Управление персоналом

Тот, кто не дает советов

За две недели до официального назначения на пост генерального директора компании «Брок-инвест-сервис» Игорь Чепенко обратился к коучу. Он знал, что ему предстоит: перед новым гендиректором акционеры ставили задачу ежегодно увеличивать долю компании на рынке на 20%. «Чтобы этого достичь, надо было перестроить организационную структуру компании, поменять руководителей отделов, — рассказывает Чепенко. — А я не был до конца уверен в правильности своих подходов». Что вызывало эту неуверенность, Чепенко и сам до конца не понимал.

За две недели до официального назначения на пост генерального директора компании «Брок-инвест-сервис» Игорь Чепенко обратился к коучу. Он знал, что ему предстоит: перед новым гендиректором акционеры ставили задачу ежегодно увеличивать долю компании на рынке на 20%. «Чтобы этого достичь, надо было перестроить организационную структуру компании, поменять руководителей отделов, — рассказывает Чепенко. — А я не был до конца уверен в правильности своих подходов». Что вызывало эту неуверенность, Чепенко и сам до конца не понимал.

За чем следят

К коуч-консультанту обычно обращаются успешные люди в периоды, когда им нужен доверительный собеседник, — это может быть изменение стратегии в бизнесе, ощущение экзистенциального вакуума, когда поставленные цели достигнуты, а новых нет, делится опытом Марина Мелия, гендиректор консультативной компании «ММ-класс». Это могут быть кризисы в личной жизни, например, кризис среднего возраста. Это могут быть кризисы в личной жизни, например, кризис среднего возраста. То есть предполагается обсуждение всех жизненно значимых вопросов в процессе диалога с независимым и профессиональным собеседником.

Клиенты отмечают, что выстраивать такие диалоги непросто. Но в том и отличие коучинга от традиционного бизнес-консультирования: коуч не дает советов, а помогает самостоятельно прийти к правильному решению, поясняет партнер компании Ward Howell / Zest Leadership, профессор международной школы бизнеса INSEAD Станислав Шекшня. Причем у каждого консультанта, отмечает он, собственный подход: «Сторонники так называемой клинической парадигмы полагают, что ключ к успеху лежит в глубинных мотивах, о которых человек может даже не подозревать, так как они находятся в зоне бессознательного. А сторонники бихевиористского учения утверждают, что поведение человека, напротив, определяется внешними стимулами». В первом случае коуч пытается помочь клиенту проникнуть в собственный внутренний мир, а во втором наблюдает за тем, как он себя ведет в той или иной ситуации.

К кому податься

По рекомендации знакомого консультанта Чепенко выбрал коуча. Им стал Роман Седых, сертифицированный тренер НЛП (нейро-лингвистическое программирование — направление в современной практической психологии). «В разговоре я начал с того, что перехожу с одной позиции на другую, что круг обязанностей расширяется и т. д., но тот как будто меня не понимал и все время спрашивал: “А зачем вам я?” — вспоминает Чепенко. — И пока я отвечал на этот вопрос, начал понимать, чего, собственно, я опасаюсь и какие именно задачи мне предстоит решить».

«Одни консультанты работают исключительно с позиции стороннего наблюдателя, другие, напротив, показывают, как следует себя вести в той или иной ситуации», — комментирует Игорь Макаров, бизнес-тренер кадрового центра HR Maximum. Последний вариант, по его мнению, более рискованный, поскольку, когда смотришь на ситуацию не извне, а изнутри, теряешь объективность. «Миссия тренера в том, чтобы помогать клиенту понимать собственное “я”. При этом консультирование базируется на принципе, что нужно развивать достоинства, а не стараться искоренить недостатки», — акцентирует Мелия.

Председатель правления инвестиционной группы «Ренессанс капитал» Александр Перцовский с личным тренером консультируется уже четыре года. «Это шотландка, она живет в Лондоне, занимается бизнес-консультированием уже 25 лет», — рассказывает Перцовский, добавляя, что встречается с ней раз в месяц-полтора. Тренер, утверждает Перцовский, помогла ему решить множество вопросов, связанных с управлением и мотивацией людей, умением планировать время и т. д. А последняя встреча была посвящена новой позиции Перцовского, на которой ему удалось определить приоритеты в работе и составить так называемый 100-дневный «план действий». Услугами того же консультанта пользуется и основатель компании Стивен Дженнингс.

«В России отсутствует единая система сертификации коуч-консультантов, поэтому сказать, сколько на этом рынке игроков, очень сложно. Большинство из них работают как независимые консультанты», — говорит Шекшня.

Против одиночества

Как отмечают бизнес-тренеры, первые лица компаний обращаются к ним в основном по рекомендации друзей. И решение это возникает не в одночасье. «Успешные люди в большинстве своем считают, что они успешны не случайно, а потому, что им так захотелось и что у них есть все для того, чтобы быть успешными и дальше», — делится опытом Шекшня. При таком взгляде на мир человеку трудно принять внешнюю помощь, добавляет он. «Я сталкивался с подобным отношением к вопросу среди коллег, но для себя решил: когда сильный, уверенный в себе человек говорит, что он все умеет и обойдется без помощи, это тупик», — замечает Чепенко.

«Решение поставленных передо мной задач требовало взаимодействия руководителей всех отделов, но как его наладить, если тогда уже было необходимо выполнять планы?» — обратился с вопросом к консультанту Чепенко. Просто заменить часть руководителей — не решение, объяснил ему тот: новичкам нужны месяцы на адаптацию и выход на требуемые результаты. Дотягивать уже работающих руководителей — процесс еще более долгий, так как требует от сотрудника глубоких внутренних изменений и далеко не у всех он проходит успешно, выставил очередной барьер тренер. «В результате “поединка” с коучем я нашел решение — команду обновить, но наполовину и за счет внутренних резервов. В этом случае и взаимодействие уже есть, и люди получают дополнительную мотивацию», — рассказывает топ-менеджер. За пять часов работы с бизнес-тренером Чепенко заплатил $2000. По его словам, результаты не заставили себя ждать: «Годовой план продаж команда выполнила уже на 71%».

Рынок коучинга

Марина Мелия

гендиректор психологической консультативной компании «ММ-класс»

«Количество руководителей и владельцев компаний, которые обращаются ко мне за этой услугой, за последний год увеличилось в три раза. Однако объективных цифр, оценивающих рынок коучинга, нет и пока быть не может – он только-только формируется. Стоимость услуг коуча-консультанта в России уже аналогична западной и составляет от $100 до $3000 за час».


Начать дискуссию