Подотчет, командировки

Подотчетное лицо: можно ли уплатить налоги за организацию?

В продолжение темы о подотчетных суммах рассмотрим следующие вопросы. Может ли организация произвести уплату налогов и сборов наличными деньгами через подотчетное лицо? Какие трудности ожидают предприятие на этом пути? Как налоговые органы учитывают данные платежи? В чью пользу складывается арбитражная практика?

В продолжение темы о подотчетных суммах[1] рассмотрим следующие вопросы. Может ли организация произвести уплату налогов и сборов наличными деньгами через подотчетное лицо? Какие трудности ожидают предприятие на этом пути? Как налоговые органы учитывают данные платежи? В чью пользу складывается арбитражная практика?

Конституционный суд и Минфин об уплате налогов представителями налогоплательщика

Статья 57 Конституции РФ обязывает каждого платить законно установленные налоги и сборы. Пунктом 1 ст. 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик самостоятельно исполняет обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При этом гл. 4 «Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» НК РФ допускает участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 1 ст. 26 НК РФ).

Законными представителями налогоплательщика – организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов (п. 1 ст. 27 НК РФ).

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 29 НК РФ). Данные полномочия осуществляются на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ (п. 3 ст. 29 НК РФ).

Эти правила распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов (п. 4 ст. 26 НК РФ).

Из вышесказанного следует, что нет препятствий к участию налогоплательщика в налоговых правоотношениях как лично, так и через представителя. Однако представитель налогоплательщика должен обладать соответствующими полномочиями либо на основании закона или учредительных документов, либо в силу доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. Кроме того, само представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика – представляемого лица. Следовательно, по правовому смыслу отношений по представительству платежные документы на уплату налога должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим, а уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика, находящихся в его свободном распоряжении, то есть за счет его собственных средств.

Обратите внимание : В соответствии с п. 11 Порядка ведения кассовых операций[2] предприятия выдают наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы, а также на расходы экспедиций, геологоразведочных партий, уполномоченных предприятий и организаций, отдельных подразделений хозяйственных организаций, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организаций, в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий. Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели. Таким образом, на другие цели, а именно на уплату налогов и сборов, выдавать деньги в подотчет согласно данному действующему документу нельзя.

Положения п. 1 и 2 ст. 45 НК РФ в их взаимосвязи свидетельствуют о том, что в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан самостоятельно (от своего имени и за счет своих собственных средств) уплатить соответствующую сумму налога в бюджет. При этом на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не влияет то, в какой форме – безналичной или наличной – происходит уплата денежных средств. Необходимо, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств. Изложенное полностью распространяется на процесс перечисления налоговыми агентами сумм удержанных ими налогов в бюджет. Самостоятельность исполнения ими этой обязанности заключается в совершении действий по перечислению налогов в бюджет от своего имени и за счет тех денежных средств, которые ими были удержаны из сумм произведенных выплат. Такой вывод сделал КС РФ в Определении от 22.01.2004 № 41-О .

По мнению Конституционного суда, налоги могут быть уплачены в том числе наличными деньгами и через законного или уполномоченного представителя. Обязанность по уплате налогов будет исполнена. Необходима лишь четкая идентификация налогоплательщика.

Но позиция налоговой службы и Минфина по данному вопросу прямо противоположная. Еще в совместном Письме ЦБ РФ № 151-Т и МНС РФ от 12.11.2002 № ФС-18-10/2 «Об отдельных вопросах, связанных с уплатой организациями налогов и сборов» было разъяснено следующее. Налогоплательщики-организации при уплате налогов и сборов не вправе вносить в банки наличные денежные средства для перечисления их на счета по учету доходов соответствующих бюджетов, минуя свои банковские счета, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В своих последующих письмах Минфин также придерживается данной позиции. Как следует из п. 2 ст. 45 НК РФ в системной связи с п. 3 ст. 58 НК РФ, а также в соответствии с банковским законодательством РФ налогоплательщики или налоговые агенты, являющиеся организациями, уплату налогов обязаны производить в безналичном порядке. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. Также в обоснование своей позиции финансисты ссылаются на п. 9 ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» , согласно которому банковские операции предусматривают осуществление переводов денежных средств только по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов). При этом согласно указанной статье осуществление расчетов по поручению юридических лиц производится по их банковским счетам. Согласно Письму ЦБ РФ от 04.01.2003 № 17-44/1 «О переводах денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов» перевод денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов относится к безналичным расчетам.

И хотя в разъяснениях финансистов присутствует ссылка на Определение КС РФ от 22.01.2004 № 41-О , их вывод однозначный: действующим законодательством не предусмотрена возможность уплаты налогов организациями наличными денежными средствами без открытия расчетного счета в банке (письма от 16.11.2006 № 03-02-07/1-326 , от 13.04.2007 № 03-02-07/1-177 ).

И даже при отсутствии возможности уплатить налоги через банк Минфин отказывает в уплате налогов наличными денежными средствами: организации не вправе уплачивать налоги наличными денежными средствами, в том числе через кассу местной администрации.Пункт 3
ст. 58 НК РФ
предусматривает возможность уплаты налогов через кассу органа местного самоуправления либо через организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи, при отсутствии банка и только для физических лиц (Письмо Минфина РФ от 15.11.2006 № 03-02-07/1-322 ).

Уплата организацией госпошлины наличными деньгами

На практике часто встречается ситуация, когда необходимо уплатить госпошлину наличными деньгами от имени предприятия. Можно ли выдать в подотчет представителю организации наличные деньги и произвести оплату?

Согласно ст. 13 НК РФ государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам, поэтому на нее распространяются все требования по уплате такие же, как и к налогам и сборам. Согласно п. 3 ст. 333.18 НК РФ государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.

Также необходимо учитывать Информационное письмо Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 25.05.2005 № 91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» , согласно п. 18 которого в соответствии с положениями пунктов 1, 2 и 5 статьи 45, статьи 333.17 Кодекса плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена.

В Письме Минфина РФ от 04.10.2007 № 03-05-06-03/59 на вопрос о том, каким образом организация может уплатить госпошлину при процедуре банкротства, финансисты не дали конкретного ответа. При этом они сослались на НК РФ и Определение КС РФ от 22.01.2004 № 41-О , но применить данные разъяснения на практике не представляется возможным. Хотя Минфин и не сказал твердо, что нельзя уплатить госпошлину наличными деньгами через представителя.

Только иностранным организациям, иностранным гражданам или лицам без гражданства, находящимся за пределами РФ, финансисты разрешают в разъяснениях произвести уплату государственной пошлины за совершение на территории РФ юридически значимых действий через своих представителей по месту совершения юридически значимого действия в валюте РФ при условии, если в платежных документах по ее уплате в бюджет указано, что соответствующая сумма государственной пошлины уплачена именно плательщиком, обратившимся в соответствующий государственный орган (письма от 11.02.2008 № 03-05-04-03/13 , от 04.03.2008 № 03-05-05-03/07 ).

Арбитражная практика по уплате налогов и сборов организацией наличными деньгами через подотчетное лицо

По вопросу уплаты налогов и сборов наличными деньгами от имени организации арбитражная практика сложилась в пользу налогоплательщика. В качестве примера можно привести Постановление ФАС СЗО от 18.09.2007 № А42-7073/2006 . Генеральный директор общества уплатил транспортный налог за организацию через Сбербанк наличными деньгами. Налоговая инспекция выставила требование на расчетный счет предприятия на уплату налога и пеней и не зачислила этот платеж в карточку лицевого счета, по которому числится недоимка. Данный платеж учтен налоговой инспекцией как прочие поступления от физических лиц и не отражен в карточке лицевого счета расчетов общества с бюджетом по транспортному налогу. К тому же налоговый орган переадресовал поступившие платежи по месту постановки на налоговый учет генерального директора организации как физического лица, полагая, что плательщиком по спорной квитанции выступает физическое лицо, состоящее на налоговом учете в другом налоговом органе. Денежные средства на уплату налога получены генеральным директором из кассы предприятия по расходному кассовому ордеру. Авансовый отчет подтверждает выдачу ему денежных средств в подотчет для уплаты налогов и сборов. На обратной стороне авансового отчета названы документы, подтверждающие фактически произведенные генеральным директором расходы, в том числе квитанция Сбербанка об уплате транспортного налога.

По мнению налоговой инспекции, исполнение юридическим лицом обязанности по уплате налогов возможно только путем безналичного перечисления денежных средств (то есть путем предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога с расчетного счета организации). Налогоплательщики-организации не вправе при уплате налогов и сборов вносить в банки наличные денежные средства для перечисления их на счета по учету соответствующих бюджетов, минуя свои банковские счета. По мнению налогового органа, в случае уплаты налога путем внесения наличных денежных средств физическим лицом (даже если в документе об уплате, поданном в банк физическим лицом, в качестве плательщика будет указана организация) обязанность по уплате налога не считается исполненной.

Суд признал не основанной на нормах НК РФ позицию налогового органа о невозможности уплаты налога юридическим лицом путем внесения наличных денежных средств физическим лицом – законным представителем организации со ссылкой на Определение КС РФ от 22.01.2004 № 41-О . Суд при названных обстоятельствах пришел к выводу, что сумма транспортного налога уплачена именно данной организацией через ее законного представителя и за счет ее собственных денежных средств, а также обязал восстановить нарушенные права общества путем отражения на его лицевом счете (зачисления на счет) суммы уплаченного транспортного налога.

Одно из последних решений по данной теме – Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда РФ от 25.01.2008 № А42-5363/2007 . Директор организации, получив под отчет денежные средства на уплату налогов и сборов, уплатил транспортный и земельный налоги через Сбербанк от имени предприятия, затем отчитался по авансовым отчетам. Все реквизиты как налогового органа, так и организации указаны верно, что позволяет персонифицировать налогоплательщика и идентифицировать платеж. По мнению налоговой инспекции, платежные документы должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим, то есть от имени ОАО, а не от имени директора, производиться за счет средств налогоплательщика, находящихся в его свободном распоряжении. Поэтому налоги, уплаченные по квитанциям физическим лицом, не могут быть учтены как платежи организации. Соответственно, налоговая инспекция выставила требование на уплату в добровольном порядке недоимки и пеней.

Суды поддержали налогоплательщика, исходя из того, что налоги добровольно и своевременно уплачены в бюджет в полном объеме директором общества, являющимся его законным представителем, что не противоречит требованиям ст. 45 НК РФ. Из этого следует, что организация выполнила обязанность по уплате налогов.

Исходя из вышесказанного налоги и сборы необходимо уплачивать только путем безналичного перечисления денежных средств с расчетного счета организации. В случае уплаты налога путем внесения наличных денежных средств физическим лицом (даже если в документе об уплате, поданном в банк физическим лицом, в качестве плательщика будет указана организация) обязанность по уплате налога не будет считаться исполненной. Таково мнение Минфина и налоговых органов.

Но на практике бывают ситуации, когда существует только единственная возможность уплатить – наличными деньгами через представителя предприятия. С учетом сложившейся арбитражной практики обязанность налогоплательщика по уплате налога может быть исполнена путем внесения в банк наличных денежных средств физическим лицом (законным или уполномоченным представителем организации), получившим данные средства под отчет. При этом надо помнить, что, вероятнее всего, правомерность уплаты налога или сбора таким образом придется доказывать в суде.

[1] См. статью А. В. Серебряковой «Особенности выдачи наличных и безналичных денежных средств в подотчет» (№ 4, 2008).

[2] Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утв. Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 № 40.

Начать дискуссию