Один из главных вопросов, который бередит умы управленцев, – как организовать работу сотрудников, чтобы добиться максимальной отдачи при минимуме затрат. Совковое прошлое с его формализмом и уравниловкой дало ценную информацию к размышлению руководителям всех уровней, начиная от топ-менеджеров крупных корпораций и заканчивая частными предпринимателями. Размышления эти, как правило, сводятся к тому, что работника необходимо правильно мотивировать. Главным мотиватором в сознании руководителя обычно является зарплата.
Западная экономическая мысль выделяет четыре основных функции менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль. Без этих составляющих эффективный менеджмент немыслим: уберите мотивацию - и получите полное отсутствие интереса к результатам работы, уберите контроль – на выходе будете иметь видимость дела, пререкания и формализм, про планирование и организацию, думаю, не стоит и говорить. К сожалению, нередки случаи, когда руководитель пытается компенсировать низкий уровень организации весьма «оригинальными» инициативами. На такие невеселые размышления наводит тема, затронутая на форуме Клерк.Ру: «Сдельщина для бухгалтера???».
В частности, один из пользователей пишет: «Наш директор тоже озадачился однажды этой мыслью. А так как он человек дела, то все что задумал - продумал, обдумал, высчитал, призвал программиста и издал приказ о том, что бухгалтерия с 1 числа переводится на сдельную заработную плату.
Система была такая: какая-то часть зарплаты была постоянная (например, 5000 рублей). Бухгалтерия ведется в специальной программе, которая создавалсь когда-то специально под наше предприятие, т.е. нет проблем, что бы наш программист, главный создатель программы, не мог туда чего-то еще добавить. И в конце месяца компьютер после нажатия одной кнопки выводил отчет о количестве обработанных документах. Обязательно при входе в бухгалтерию надо было ввести свой табельный номер, иначе документ, который вы провели вам не засчитывался. т.к. числился, что провел его неизвестно кто. Приказом директора все документы были поделены по уровням сложности, на каждый документ был рассчитан коэффициент трудоемкости и каждому уровню сложности был назначен свой тариф. Хотите верьте, хотите нет, но это действительно было.
В конце месяца я (бухгалтер) распечатывала отчет о количестве документов, которые проведены под моим табельным номером, количестве проводок в этих документах, умножала все это на тариф и получала сумму, которую прибавляла к постоянной сумме. Более того, директор учел, что бухгалтер может выполнять работу не в программе: заполнение каких-то документов, чеков, если кассир -пересчет, выдача и получение денег и т.п. Это все записывалось отдельно. В конце месяца подводился итог затраченных минут согласно списка и тоже умножался на тариф и тоже плюсовался к зарплате. Этот период сделки в бухгалтерии длился почти год. В итоге главный бухгалтер уволилась.
Когда я (еще будучи и.о. ГБ) робко поведала директору о том, что сделка в бухгалтерии - это не совсем правильно, что бухгалтер не может от большого желания заработать обработать в день 1000 документов, если у него их на столе всего 100, что баланс все равно будет только раз в квартал, а не каждый месяц, ну и т.п. Директор подумал и согласился со мной и сделку с того дня отменил. И сделал почасовую оплату, что тоже имеет свои плюсы и минусы. Это абсалютно реальная история из жизни. Поэтому создатель темы уже не первый человек, кто об этом задумывался, а были даже и те, кто это воплатил в жизни, причем даже достаточно грамотно и все расчитав до мелочей, но ничего хорошего из этого все равно не вышло. Вывод: сделка в бухгалтерии - бред полный. Проверено в реальности».
Существует множество разновидностей форм оплаты труда. Можно пытаться внедрить косвенную сдельную или повременно-премиальную систему оплаты труда работников бухгалтерии. Можно даже дойти до абсурда и, оставив чистую «повременку», провести хронометраж рабочего времени. Но так ли это необходимо?
Исходя из личного опыта, скажу следующее: попытки внедрения подобных методов говорят о наличии серьезных проблем не столько в сфере мотивации, сколько в организационной сфере, а также в сфере контроля над персоналом. Менеджеру кажется, что с правильной мотивацией работа пойдет полным ходом, проблема постоянного контроля будет снята с повестки дня, высвобождая для руководителя время на планирование, или, скажем, на отдых (и такое бывает). По-человечески понять управленцев можно: точно также, как и рядовым сотрудникам, им хочется минимизировать свою рабочую нагрузку. Но о каком эффективном менеджменте можно говорить, если руководитель порой не может организовать даже самого себя?
Любая организация как система строится на основе желаемого конечного результата, который должен принести фирме конкретный работник. Этот результат должен стать критерием в сфере управления кадрами. При этом руководителю высшего звена вовсе не обязательно лично вникать в работу каждого сотрудника. Его задача – осуществление контроля за работой менеджеров среднего звена. Делегирование полномочий позволит руководителю освободить время для выполнения всех четырех функций менеджмента.
Каков результат работы сотрудников бухгалтерии? Осуществление учетных функций и сдача отчетности. Именно за это, а не за формальное присутствие на рабочем месте организация выплачивает им заработную плату. Поэтому наличие большого числа ошибок в учете или несвоевременная сдача отчетности - повод сменить сотрудника. А сколько платить бухгалтеру? Столько, чтобы заработная плата, которую вы предлагаете, позволяла удерживать квалифицированных и ответственных специалистов.
И, наконец, еще одно замечание, также из личного опыта. Нередко за нововведениями в системе оплаты труда кроется попытка руководства понизить заработную плату сотрудников, сохранив прежний объем работы. Отмечу, что, по моим наблюдениям, в любом случае подобные методы не оправдывают себя, поскольку приводят к текучке кадров, оттоку специалистов и снижению эффективности работы.
Комментарии
103Да и признаться стыдно знакомым, что такая ЗП. :(
Другое дело, что если главбух на предприятии полный рабочий день, то уж тут его з/пл должна быть хотя бы в 2 раза выше з/пл продавца. Т.к. продавцу для своей работы не надо вообще никаких специальных знаний, достаточно просто здравого смысла.