Управление персоналом

Лояльность и антикризисная программа действий

В условиях развивающегося экономического кризиса, который отражается практически на каждой организации, в стране доминирующим приоритетом руководства стало «выживание компании». Выживание любой ценой.
Лояльность и антикризисная программа действий
На фото Константин Харский, генеральный директор ООО "Ценностное управление для бизнеса"

В условиях развивающегося экономического кризиса, который отражается практически на каждой организации, в стране доминирующим приоритетом руководства стало «выживание компании». Выживание любой ценой.

Когда кто-то готов платить «любую цену» - он наверняка переплатит. Судите сами, входит в магазин покупатель и от дверей говорит, что готов купить вон ту пачку чаю за любые деньги. Конечно, переплатит!

Чем переплачивают руководители в своем стремлении «выжить»? Многим. Одной из плат, которой можно избежать (хотя обычно руководители этого даже не замечают!), является лояльность персонала. Да, та самая лояльность сотрудников, которая измеряется их готовностью жертвовать личным и важным ради блага компании.

Какие же факторы имеют влияние на лояльность сотрудников? Безусловно, доминирует главный - справедливость происходящего.

Если сотрудники считают решения, принимаемые руководителем, справедливыми, то какими неприятными они бы не были, лояльность персонала это не уменьшит.  

У справедливости есть несколько аспектов. Предлагаю их обсудить.

Первое. Представление о справедливости субъективно. То, что одному представляется справедливым, другому - нет. Как быть? В оперативном смысле - никак, сотрудники компании уже имеют представления о справедливости и, вероятно, эти представления очень разношерстные. Впрочем, бывает и такое: сокращается отдел, а в компании все сотрудники считают, что решение о ликвидации этого подразделения правильное и «давно надо было». Даже сами сотрудники этого отдела могут разделять подобную точку зрения. Они, конечно, не скажут этого вслух, но согласны с тем, что «давно надо было».

Второе. Представление о справедливости воспитывается лидерами компании в непосредственном общении с вверенным коллективом. Воспитание представления о справедливости есть целенаправленная деятельность и не может выполняться  между прочим. Ее нужно планировать, каскадировать цели, замерять достигаемые результаты.

Третье. Доступ к оценке «справедливо / несправедливо» является врожденным и приоритетным. Что это означает? Каждый человек вне зависимости от возраста, уровня интеллекта, образования, статуса и пр. способен практически мгновенно решить насколько справедливо то или иное решение. После того, как человек вынес свое суждение о справедливости, его чрезвычайно сложно переубедить. Приоритетность оценки «справедливо / несправедливо» означает, что сначала человек решает насколько справедливо решение, а потом вникает в детали. 

Не верите? Многие ли из нас обладают полной информацией о газовом кризисе? Нет. А многие ли имеют собственную оценку - справедливо ли поступила Россия,  инсценировав этот конфликт? Да почти все!

Теперь - к делу. Если вы хотите, чтобы ваши антикризисные решения не убивали лояльность сотрудников, а сохраняли или даже повышали ее, прежде, чем объявить решение, убедитесь, что «правильными» сотрудниками решение будет воспринято, как справедливое. 

Сделайте такое упражнение: разделите лист бумаги на три колонки и назовите колонки так: планируемые антикризисные действия, справедливо с моей точки зрения, справедливо с точки зрения большинства сотрудников компании. Идеально, как вы понимаете, если во всех колонках будут в одинаковом порядке записаны одни и те же антикризисные действия. Такие антикризисные действия не угрожают лояльности сотрудников, они могут даже укрепить ее. И в этом нет ничего необычного. Взять, например, лояльность клиентов.

Есть одна закономерность: правильное (читай - справедливое) поведение компании в ситуации кризиса в отношениях с клиентом не разрушает лояльность клиента, а укрепляет ее. Если будет интерес, об этой закономерности подробнее я выскажусь позже, но многие из вас могут вспомнить соответствующий личный опыт. Вы - клиент какой-либо компании, вы совершили сделку. Возникла проблема, что-то пошло не так. Вы расстроились (это важно!). Компания, узнав о проблеме, повела себя так, что, оценивая ее поведение, вы используете эпитеты «хорошо», «правильно», «справедливо». Проблема была урегулирована. Вы испытываете к компании бОльшую лояльность, чем если бы проблемы не было вовсе.  Казус!

Одна знакомая женщина-предприниматель, оправдывая свою повышенную лояльность к компании, допустившей и героически исправившей проблему, говорила так: «Проблемы могут быть у каждого. И я знаю, как ведут себя эти в ситуации кризиса. Как поведут другие - я не знаю, поэтому все следующие покупки я буду делать здесь!»

Проблемы могут быть у каждого. Проблемы могут быть у каждой компании.  Дело не в наличии или отсутствии проблем. Дело в том, как компания ведет себя в ситуации проблем!

Принимать справедливые решения может быть очень не просто. Если эта фраза верна для вас, то, смею предположить, что «быть справедливым» для вас, как для руководителя, не является высшим приоритетом. Для вас есть что-то важнее справедливости, например, высокая оценка акционеров, имидж жесткого администратора, снижение издержек на 12%, следование выбранным целям и так далее. Список может быть бесконечен, но о справедливости в нем нет и речи.

Итоги кратко:

Ваша антикризисная программа укрепит лояльность сотрудников, если:

1. Принимаемые решения будут восприниматься справедливыми. Чтобы решения воспринимались справедливыми, вы должны обнажить логику, которая привела к решению. 

2. Приятие справедливых решений может вынудить вас к пересмотру приоритетов. Это - неизбежная плата. Смиритесь.

3. Награда за справедливые решения - повышение лояльности сотрудников, даже на фоне непопулярных мер. Лояльные сотрудники не меньший актив, чем кредитная линия. А в отсутствии кредитной линии,  очевидно - бОльший.

4. Попытка выдать желаемое решение за справедливое не может обмануть даже пятилетнего ребенка, не пробуйте этого со взрослыми.

Начать дискуссию

QIWI станет страусом

QIWI объявляет о проведении ежегодного общего собрания акционеров в 2024 году

ВТБ отчитался об успехах и сложностях импортозамещения иностранного ПО

Выбрали главное из интервью, которое Вадим Кулик дал «Ведомостям»

Упрощенцам, даже свободным от уплаты НДС в 2025 году, придется формировать счета-фактуры. «Ночной бухгалтер» № 1725

Появляется все больше сопутствующих поправкам по налоговой реформе 2025 проблем. Упрощенцев с доходами до 60 млн рублей освободили от НДС автоматически, но при этом не убрали обязанность выставлять счета-фактуры. Бухгалтеры уже всерьез начинают называть УСН усложненной системе налогообложения.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Счета-фактуры

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

Законопроекты

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интернет и IT

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Интересные материалы

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.