает Денисов. “Евросеть” не испытывает дефицита в сотрудниках, желающих поработать в праздники, — уверяет он. — Разумеется, мы компенсируем их труд материально“. Впрочем, он затруднился ответить, сколько именно зарабатывают сотрудники, согласившиеся поработать в праздничные дни.
Кто они
В таком же нормальном для России режиме — семь дней в неделю, 24 часа в сутки — трудятся далеко не только розничные компании.
Работа некоторых клиентских служб страховой компании “Росно” не останавливается ни на минуту. Например, круглосуточно на страже подразделения медицинского страхования, страхования от дорожно-транспортных происшествий и страхования недвижимого имущества. У большинства сотрудников этих служб и так скользящий график, поэтому существенных изменений для них в праздничные дни, например в новогодние каникулы, не происходит, говорит Татьяна Ивкина, директор по связям с общественностью “Росно”. Центральный офис “Росно” был закрыт всего три дня (31 декабря, 1 и 2 января), а с 3 по 8 января работал по укороченному графику. В целом скользящий график работы распространяется на 70% сотрудников компании, отмечает она.
В страховой компании “Энергогарант” все несколько проще. Компания работала лишь 4, 5 и 6 января, да и то по укороченному графику и не в полном составе. На работу выходили только сотрудники клиентского офиса и управления урегулирования убытков по автотранспорту, комментируют в управлении по работе с персоналом компании. И лишь с 9 января “Энергогарант” работает по обычному графику.
Не было долгих каникул и у многих сотрудников инвесткомпаний. “Тройка” работает, когда работает мир, утверждает Гор Нахапетян, управляющий партнер “Тройки Диалог”. Многие сотрудники вышли на работу уже 2 января, рассказал главный трейдер компании Тимур Насардинов. В его подразделении со 2-го числа работала примерно половина сотрудников, в аналитическом отделе столько же. И даже значительное снижение цен на нефть не смогло повлиять на работу сотрудников. Если бы произошли какие-либо форс-мажорные события, люди быстро вернулись бы из отпусков, отметил Насардинов.
С формальной точки зрения офис инвесткомпании “Велес-Капитал” на каникулах не работал, рассказала директор по персоналу компании Марина Миронова. Но на самом деле ни менеджеры по работе с клиентами, ни аналитики не прекращали своей деятельности. “У нас принято, чтобы менеджеры были доступны клиентам практически в любое время дня и ночи”, — говорит Миронова. Сотрудники аналитических служб “Велес-Капитала” обрабатывали информацию с мировых рынков и формировали тактику на первые дни работы российского фондового рынка. А сотрудники клиентских служб с готовностью отвечали на вопросы клиентов, интересующихся, например, к каким последствиям может привести падение цен на нефть. Более серьезные аналитические отчеты компания выпускает со вчерашнего дня, отметила Миронова. Компания компенсирует своим сотрудникам дополнительные затраты времени очень просто. “У нас принят режим ненормированного рабочего дня”, — говорит Миронова. Те, кто работает в этом режиме, получают дополнительно 10 календарных дней к отпуску, уточняет она.
Самая страда
Для многих телекоммуникационных компаний новогодние праздники — один из самых горячих периодов года. Даже в новогоднюю ночь по всей стране на трудовом посту находились 3000 сотрудников МТС, в основном работники колл-центров и дежурные техники, говорит директор по связям с общественностью компании Елена Кохановская. Примерно так же была организована работа и в “Вымпелкоме”, эти категории сотрудников трудились в течение всех праздников, говорит менеджер по связям с общественностью “Вымпелкома” Екатерина Осадчая.
Работа службы техподдержки телекоммуникационной компании “Комстар-директ” (владеет торговой маркой “Стрим”) тоже не останавливается ни на минуту. А уже со 2 января заработали все ее офисы продаж. “Праздники — это время, когда люди не только отдыхают, но и ходят по магазинам, — говорит пресс-секретарь компании Алексей Дианов. — Поэтому к нашим услугам можно было подключиться в любой день начиная со 2 января”.
Договориться по-хорошему
Все работодатели, с которыми удалось пообщаться корреспондентам “Ведомостей”, готовы поклясться в верности нормам Трудового кодекса РФ, который предусматривает компенсацию работы в выходные и праздничные дни оплатой не менее чем в двойном размере или предоставлением дополнительного дня отдыха.
Кто-то из работодателей, в соответствии с ТК РФ, готов предоставить сотрудникам выбор. “Человек может либо взять за этот период отгулы, либо эти дни будут ему оплачены по двойной ставке”, — говорит Екатерина Осадчая из “Вымпелкома”.
Впрочем, эксперты сомневаются в таком повальном следовании российскому трудовому законодательству. “Как правило, вопросы оплаты труда в выходные и праздничные дни недостаточно четко прописываются в трудовых договорах. Зачастую делается формальная отсылка к законодательству, которое устанавливает лишь общие нормы”, — говорит независимый специалист по трудовому праву Олег Шеврин. Он рекомендует работодателям и работникам быть более внимательными и не забывать прописывать в трудовых договорах режим работы в выходные и праздничные дни. В этом случае работодатель будет четко представлять, какие затраты он понесет в праздники, а сотрудник — в каких случаях он может быть дополнительно привлечен к работе.
Если же компания нарушает закон, сотрудники могут обратиться к работодателю с требованием заключить коллективный договор и им регламентировать работу в выходные и праздничные дни. Отказ работодателя от заключения такого договора может быть обжалован в суде, добавляет Шеврин. (В написании статьи принимали участие Оксана Гончарова, Василий Дмитриев и Юлия Белоус.)
Начать дискуссию