Управление персоналом

Уволить? Нет - оптимизировать!

В число «жертв» кризиса попали сотрудники банков, строительных, туристических, производственных компаний, розницы. Но могут ли быть массовые увольнения единственным разумным способом борьбы с кризисом? Об этом корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Александру Саполнову рассказала Юлия Пискунова, ведущий специалист по работе с клиентами холдинга «Империя кадров».
Уволить? Нет - оптимизировать!
На фото Юлия Пискунова, ведущий специалист по работе с клиентами холдинга «Империя кадров».

Финансовый кризис ударил прежде всего по персоналу, который сегодня работодателям все сложнее содержать. Поэтому сейчас самой популярной мерой во многих компаниях стало сокращение штата. В число «жертв» попали сотрудники банков, строительных, туристических, производственных компаний, розницы. Но могут ли быть массовые увольнения единственным разумным способом борьбы с кризисом? Об этом корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Александру Саполнову рассказала Юлия Пискунова, ведущий специалист по работе с клиентами холдинга «Империя кадров».

Юлия, кому из специалистов российского рынка приходится сейчас сложнее всего? Почему их деятельность вдруг стала не нужна? Не будет ли рискованным для бизнеса компании полное сокращение некоторых отделов?

Очевидно, что при сокращениях наиболее активно «летят» головы сотрудников самых неэффективных и небюджетообразующих отделов. Сложнее всего дело обстоит со специалистами отделов маркетинга, рекламы и PR. Ведь  сотрудники данных подразделений напрямую не участвуют в привлечении средств в компанию. Поэтому наиболее часто сегодня расстаются именно с такими специалистами - ими рынок реально перенасыщен. Однако именно в условиях кризиса важно иметь максимально достоверную и оперативную информацию: что продавать, кому и какими инструментами при этом пользоваться? Но теперь ответ часто находится в департаментах и отделах, сотрудники которых освобождены от должности или пребывают в неоплачиваемом отпуске. При возвращении к нормальному режиму работы такая недальновидность может серьезно осложнить восстановление объемов продаж и информационной активности компании.

Также уже начали страдать специалисты-проектники. Это связано с тем, что региональная экспансия во многих компаниях заморожена на неопределенный срок или ее объемы сокращены. Отдельные направления продаж, особенно оборудования, производимого за пределами РФ, тоже снижают активность. Соответственно, менеджеры по продажам часто, если и не остаются за бортом, то лишаются своих бонусных привилегий.

Как долго могут продлиться массовые сокращения?

Важно понимать, что ситуация с сокращением штата вызвана не использованием компаниями «виртуальных» денег, а часто – простой осторожностью. Ведь сейчас – конец года – время платежей по кредитам. Скорее всего, к февралю-марту 2009 года станет яснее, кто страдает «заслуженно», а кто может вернуться к работе в нормальном режиме. Ведь, если увольняют конкретного сотрудника, это повод, в первую очередь, не «истерить», а задуматься: «А почему именно меня»? Уверена, что, правдиво ответив себе на этот вопрос, большинство уволенных сможет найти объективную причину, внимание на которую слишком долго не обращалось руководством.

Тем не менее, сократить количество персонала - все-таки самый простой способ, который используют руководители компаний, оказавшиеся в ситуации ухудшения финансирования. Но, как мы уже говорили, с водой можно выплеснуть и ребенка. Может, есть более разумный способ - оптимизировать расходы на сотрудников?

Действительно, финансовый кризис, захлестнувший мировую экономику, вынуждает руководство многих организаций прибегать к сокращениям бюджета и штата. Однако нельзя сказать, что это самый оптимальный выход. Скорее, наиболее очевидный, простой и оперативный. Тем не менее, «высшим пилотажем» является поиск новых подходов к решению возникающих задач, не прибегая при этом к крайним мерам. Специалисты нашей компании убеждены в приоритетной необходимости повышения качества менеджмента организаций. Основной задачей управленца мы видим не сам факт сокращения неэффективного сотрудника, позволяющего себе работать по принципу «трех гвоздей» (если руководитель не напоминает своему сотруднику о сроках выполнения той или иной задачи, выполнение данного участка работы либо передвигается на неопределенный срок, либо остается не выполненным), а организовывать рабочий процесс таким образом, чтобы персонал компании не имел в дальнейшем ни возможности, ни желания «вбить» хотя бы один «гвоздь». Наш рецепт такой: краткосрочное планирование плюс текущий контроль. Вы правы: сократить – проще всего. Сложнее, но гораздо более эффективно – научить и замотивировать, ведь на обучение сотрудника, подлежащего увольнению, уже были израсходованы средства компании!

Значительная часть расходов на персонал приходится на оплату уже привычных для большинства компаний полисов ДМС. Поэтому данная статья расхода также подлежит пересмотру. Однако вовсе не обязательно прибегать к сокращению расходов на социальный пакет. Даже в условиях экономического кризиса страховая компания может выработать для корпоративного клиента наиболее гибкую систему расчетов, например, проведение оплаты по факту выполненных работ. Если вы хотите оптимизировать затраты на данный вид услуги, можно провести тендер среди ее поставщиков. Цены будут снижены как минимум на 15%.

А как быть в условиях кризиса с поиском высококвалифицированного персонала? Ведь это стоит денег.

Да, компании по-прежнему нуждаются в высококвалифицированных специалистах со свежими идеями. Но способствовать оптимизации расходов могут новые решения предоставления традиционных   услуг по рекрутменту, так называемому лизингу персонала и прямому поиску - как, например, «кадровый конструктор». Суть услуги состоит в самостоятельном построении клиентом на основе прайс-листов отдельных этапов процесса поиска и подбора персонала продукта, необходимого в каждом конкретном случае (при необходимости вписаться в жесткий бюджет разделяют, например, снятие рекомендаций и проведение интервью, размещение информации о вакансии в открытых источниках и поиск резюме). Таким образом можно реально оптимизировать бюджет на подбор персонала, ведь клиент оплачивает только ту часть услуги, в которой действительно нуждается.

Кроме того, важно не останавливаться лишь на поиске высококвалифицированного сотрудника для своей команды, а понимать, что адаптация персонала является одним из наиболее мощных мотиваторов для плодотворной и при этом максимально продолжительной работы в новой компании. При этом продолжительность «жизненного цикла» сотрудника на одном рабочем месте напрямую зависит от верно подобранной – не обязательно материальной – мотивации специалиста. Я считаю необходимым введение во всех без исключения компаниях так называемой системы наставничества – процесса обучения и передачи опыта непосредственно на рабочем месте. Наставникам при этом предлагается предоставить за данную дополнительную обязанность льготы, которые в любом случае обойдутся дешевле, чем привлечение профессионального тренера со стороны.

Я убеждена: оптимизация расходов на персонал как  максимальная отдача от вложенных средств – это совокупность креативного подхода к повышению эффективности менеджмента компании и, в конечном счете, производительности труда всего персонала, «тендерной» позиции по отношению к поставщикам непроизводственных товаров и услуг, а также поиск нестандартных путей решения типовых задач.

Начать дискуссию

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Налоговый учет

Виды доходов, подлежащие налогообложению по ставке 18% в 2024 году

В 2024 году налоговая политика подвергнется некоторым изменениям, которые коснутся различных видов доходов граждан. Понимание того, какие именно доходы будут облагаться налогом по ставке 18%, поможет лучше планировать свои финансовые обязательства и избегать неприятных сюрпризов при уплате налогов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Налоговое требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Интересные материалы

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть