Михаил Малыхин
Соискателя на должность традиционно встречают по одежке. Но влияет ли физическая красота на оклад и карьеру? Эксперты утверждают, что в некоторых случаях эффектная внешность может вызывать не только зависть, но и недоверие.
Красота по-американски…
Исследование экономистов из Университета Техаса и Университета Мичигана, опубликованное в начале нынешнего года Journal of Labor Economics, показало, что красивые и физически привлекательные американцы в час зарабатывают в среднем на 5% больше, чем их средне выглядящие коллеги. В свою очередь, “середнячки” получают на 9% больше, чем некрасивые сослуживцы. За год разница оказывается весьма заметной: если ординарный человек зарабатывает $40 000,
то его красивый сослуживец — $42 000, а некрасивый — $36 400. Согласно утверждениям авторов упомянутых исследований, а также их коллег из Университета Пенсильвании, на карьеру американских мужчин влияет рост: высокие люди в США зарабатывают больше, чем их низкорослые коллеги. Каждый лишний дюйм (2,54 см) гарантирует прибавку к жалованью в размере 1,8%. Кроме того, согласно исследованию Колледжа Лафайетта и Городского университета Нью-Йорка, на карьеру женщин влияет вес: дамы, страдающие ожирением, получают на 17% меньше, чем равные им по возрасту и квалификации сослуживицы.
В Европе и России подобных громких исследований не проводилось. Но специалисты кадрового рынка утверждают, что при приеме на работу внешняя привлекательность играет роль, а значит, опосредованно влияет на зарплату.
…по-французски
“В отличие от американцев у французов не принято подчеркивать внешнюю привлекательность, напротив, принято одеваться неброско, — рассказывает Алексей Тарасов, владелец группы консалтинговых компаний "Альвастар"(Россия)/Alvafrance (Франция). — Тем не менее четко обозначенный имидж может сыграть решающую роль в карьере”. Тарасов приводит в пример подругу его семьи Виржини Унзенгер, которая два года не могла найти работу PR-менеджера, пока в прошлом году не обратилась за помощью к нему. “Для начала мы решили… сменить фотографию в ее резюме, — вспоминает Тарасов. — Дома у Виржини вместе с моей женой мы соорудили мини-фотостудию. Камерой работал мобильник. В результате получилось фото стильно одетого человека на фоне карты мира, в деловито сдвинутых на нос очках (в жизни Виржини очков не носит). После публикации резюме в Интернете звонки от работодателей раздавались по нескольку раз на дню. Через три недели она получила предложение и вскоре устроилась в компанию Bermudes на должность консультанта — пресс-атташе с окладом 3000 евро”.
“Есть французская поговорка: если женщина в 30 лет не стала красавицей, значит, она просто не умна, — шутит Ольга Гозман, генеральный директор компании Begin Group. — Если совсем серьезно, ни для кого не секрет, что везде встречают по одежке, а выглядеть хорошо по силам любому ориентированному на успех человеку. Неаккуратный внешний вид на интервью может свидетельствовать о личностных недостатках кандидата”. “В нашей практике был случай, когда один из крупных международных банков отказал в должности вице-президента кандидату, который пришел на встречу с председателем правления банка небритым, — вспоминает Валентина Кузьмич, руководитель инвестиционно-банковского направления подбора персонала и кадрового консалтинга "Делоджис груп". — И хотя наш кандидат занимал высокую позицию в не менее крупном международном финансовом институте, вердикт был окончательный и бесповоротный”. “Первая оценка кандидата дается на основании наблюдения в первые две секунды, за это время можно рассмотреть только лицо и какие-то бросающиеся в глаза детали одежды, поэтому симпатичному кандидату, безусловно, легче выиграть первый раунд”, — констатирует Кузьмич. “У американцев есть понятие сhemistry — когда "любишь или нет" понимаешь по первому взгляду, — говорит Анна Рыжкова, генеральный директор 3R Recruitment Company. — В работе все, конечно, иначе, но довольно часто мнение о потенциальном сотруднике составляют по первому взгляду: складывается некий психологический портрет, интуитивно анализируется совместимость”.
…по-нашему
В известной сети стоматологических клиник не скрывают, что гордятся внешностью своих специалистов. “У нас работает более тысячи человек. Средний возраст сотрудников — 33-35 лет, — рассказывает Аза Клементьева, руководитель отдела по управлению персоналом компании "Мастердент". — Среди пациентов бытует мнение, что в наших клиниках работают самые красивые женщины-стоматологи. Иногда к нам записываются на прием ради лишней встречи с нашими докторами. Так мы "приучаем" пациентов к профилактическим осмотрам”. Согласно логике Клементьевой, красивые сотрудницы привлекают больше клиентов, а следовательно (в подтверждение американского исследования), и получают больше.
“Существуют негласные рамки приличия привлекательности для различных профессий, — рассуждает Валентина Кузьмич. — Не каждый родитель адекватно воспримет сексапильную блондинку в роли классного руководителя начальной школы, или — другая крайность — ни один пациент не будет доволен, если за ним станет ухаживать неопрятный медицинский работник. Но тут важно разделять внешние данные человека и то, как он одет: если представить одинаково строго одетых "сексапильную блондинку" или "бабу-ягу", я думаю, подавляющее большинство родителей выберут все-таки первую”.
Теорию американцев подтверждает опыт 21-летней москвички Полины Аскери, которая известна как модель с обложки журнала “Глория”, рекламное лицо “Билайн”, “Активии”, “Снежной королевы” и т. д. По ее словам, в рекламной индустрии она с 17 лет, правда, карьера модели для нее актуальна лишь последние пару лет. До этого она четыре года работала PR-директором кинокомпании “РОСПО-фильм”, а после автокатастрофы и лечения заняла должность директора по рекламе и стала совладельцем журнала “Казино геймс”. “Внешность помогает карьере, — считает Аскери, — ведь люди обращают на тебя внимание”. Лишь иногда ее смущает “неуместное внимание мужчин” и зависть женщин.
Впрочем, ту же американскую теорию опровергает опыт 35-летнего баскетболиста Александра Давыдова, сыгравшего роль российского туриста в сериале “Крутой Уокер. Правосудие по-техасски” и еще несколько лет назад бывшего ведущим актером Театра моды Вячеслава Зайцева. В прошлом году он сменил должность мерчандайзера на должность дизайнера экспозиции магазинов компании Adidas. “Мой оклад ничуть не выше, чем у коллег, — говорит Давыдов. — В работе важна не внешность, а умение, уровень образования и где-то — амбициозность, которой, к слову, я никогда особо не страдал”.
На должность сотрудника фронт-офиса (операционист банка, менеджер по работе с клиентами, секретарь) скорее возьмут привлекательного соискателя. Для сотрудников же бэк-офиса (финансистов, бухгалтеров), ориентированных на работу с документами и взаимодействие только с коллегами в компании, внешний вид не столь важен“, — уверена Марина Мелия, гендиректор консалтинговой компании “MM-класс”.
“Если внешность не выходит за рамки общепринятых стандартов, она вряд ли будет мешать или способствовать карьере”, — резюмирует Гозман.
Анна Рыжкова более категорична. Она считает, что внешность в ряде случаев способна сыграть с человеком злую шутку: “Чем выше карьерная позиция сотрудника компании, тем подозрительнее выглядит показная красота. Яркая одежда и бронзовый загар могут навести на мысль о том, что дело для такого управленца менее важно, чем личные амбиции”.
Начать дискуссию