Управление персоналом

Как с помощью банков и конкурсов компании решают жилищные проблемы сотрудников

Российские компании отказываются от практики “привязывать” сотрудников, решая их жилищные проблемы. Чаще всего выплата беспроцентных ссуд на покупку жилья теперь заменяется выгодными ипотечными программами. Иногда поиск ответа на пресловутый квартирный вопрос приобретает заметное сходство с социалистическими соревнованиями былых времен.

 

Российские компании отказываются от практики “привязывать” сотрудников, решая их жилищные проблемы. Чаще всего выплата беспроцентных ссуд на покупку жилья теперь заменяется выгодными ипотечными программами. Иногда поиск ответа на пресловутый квартирный вопрос приобретает заметное сходство с социалистическими соревнованиями былых времен.

В прошлом году хедхантинговая компания Cornerstone нашла для представительства крупного иностранного банка в Москве неплохого кандидата на должность исполнительного директора. К тому времени он занимал должность руководителя бизнес-подразделения другого банка и его ежегодный доход составлял $120 000. Перспектива значительного карьерного роста и повышение оклада на $50 000 казались новым работодателям вполне достаточным стимулом, чтобы перекупить топ-менеджера. Было лишь одно “но”: за кандидатом числился невыплаченный корпоративный кредит на приобретение квартиры под 4,5% годовых (что в среднем на 5% ниже ставки для частных клиентов). В случае увольнения специалисту, по условиям договора, требовалось погасить кредит целиком. “Переговоры велись три месяца, — вспоминает Екатерина Дайнеко, руководитель департамента "Коммерческие банки" компании Cornerstone. — В конце концов банк решил отпустить сотрудника и согласился на рефинансирование кредита”. Другими словами, новые работодатели выкупили долг новобранца, с тем чтобы тот на новом месте продолжил погашение на прежних основаниях.

Важнейшая из причин

“Посредством льготных кредитов или беспроцентных ссуд на покупку жилья компании часто решали жилищную проблему ценных сотрудников в 90-х гг., когда в стране еще не было ипотеки”, — говорит Владимир Кудрявцев, ведущий консультант аудиторской компании “Нексиа Пачоли”. “В Европе подобные методы мотивации давно вышли из моды, — отмечает Александр Гранат, старший консультант европейской хедхантинговой компании Neumann International. — Для работодателя такой метод удержания специалиста обременителен, да и сотрудник с "багажом" становится немобилен и потому непривлекателен”. По словам Граната, в Европе жилищные проблемы помогают решать специальные выборные комитеты служащих компании, которые дают рекомендации банкам, предоставляющим льготные кредиты (при этом от частных корпоративные ставки отличаются обычно на 0,5-1%). “В Америке многие компании имеют программы, помогающие сотрудникам решать жилищный вопрос. Но благодаря развитой системе социального кредитования большинство людей предпочитают приобретать жилье самостоятельно”, — рассказывает Андреа Вайн, партнер международной компании по поиску персонала высшего звена Amrop Hever Group. Она уверена, что в России вскоре придут к подобной же системе: “Очевидно, что обеление зарплат и развитие ипотеки облегчат путь россиян к банковскому кредиту”.

Переходный период

Согласно данным кадрового агентства “Анкор”, в минувшем году лишь 5% из 66 опрошенных московских компаний (крупный и средний бизнес в разных сегментах рынка) предоставляли беспроцентные ссуды на приобретение квартир своим менеджерам. “Это почти вдвое меньше, чем в прошлом”, — отмечает Наталья Данина, куратор исследования. По ее словам, решение о предоставлении беспроцентной ссуды зависит от важности сотрудника для компании и размеров его дохода. Рядовому персоналу такой кредит перепадает совсем редко (3% в нынешнем году против 8% в прошлом).

“Многие компании вместо ссуд предлагают льготные условия приобретения жилья, — комментирует Дайнеко, — прибегая к услугам банков, которые предоставляют корпоративные ставки кредитования”. “Позволить себе такую роскошь, как ссуду на жилье, сегодня могут лишь компании с капитализацией более $100 млн”, — считает Кудрявцев. Его коллеги из PricewaterhouseCoopers (PwC) имеют возможность пользоваться корпоративными ипотечными программами трех банков (двух российских и одного международного). “Не предлагать беспроцентные ссуды — в правилах нашей компании”, — заверяет Вера Тоцкая, менеджер по связям с общественностью PwC. Похожей программой пользуются сотрудники “Уралсиба” и еще целого ряда компаний. Недавно “Нексиа Пачоли” заключила подобный договор с Альфа-банком.

“За прошлый год доля корпоративных кредитных контрактов на приобретение жилья в общем числе реализованных ипотечных программ возросла вдвое (с 10% до 20%)”, — констатирует Илья Зибарев, руководитель блока “Ипотечное кредитование” Альфа-банка. По его словам, разница между частными и корпоративными ставками по кредиту составляют не более 1%. “Но если учесть, что с корпоративных клиентов банк не взимает сбор за предоставление кредита (от 0,5% до 0,7%) и клиент получает льготы при оплате посреднических услуг риэлторов (не 4%, а 2,5%), выгода очевидна”, — объясняет Зибарев. “Банкам корпоративные программы выгодны”, — отмечает Винод Еасварян, начальник департамента развития розничного бизнеса “ICICI Банка Евразия”. В его компании доля корпоративных ипотечных программ также за год удвоилась. “Банк имеет возможность работать с определенной группой клиентов, которая соответствует его целевой аудитории, — говорит Еасварян. — Это уменьшает вероятность неплатежа”.

Метры для победителя

“В регионах, где цены на жилье и конкуренция на кадровом рынке ниже, а ипотечные программы развиты слабо, зачастую компании по старинке предоставляют линейному персоналу ссуды”, — развивает тему Данина. По данным “Анкора”, к примеру, в Самаре сегодня 10% компаний предоставляют такие ссуды, а в Новосибирске — 19%.

“Сургутнефтегаз” сдает до 100 000 кв. м жилья ежегодно. “В прошлом году только молодых семей в новые квартиры въехало три десятка”, — рассказывает Раиса Ходченко, PR-менеджер “Сургутнефтегаза”. Всего же “внутренней ипотекой” с беспроцентной ставкой сроком до 10 лет сегодня пользуется порядка 1500 семей сотрудников компании в самом Сургуте, а также в Ленторе, Киришах, пос. Федоровский и других населенных пунктах. “Сотрудникам это выгодно, поскольку стоимость жилья, предлагаемого компанией, более чем вдвое дешевле рыночной, — говорит Ходченко. — Но если сотрудник надумает расстаться с компанией, ему предстоит погасить остаток выплат по кредиту”.

“Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) строит ежегодно в среднем около 28 000 кв. м жилья в Липецке, — говорит Антон Базулев, директор представительства НЛМК в Москве. — Его стоимость в прошлом году была ниже рыночной в среднем на 12%”. По словам Базулева, возможность льготного приобретения жилья в кредит предоставляется и заслуженным работникам, и перспективной молодежи.

“Северсталь” разработала целую мотивационную систему, с тем чтобы жилье стало стимулом не только остаться в компании. Два месяца назад в Череповце компания сдала в эксплуатацию первый дом по программе “СОК” (“Социально ориентированные квартиры”). Стоимость 1 кв. м в новостройке — 12 600 руб. Это самая низкая цена в городе, где рыночная превышает 26 000 руб. за 1 кв. м и даже по национальной государственной программе “Доступное жилье” стоимость 1 кв. м — 15 800 руб. “Всего до 2008 г. будет сдано 24 дома, за квартиры в которых сотрудники включились в соревнование”, — рассказывает Владимир Созонов, заместитель руководителя проекта “Корпоративная жилищная программа”. На все подразделения Череповецкого металлургического комбината выделены квоты. Разработана система начисления баллов сотрудникам, которая кроме стажа и наличия наград учитывает участие в профессиональных конкурсах, новаторство, дисциплину и оценку производственной деятельности. Ежеквартально каждому сотруднику начисляются баллы. Победитель имеет возможность приобрести квартиру. “Так компания будет поощрять тех, кто вносит наибольший вклад в работу предприятия, — отмечает Созонов. — Мы надеемся, что это повлияет и на производственные результаты. Но пока говорить о повышении эффективности производства рано — программа лишь стартовала”.

Конкурсы по борьбе за квадратные метры случаются и в столице. Вчера компания “Евросеть” объявила о результатах мотивационной программы для продавцов-консультантов, проводившейся совместно с компанией Samsung с 1 октября по 31 декабря 2006 г. Суть ее заключалась в том, что за продажу определенных моделей телефонов Samsung продавцы получали баллы, эквивалентные квадратным метрам в квартирах. Конвертируя в деньги эти балло-метры, победители могут теперь осуществить первые ипотечные взносы или частично погасить существующие кредиты. Более 200 продавцов показали высокие результаты и получили баллы, равные 5-18 кв. м. Лидером акции стала Виктория Новичкова, старший продавец торговой точки “Сходненская”. За три месяца она заработала 21,2 кв. м жилья в Москве.

Начать дискуссию