Заместитель председателя Фонда социального страхования Сергей КОВАЛЕВСКИЙ рассказал о возможностях поисково-мониторинговой системы Фонда социального страхования РФ.
— ФСС создал и поддерживает поисково-мониторинговую систему. А чем эта система может помочь бухгалтеру?
— Поисково-мониторинговая система рассчитана в основном на бухгалтеров, поэтому именно им предлагаются основные сервисы. Во-первых, бухгалтер прямо в системе может подготовить отчет по форме 4-ФСС РФ. Во-вторых, официально зарегистрированный пользователь имеет возможность предварительно проверить отчет с помощью специальной программы, а затем самостоятельно найти и устранить ошибки. Кроме того, страхователь может узнать о планируемых выездных проверках и о результатах уже проведенных камеральных проверок, автоматически рассчитать пени за несвоевременную уплату взносов. Еще система дает возможность получать дополнительную информацию из баз данных ФСС: регистрационные данные страхователей, формы 4-ФСС РФ за предыдущие периоды, состояние взаиморасчетов с исполнительным органом фонда.
— Как можно получить доступ к сервисам системы?
— Пользование системой бесплатное. Для работы с поисково-мониторинговой системой в ней надо зарегистрироваться. Можно выбрать один из двух способов регистрации: либо создание личного пользовательского профиля, либо регистрация в качестве официального пользователя. Статус официального пользователя подтверждается органом ФСС и требует немного больше времени. Зато такой способ регистрации дает больше возможностей, чем первый.
— Вы сказали, что можно подготовить отчет по форме 4-ФСС РФ. А сдать его тоже можно через поисково-мониторинговую систему?
— Конечно, пользователь отправляет свой отчет в электронном виде. Но загвоздка в том, что электронную форму фонд рассматривает как копию, так что бумажный документ все же приходится распечатывать, подписывать и сдавать в территориальное отделение ФСС. Но подготовка отчета через систему все равно облегчает его сдачу. Дело в том, что процесс сдачи отчетности работнику фонда небыстрый: основная масса времени уходит на выверку, что способствует росту очередей. Если же бухгалтер уже сдал электронную копию, подготовленную в поисково-мониторинговой системе, сверка происходит не в момент сдачи отчетности инспектору, а на рабочем месте бухгалтера. Проще говоря, бухгалтер подготавливает отчет в системе, и если есть какие-нибудь ошибки, то программа сама выдает их для исправления. А во время сдачи бумажного отчета работник ФСС уже не проводит сверку.
— А можно через систему рассчитать пособие по временной нетрудоспособности?
— Можно. И это, по моему мнению, один из самых важных сервисов. Сам процесс расчета достаточно прост: заполняются данные карточки листка нетрудоспособности, сохраненный расчет попадает в реестр листков нетрудоспособности. Если появилась необходимость внести исправления в расчет какого-либо больничного листа, достаточно отыскать его в реестре, щелкнуть по фамилии и в раскрывшийся расчет внести нужные коррективы. Кроме того, недавно в поисково-мониторинговой системе появился новый сервис — расчет пособий по уходу за ребенком до полутора лет.
Есть еще один плюс: когда на предприятие придет ревизор, алгоритмы проверки расчета больничного листа или пособия по уходу у него будут такие же, по каким делал расчет бухгалтер через поисково-мониторинговую систему. Это снижает количество спорных моментов, да и проверка идет быстрее.
— Вы сказали, что через систему можно узнать, когда в компанию придут с проверкой? Фонд не делает из этого секрета?
— А какой смысл секретничать? Действительно, в поисково-мониторинговой системе высвечивается план выездных документальных проверок, а также их результаты. Зарегистрировавшийся в системе страхователь может всегда посмотреть, к чему ему готовиться. Это очень удобно и для бухгалтера, и для проверяющего: у первого есть время подготовиться, а второй может быстрее и качественнее осуществить ревизию.
— Значит, сотрудники ФСС тоже получают выгоду от новой системы?
— Конечно. В региональных отделениях ФСС утверждают, что благодаря информационной системе стало меньше очередей, работники фонда тратят меньше времени на сверку отчетности. Кроме того, система востребована и налоговыми органами.
— Здесь уже чувствуется какой-то подвох…
— Подвоха никакого нет, добросовестной компании никак не повредит регистрация налоговых органов в системе. Всем налоговым инспекторам фонд дал возможность
регистрироваться в поисково-мониторинговой системе, получить расширенные пра-ва. Информация, содержащаяся в системе, помогает инспекторам решать свои задачи при подготовке к налоговой камеральной проверке. Налоговики могут смотреть отчетность предприятия, выяснить, когда в компании была проверка ФСС, какие были наложены там штрафы, как предприятие расходует средства на цели социального страхования.
Технологические возможности у системы огромные, но мы должны ориентироваться на те задачи, которые на нас возложены. Не наша задача бороться с фирмами-«однодневками», но, проанализировав информацию, содержащуюся в системе, можно такие фирмы обнаружить.
Комментарии
2